Этапы становления педагогической науки. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли».
Основные модели воспитания и образования человека: общая характеристика.
Особенности воспитания человека в первобытном обществе.
Системы воспитания и образования в Античном мире (Афины, Спарта, Рим).
Воспитание и школа в эпоху раннего Средневековья.
Средневековые университеты и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
Педагогическая система Я. А. Коменского (принципы и правила обучения, система школ, классно-урочная система организации обучения).
Я. А. Коменский о цели воспитания и сущности образования человека. Историческое значение педагогического учения Я.А. Коменского.
Сущность системы индивидуального воспитания Дж. Локка.
Теория «свободного воспитания» Ж. -Ж. Руссо.
Педагогическая система И. Г. Песталоцци. Сущность теории «элементарного образования».
Педагогическая теория И. Ф. Гербарта. Структура процесса воспитания.
Ф. А. В. Дистервег о цели и общих принципах воспитания, о единстве формального и материального образования.
Филантропическая теория и практика Р. Оуэна.
Зарубежные педагогические теории конца Х1Х – сер. ХХ вв. (Г. Кершенштейнер, Р. Штайнер, А. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи).
Воспитание и школа в Древней Руси и Московском государстве (Х – ХVП вв.).
Просветительские реформы Петра 1 и их сущность.
Сущность воспитания в эпоху «просвещенного абсолютизма». Школьная реформа конца ХVШ века.
Система образования в России в первой половине Х1Х в. (реформа и контрреформа).
Общечеловеческие идеи воспитания и образования человека (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой).
К. Д. Ушинский – основоположник российской школы научной педагогики.
Система образования в России во второй половине Х1Х века (реформа и контрреформа).
Развитие российского образования в конце Х1Х – начале ХХ вв. Движение «новая педагогика». (П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, П. В. Вахтеров, К. Н. Вентцель).
Становление советской школы и педагогики (1917 – 1930 гг.).
Развитие советской системы образования (1931 – 1953 гг.) Сущность концепции «советской классовой школы».
Система воспитания коллективом А. С. Макаренко.
Развитие советской школы и образования в период «оттепели» (1954-1964 гг.). Советская педагогическая наука и образование в 1965 – 1985 гг. (период стагнации).
Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского.
Педагогическая наука и опыт педагогов-новаторов в 70-80-х гг. ХХ в. (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин и др.).
Основные тенденции развития и принципы реформирования системы образования в конце ХХ - начале XXI в.
Примерные вопросы для экзамена по Модулю 4
«Практическая педагогика»
Сущность понятий «управление» и «менеджмент». Структура и функции управления образовательными системами.
Государственное управление образовательными системами. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
Принципы, формы и методы управления образовательными системами.
Понятие «организация» и «система». Классификация систем. Виды организаций.
Школа как педагогическая система и объект управления.
Сущность понятий «новация», «инновация», «инновационный процесс», «научно-технический прогресс». Особенности инновационных процессов в образовании.
Стили управленческой деятельности и особенности управленческого взаимодействия.
Особенности управления трудовыми ресурсами образовательного учреждения. Управленческая культура руководителя.
Педагогический и ученический коллективы как субъекты и как объекты педагогического управления и руководства.
Формы и способы повышения квалификации работников школы. Методология аттестации педагогов.
Сущность педагогической технологии. Соотношение понятий: методика, техника, технология. Взаимосвязь педагогической технологии с педагогическим мастерством.
Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные).
Особенности дидактических и воспитательных задач. Основные этапы решения педагогических задач.
Технология конструирования педагогического процесс.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...