«График-органайзер» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы).
Вопросы, возникающие у обучающегося в процессе работы.
Анкеты (об отношении к какой-либо теме и пр.).
Отчеты об интервьюировании других.
Лист наблюдений (за какими-либо процессами).
Самооценка.
Письмо преподавателю связанное с содержанием портфолио.
Постановка и обоснование целей будущего обучения.
Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагменты.
Схемы индивидуальных и групповых проектов.
Описание лабораторных экспериментов.
Образцы изобразительного творчества.
Грамоты, гранты, знаки отличий.
Публикации (статьи, тезисы).
Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио?
Домашние работы.
Результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий.
Задания, отредактированные однокурсниками.
Результаты групповой работы (черновики, схемы).
Дневник обучения.
Процесс решения учебных задач.
«Рефлексивные журналы».
Проекты.
Письменные работы.
Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ.
Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов, песен студентов.
«График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.).
Вопросы, возникающие у студента в процессе работы.
Заполненные студентами анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.)
| Отчеты об интервьюировании других студентов.
Лист наблюдений (за какими-то процессами).
Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения).
Самооценка.
Письмо преподавателю (члену своей семьи, директору предприятия и т.д.), связанное с содержанием портфолио.
Постановка и обоснование целей будущего обучения.
Тема по выбору.
Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов и т.д.
Схемы индивидуальных и групповых проектов.
Записи в «бортовом журнале».
Компьютерные программы.
Описание лабораторных экспериментов.
Образцы изобразительного творчества.
Видеофрагменты.
Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.
|
Как будет выглядеть портфолио?
— Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента.
— Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.), где отражены разделы и рубрики портфолио, указан список использованной литературы (отдельная рубрика).
— Соответствие содержания оглавлению.
— Письменное введение в каждый раздел, рубрику, входящую в портфолио (студент объясняет, почему он решил работать над той или иной рубрикой внутри раздела, обосновывает с помощью аргументов выбор тем и описывает свои мысли и чувства в этой связи).
— Самооценка портфолио самим студентом.
— Перечень целей обучения, обоснованных студентов на основании своих интересов, потребностей и самооценке.
Трансфертный лист оценки портфолио № 1
Я считаю, что …
| Особенно удачным является …
|
В то же время я посоветовал бы …
| Не кажется ли Вам, что …
|
Трансфертный лист оценки портфолио № 2
Интересные впечатляющие моменты
| Темы,
которые наиболее
раскрыты
| Общие советы
| Главные выводы
|
Критерии оценивания.
1. Наличие обязательных рубрик и выводов.
2. Наличие списка использованной литературы.
3. Отсутствие в портфолио ксерокопий.
4.Использование исследовательских методов работы (интерпретация, анализ, синтез и др.).
5.«Личностная привязка» содержания.
6.Качество оформления.
7.Творческий подход к работе и оформлению.
8.Анализ полезности темы портфолио для самого студента.
ПРИМЕЧАНИЕ:Портфолио может быть выполнен в мультимедийном варианте,но на проверку представляетсяв распечатке.
Трансфертный лист используется для промежуточного и итогового оценивания,осуществляемого самими студентамина занятиях.
Методические рекомендации по работе с альманахом.
Рубрики альманаха.
Обязательные:
· Обозначение проблемы и эпиграф;
· Глоссарий или словарь по проблеме;
· Человек в зеркале автобиографии (педагогические ситуации по теме альманаха: из личных воспоминаний; воспоминаний известных людей; друзей или собственных);
· Колонка главного редактора: школа, урок, учитель… (педагогический анализ проблемы).
Свободные (3 на выбор, но возможны и Ваши предложения):
· Анкета и её педагогический анализ;
· Коллажи;
· Эссе-размышление;
· Литературные и поэтические странички;
· Реклама;
· Педагогические ситуации с вариантами и решениями;
· Вредные советы;
· Великие мысли великих людей;
· Два ответа на один вопрос;
| Творческое задание
Семинар 1
| 1 группа
| 2 группа
| |
1.
| Написать эссе-размышление «Мой путь по дороге образования».
|
|
| |
2.
| Написать эссе-размышление «Педагогическая фантастика или Что будет через 200 лет».
|
|
| |
3.
| Подготовить и обосновать эмблему педагогической профессии.
|
|
| |
4.
| «Учителем ремесла» (учу тому, что умею делать сам) или «учителем жизни» (человеком, имеющим право помогать другим правильно жить на свете) вы хотели бы стать? Какова разница в индивидуальном образовательном маршруте при движении к таким разным целям?
|
|
| |
5.
| Поработать с текстом «Заповеди левой и правой руки». Определить, в какой степени вы принимаете те или иные заповеди и почему? Какие учителя чаще встречались вам в школе? На какие ценности вы будете ориентировать себя при подготовке к педагогической деятельности?
|
|
| |
6.
| Обоснуйте позицию: педагогическая деятельность – атрибут человеческой культуры.
|
|
| |
7.
| Поработайте с текстом манифеста «Человек свободный». По тексту:
- Определите, чем вызвана потребность в его появлении?
- Какие духовные ценности он отражает?
- Определите позицию авторов манифеста.
- Дайте характеристику адресата манифеста.
- Определите ключевые понятия манифеста и назовите их существенные признаки.
- Сформулируйте сверхзадачу манифеста.
- Сформулируйте тезис манифеста (сначала найдите определение тезиса).
|
|
| |
8.
| Придумайте монолог по теме «Педагогические ценности». Выступите с ним перед группой. Условия выполнения работы:
- монолог оптимистичен
- он задает веер проблем для размышления
- время выступления 5 минут
- содержание выступления должно привлечь аудиторию.
|
|
| |
9.
| Создать альманах «Моя любимая школа»
|
|
| |
10.
| К УЭ 1.2.1 Предложите методы, и средства воспитания человека с сочетанием смиреной души и свободной воли, живого духа и обширной памятью (опирающейся на авторитеты), мистического разума и стойкой веры, тренированного рассудка и возвышенного чувства.
5. Рецензии на статьи:
1.Андрей Викторович Хуторской Заповеди Христа: духовно-нравственное образование //Школьные технологии, 2009, № 3. – С. 41-46
2.П.Л. Полянский Формирование семейного права как отрасли в России (постановка проблемы) // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2010, №2
6. Рецензии на один из предложенных источников:
1. Домострой. Юности честное зерцало. – М., «ДАРЪ», 2006. – 320 с.
2. Поучение Владимира Мономаха.
3. Притчи Соломона.
Рецензия включает в себя:
- Выходные данные источника
- Ключевые идеи, которые автор поднимает в источнике, к чему, к каким темам он обращается
- Какие методы, средства воспитания предлагает автор?
- Есть ли в источнике упоминания о воспитании послушания?
- Как понимается автором послушание?
- Какие методы и средства воспитания послушания предлагает автор?
- Какие дает рекомендации родителям и учителям?
- Какие проблемы, актуальные современному времени поднимает автор источника?
- Чем лично вам было полезно знакомство с этим источником?
- Где на практике можно применить, полученные вами знания из источника?
|
|
| |
№ п/п
| Творческое задание
Семинар 2
| 1 группа
| 2 группа
| |
1.
| Напишите эссе- размышление (темы см. в задании к занятию №2)
|
|
| |
2.
| Подумайте над вопросами и выполните задания:
-Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?
-Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?
|
|
| |
3.
| Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя
(если да, то обоснуйте свой ответ).
Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.
|
|
| |
4.
| Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.
|
|
| |
5.
| В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других
особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?
|
|
| |
6.
| Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание
этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?
|
|
| |
7.
| В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?
|
|
| |
8.
| Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из тем:
- «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы
образования на современном этапе развития общества»;
- «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии».
|
|
| |
№ п/п
| Творческое задание
Семинар 3
| 1 группа
| 2 группа
| |
1.
| 1.Аналитическая справка. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека, и какие из них на вас произвели наибольшее впечатление и почему?
|
|
| |
2.
| Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими. Что это за основы?
|
|
|
|
3.
| Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально-значимых качеств личности.
|
|
| |
4.
| Составь анкету «Профессия – педагог»
|
|
| |
№ п/п
| Творческое задание
Семинар 4
| 1 группа
| 2 группа
| |
1.
| 1. Аналитическая таблица. Какие стили общения и руководства были присущи учителям школы, которую вы окончили?
|
|
| |
2.
| Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руководства.
|
|
| |
3.
| Составьте рекомендации. Как, по вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в образовательных учреждениях?
|
|
| |
4.
| Эссе-размышление.
-Как сказываются стили педагогического общения и руководства на результатах педагогической деятельности?
|
|
| |
5.
| Общение - это наука или искусство? (свою позицию доказательно обоснуйте).
|
|
| |
6.
| Заметки на полях. Какие этические нормы взаимоотношений воспитателя с детьми вы считаете наиболее значимыми?
|
|
| |
7.
| Инсценируйте и обсудите проблемную педагогическую ситуацию, раскрывающую трудности в отношениях: учитель - ученик; воспитатель-детский коллектив; педагог - родители; педагог - педагог; подросток-сверстники.совершенство, то в чем же смысл воспитания?»
|
|
| |
№ п/п
| Творческое задание
Семинар 5
| 1 группа
| 2 группа
| |
1.
| Поработайте со следующими педагогическими изданиями так, чтобы заинтересовать ими группу с позиций совершенствования педагогического мастерства.
-Журнал «Классный руководитель»
- Журнал «Воспитание школьников».
- Журнал «Народное образование»
- Журнал «Современные образовательные технологии»
- Газета «Первое сентября»
- «Учительская газета»
|
|
| |
2.
| Сочинение – эссе.
Могут ли детективы (фантастика, «дамские» романы, эстрадные выступления, газетные публикации…) быть источником в педагогическом образовании?
|
|
| |
3.
| Сочинение –эссе.
Зачем педагогу хобби? Обоснуйте свою позицию.
|
|
| |
№ п/п
| Творческие задания
Семинар 6
| 1 группа
| 2 группа
| 1.
| Интервью. «Научных интересы ваших преподавателей»
| | | 2.
| Выпишите, пожалуйста, те источники самообразования, которые вы используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число? Выпишите те умения, которых вам не хватает для успешного обучения. Каким образом можно их приобрести? Чему бы вы хотели научиться у окружающих? У кого именно?
| | | 3.
| Эссе-размышление «Учитель – не профессия, а образ жизни».
| | | 4.
| Каким образом связаны педагогическая профессиональная компетентность, педагогическое мастерство и педагогическая культура педагога? (таблица сравнений)
|
|
| 5.
| Создайте альманах «Образ ребенка в культуре»
|
|
| 6.
| Создайте альманах «Ребенок и Интернет».
|
|
|
| |
№ п/п
| Творческие задания
Семинар 7 УЭ 1.7
| 1 группа
| 2 группа
| |
1.
| Составить кластер.
Как вы определяете для себя понятие «жизненный успех»?
|
|
| |
2.
| Эссе-размышление. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они выглядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении?
|
|
| |
3.
| Составьте план действий на ближайший год. Какие результаты вы хотели бы получить по его окончании?
|
|
| |
4.
| Опишите, как вы представляете себе человека, имеющего оптимальный имидж.
|
|
| |
5.
| Альманах «Имидж учителя XXI века. Гендерный аспект.»
|
|
| |
| | | | | | | | | |
Практические занятия