Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
Сущность понятия «процесс обучения». Знания, умения, навыки и способности учащихся в процессе обучения. Структура процесса обучения (преподавание, учение и научение). Основные компоненты процесса обучения (целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно- регулировочный, оценочно-результативный). Основные функции (образовательная, воспитательная и развивающая), их характеристика. Этапы процесса обучения (восприятие, осмысление, обобщение, повторение, закрепление), их содержание. Назначение деятельности учителя (управление активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся). Этапы в ходе педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки, анализа результатов работы. Основные действия учащихся в процессе обучения: восприятие материала; конспектирование информации; запоминание материала; повторение материала в процессе учебной деятельности; грамотное воспроизведение учебного материала; самостоятельное решение учебных задач; самоконтроль достижений; самооценка. Сущность понятий «закономерности процесса обучения» и «принципы процесса обучения». Источники возникновения принципов обучения. Исторический характер принципов обучения (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский). Система принципов обучения (научности, наглядности, проблемности, доступности, активности и сознательности, систематичности и последовательности и т.д.). Научная характеристика и содержание основных принципов обучения. Особенности их применения при организации урока.
Методы обучения и их классификация Понятие «метод обучения». Признаки методов обучения. Условия выбора методов обучения учителем на уроке. Понятие «прием обучения». Проблема методов обучения в дидактике. Основные подходы к классификации методов обучения (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе, И.Ф. Харламов, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Ю.К. Бабанский, В.И. Андреев, М.И. Махмутов). Основные и вспомогательные методы обучения в современной школе. Характеристика классификации методов обучения М. Скаткина и И. Лернера (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские методы).
Формы обучения Понятие «формы организации обучения», их классификация. Развитие форм организации обучения в дидактике. Исторический аспект развития индивидуальной формы обучения. Негативные и позитивные стороны индивидуальной формы обучения. Понятие коллективной формы обучения. Я.А. Коменский как создатель классно-урочной системы обучения. Основные характеристики классно-урочной системы. Исторически сложившееся системы организации обучения (взаимного обучения (белл-ланкастерская система); избирательного обучения (батовская и маннгеймская системы); индивидуализированного обучения (Дальтон-план, план Трампа). Индивидуальная, групповая и коллективная формы организации обучения: сравнительная характеристика. Групповая форма организации обучения как условие осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Критерии создания учебных групп. Понятие об уроке как основной форме организации учебной работы. Факторы, влияющие на результат урока (уровень знаний учителя, его профессиональной подготовки, общей культуры; способности учеников, их степень интереса к предмету, их мотивированность к предмету и процессу обучения в целом т.д.). Основные характеристики современного урока. Уроки традиционные и инновационные. Формы контроля на уроках. Классификация уроков на основе дидактических задач и логики учебного процесса: уроки смешанные или комбинированные; уроки сообщения новых знаний; уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; уроки проверки и оценки знаний. Дидактические основы уроков различных типов. Основные требования к современному уроку (к содержательной, организационной и методической стороне урока). Условия его эффективности.
ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения Подростков Понятие «девиантное поведение».Причины возникновения девиантного поведения учащихся (ошибки и недостатки в процессе семейного воспитания, недостатки и просчёты в организации учебно- воспитательного процесса школы, отрицательное влияние социума и др.). Психологические типы девиантного поведения учащихся и их характеристика. Система работы классного руководителя (социального педагога) по предотвращению отклонений в поведении учащихся. Технология коррекционно-воспитательной работы с подростками. Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению. Виды и содержание профилактической работы среди несовершеннолетних.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |