Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внутренние функции современного государства, их виды и характеристика



2015-12-13 425 Обсуждений (0)
Внутренние функции современного государства, их виды и характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




Функциями государства называются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.Функции государства классифицируются по нескольким основаниям:• по сфере действия:- внутренние (это функции которые государство осуществляет внутри страны).- внешние (это функции которые государство осуществляет за пределами страны).

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: политическая, экономическая, социальная, развития культуры и науки (образования), налогообложения и взимания налогов и сборов, экологическая, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

1. Политическая-определение внутренней политики.

2. Экономическая функция

Она заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих конституционных форм собственности. С принятием Гражданского кодекса РФ создана правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином.

3. Социальная функция

Она проистекает из предпосылки, что, как записана в статье 7 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»

Содержание этой функции многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимум размера оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии и пособия и т.д. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

4. Функция развития культуры, науки и образования. Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. В содержание данной функции входит также: государственная поддержка развития науки; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об образовании», указы Президента РФ «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» и др.

Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.

5. Экологическая функция: координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования. Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязанность перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную функцию являются: Конституция РФ, законы РФ «Об охране окружающей среды», «основы лесного законодательства», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и т.д.

6. Функция налогообложения и взимания налогов: формирование и содержание казны государства, пополнения казны, за счет всех видов налогов.

Конституция РФ (ст.2) признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется. Новое в содержание данной функции состоит в том, что согласно статье 8 Конституции, «в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная собственности». Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности. В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо оттого, кем оно совершено, не только святая обязанность, но и служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.

Особое место в правовом обеспечении данной функции являются: Уголовный кодекс РФ, законов «О борьбе с терроризмом», «О судебной системе в Российской Федерации», «О прокуратуре» и т.п.


2.Действие НПА во времени, в пространстве, по кругу лицНПА - изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

Действие закона - это свойство нормативных I актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:

1) всех граждан;

2) организаций;

3) государственных органов; 4) объ­единений.

Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют нор­му, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связа­но с истечением срока их действия, на который при­нимается тот или другой акт; в связи с прямой отме­ной: 1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти; 2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общест­венных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реа­лизуется на основании территориального и экстер­риториального принципов: (территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государ­ственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого орга­на, полномочия которого распространяются на данной территории; (экстерриториальный принцип действия норматив­ных актов предполагает распространение право­вых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функциони­рования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые на­ходятся на территории юрисдикции правотворческо­го органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев). В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящих­ся за границей государства. Иностранцы и лица без гражданства лишены воз­можности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического им­мунитета (экстерриториальности).

С учетом действия нормативных актов во времени они подразделяются на: Постоянные – это нормативные акты, действующие неопределенно длительное время. Временные – это нормативные акты, срок действия которых ограничен. Чрезвычайные – это нормативные акты, действующие в определенных условиях (в военное время).С учетом действия в пространстве нормативные акты подразделяются на:Общефедеральные – это нормативные акты, действующие на территории страны. Нормативные акты субъектов действуют на территории субъекта федерации. Местные - действуют на территории соответствующих территориальных образований; локальные – на территории организации, предприятия..С учетом действия нормативных актов по кругу лиц они подразделяются на: Общие распространяют свое действие на всех граждан государства (конституция, гражданский кодекс). Специальные - это нормативные акты, распространяющие свое действие на определенные категории субъектов (на студентов, следователей). Исключительные – это нормативные акты, направляющие свое действие на особые категории субъекта (дипломаты).Такие акты исключают действие общих и специальных норм.Билет №81.Своеобразие образования государства у различных народов (Афины, Римское и Франкское государство, государство у славянских народов, государства Древнего Востока).

В далекой древности государства не было. Условно этот пе­риод можно назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой:

— праобщину (первобытное человеческое стадо),

— родовую общину,

— крестьянскую общину.

Община — универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. В период существования праобщины закончи­лось биологическое развитие человека, возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения и жизнеобеспе­чения. Люди объединялись в коллективы, построенные на кров­нородственных связях, с властью вожака. Это стало началом социальной организованности, появилось первобытное общественное самоуправление.

Признаки первобытного общественного самоуправления:

(1) существовало только в рамках рода, выражало его волю и основывалось на кровных связях;

(2) субъект и объект управления совпадали;

(3) органами самоуправления выступали родовые собрания, то есть собрания всех членов рода (мужчин и женщин), и изби­раемые ими старейшины;

(4) общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях;

(5) власть старейшин, стоящих во главе рода, а также воена­чальников (избирались только на период военных действий) основывалась на авторитете, опыте, уважении. Племя управля­лось советом старейшин, который избирал вождя;

(6) должность старейшины не давала никаких привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как все;

(7) различий между правами и обязанностями у членов рода не было.

Итак, общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее.

Государства появляются на определенной сту­пени развития общества. Их возникновение связано с тремя круп­ными общественными разделениями труда:

1) выделением скотоводства как обособленной сферы обще­ственной деятельности (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег);

2) отделением ремесла от земледелия (изобретение ткацкого станка, овладение навыками обработки металлов);

3) появлением группы людей (купцов), занятых только об­меном (сосредоточение богатства в их руках благодаря посред­нической миссии)

В результате общественного разделения труда возникли

причины возникновения государства:

1) необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением в результате развития производ­ства, разделения труда, изменения условий распределения про­дуктов, ростом численности населения и расслоением общества на социально неоднородные группы (классы);

2) необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе­чивающего его социальную устойчивость, что достигается с по­мощью общеобязательных социальных (прежде всего юридичес­ких) норм;

3) необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых масс, возникших в результате расслоения общества на со­циально неоднородные группы (классы);

4) необходимость защиты территории и ведения войн, как оборонительных, так и захватнических;

5) необходимость организации крупных общественных ра­бот, объединения для этой цели больших групп людей (в ряде стран Азии и Африки).



2015-12-13 425 Обсуждений (0)
Внутренние функции современного государства, их виды и характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внутренние функции современного государства, их виды и характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)