Дидактика. Становление и развитие
Педагогика, как наука, имеет социально-исторический характер, что выражается в обновлении состава категорий, появлении новых проблем, новых подходов к решению старых по мере развития социальных явлений, открытий в педагогической теории и практике. Разделом педагогики является дидактика. Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале 19 века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. [4] Основными категориями дидактики являются: 1. Преподавание 2. Учение 3. Обучение 4. Образование 5. Знания 6. Умения В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Основным предметов исследования дидактики является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных видов деятельности – педагогической деятельности учителя и учебнопознавательной деятельности учащихся. Выделяют две функции дидактики: 1. Теоретическую (диагностическую и прогностическую) 2. Практическую (инструментальную). Если первая связана с описание процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п., то вторая функция - с конструирование проекта педагогической деятельности, которым будут руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связанны между собой. Дидактика отражает наиболее общие закономерности учебного процесса, осуществляемого в различных учебных заведениях при преподавании самых разных учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику, определяемую целью ее изучения, свои характерные особенности, закономерности, требует своих особых методов и организованных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики, или частные методики преподавания отдельных учебных предметов. [1] Процесс обучения порождается мотивацией. Обычно обучение характеризуется так: обучение - передача человеку конкретных знаний, умений и навыков. Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия: подсказывает литературу, контролирует деятельность; направляет ее в нужное русло. [2] Дидактика как общая теория образования и обучения разрабатывает теоретические и методические основы обучения, связанные с целями, содержанием, принципами, методами, организационными формами, средствами и результативностью обучения.[1] Дидактика связана со многими науками, так как процесс обучения исследуют психология, анатомия и физиология, школьная гигиена, методики отдельных учебных предметов, а также соответствующие учебным дисциплинам науки. Все проблемы, решаемые дидактикой, носят исторический и классовый характер. Основными проблемами современной дидактики являются: 1. Выбор целевого назначения образования, связанного с вариативностью обучения в школе. Здесь дидактика определяет цели и задачи обучения и образования. 2. Отбор материала для изучения в школе, т.е. проблема содержания образования. Здесь дидактика исследует педагогические основы содержания школьного образования. 3. Выявление сущности процесса обучения, связанной с исследование закономерностей познавательной деятельности, влияющих на организацию, управление и технологию обучения. 4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. «Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в современной школе понимается выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учителей и учащихся» (Ю.К. Бабанский). 5. Создание проблемных ситуаций и применение на уроках методов и приемов проблемного обучения и условия их наиболее эффективного применения. 6. Усиление межпредметных и внутрипредметных связей, дающих возможность актуализировать опорные знания, учебные и практические навыки и умения. 7. Разработка системы общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения. 8. Исследования и разработка организационных форм учебно-воспитательного процесса, их классификация, структура и методика. 9. Изучение закономерностей познавательной деятельности учащихся и пути повышения развивающих функций этой деятельности (целенаправленность учения, мотивация, актуализация опорных знаний, познавательная активность, самостоятельность, творчество, личностная заинтересованность, оценочная деятельность, связь обучения с жизнью и т.д.). Основные категории дидактики. Теория обучения оперирует свойственными ей понятиями. Наиболее употребительными терминами являются: обучения, образование, учение, принципы, содержание, методы обучения, формы организации обучения и др.[3] Образование – это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимся знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей. Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание, и развитие учащихся. Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподавание – процесс деятельности преподавателя в ходе обучения. Учение – процесс деятельности ученика в учебном процессе. Принципы обучения – важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса. Содержание образование = система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, воспитанию и развитию в процессе обучения. Формы организации обучения - это особенности объединения учащихся для занятий с учителем, в процессе которых совершается учебно-познавательная деятельность. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у обучаемого способности к деятельности. Педагог должен формировать не только навыки и умения, но и мировоззрение своих учащихся, глобальное мышление, толерантность, гражданственность, экологическое мышление.[2] Если педагогу не удается возбудить активность учащегося в овладении знаниями, если он не стимулирует обучение, то о дидактике говорить нельзя.
Список литературы: 1. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 110 с. 2. Федотов Б.В. Общая и профессиональная педагогика. – Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2011. – 215 с. 3. Пешкова В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие, Ч.II. Общие основы педагогики. – М.,Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 121 с. 4. Каптерев П.Ф. Исторический очерк развития дидактики. – М.: Директ – Медиа, 2012. – 102 с.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (17427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |