Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16. 1. Кредит: его формы и роль



2015-12-13 522 Обсуждений (0)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16. 1. Кредит: его формы и роль 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Кредит: его формы и роль. Ссдный процент и его экономическая роль.

Кредит — это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

Кредит — это товар продаваемый за специфическую цену, — ссудный процент и на специфических условиях — на срок, с возвратом.

§ Продавец кредита — кредитор, ссудодатель.

§ Покупатель кредита — должник, дебитор, ссудополучатель, заемщик.

§ Специфические условия, на которых предоставляется кредит, составляют основные принципы кредитования.

Основными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность. Возвратностьпредполагает, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, будут возвращены продавцу кредита (кредитору). Нарушение принципа возвратности может нанести непоправимый ущерб кредитору, поэтому в современных условиях в кредитных соглашениях принято оговаривать способы страхования кредитного риска. Целевая направленность кредитования обеспечивает возвратность и платность ссуды.

Кредитное соглашение — письменный договор кредитора и должника при предоставлении-получении кредита, подробно оговаривающий условия возвратности, срочности и платности.



Рис. Виды и формы кредита

Ссудный процент - это экономическая категория, представляющая собой цену ссуженной на время стоимости (недвижимости, товара, денег, ценных бумаг и т.д.). Другими словами, ссудный процент представляет собой плату за временное пользование кредитом, выступающей в данном случае в виде товара. Хотя ссудный процент связан со словом «ссуда», фактически он является процентом по кредиту, и точнее было бы название «кредитный процент».

Кредитор и заемщик выступают в сделке предпринимателями, ставящими основной целью получение дохода (прибыли). Кредитор получает доход в виде ссудного процента по кредиту. Заемщик должен получить доход от использования средств от кредита в производстве товаров или услуг. Часть этого дохода заемщик отдает кредитору в форме процента.

Ссудный процент играет огромную роль в экономике. Высокий ссудный процент означает, по определению, высокую цену за ссуженные деньги. В развитой рыночной экономике при низком уровне инфляции это является проявлением повышенного спроса на деньги со стороны экономических агентов. При этом дорогие кредиты тормозят рост ВВП, тормозят расширение действующих производств и создание новых. Те же отрасли, в которых норма прибыли ниже ссудного процента, могут деградировать, поскольку лишены возможности получения кредитов.

Высокий ссудный процент служит рыночным инструментом лечения экономики от «перегрева» - роста ВВП со слишком высокими темпами, приводящими к резким диспропорциям в развитии отраслей и сфер экономики. Низкий ссудный процент делает кредиты доступными экономическим агентам и способствует при низкой инфляции экономическому росту. Население, получая дешевые кредиты, делает дополнительные покупки и повышает спрос на товары. Предприниматели, покупая дешевые кредиты, увеличивают производство товаров и удовлетворяют возросший спрос на них. Способствует росту ВВП и увеличение сделок предпринимателей между собой с целью расширения производств.

Величина ссудного процента в рыночной экономике определяется рынком (спросом и предложением), общим состоянием экономики страны, золотовалютными запасами, состоянием банковской системы, уровнем накопления денежного капитала и сбережений населения, развитием денежных и фондовых рынков, международной миграцией капиталов, устойчивостью национальной валюты, денежно-кредитной политикой государства и другими факторами.

 

2. Планирование и прогнозирование как основные функции управления. Сущность и основные принципы макроэкономического планирования и прогнозирования.

Планирование – одна из функций управления. Его ключевая роль определяется тем, что планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано формулировать цели и задачи организации, пути и методы их достижения, а также определять необходимые для этого средства.

Планирование – это процесс разработки плана, определяющего: кто, что, с использованием каких ресурсов и когда должен выполнить. Для осуществления планирования необходима разработка цели (желаемого результата) организации. В советское время (в командно-административной системе) планирование имело

Ключевые компоненты организационного планирования:
— определение миссии и целеполагание (основная общая цель организации – четко выраженная причина или миссия)
— принятие решений.

Принципы планирования: своевременности, комплексности, рациональности.

Процесс планирования (этапы):
— прогнозирование;
— выяснение и выбор вариантов развития;
— формулирование целей;
— разработка программы действий и составление графика работ;
— формирование бюджета (бюджетирование).

Методы планирования:
— матричное (на основе нормируемых единиц)
— оптимальное (на основе определенного критерия)
— адаптивное (учитывающее изменения)
— балансовый (достижение баланса доходов и расходов)
— планирование от достигнутого уровня (на основе данных за отчетный период)

Прогнозирование – это метод предвидения возможных направлений развития.
Прогнозирование – это фактор планирования, которое бывает: долгосрочным (свыше 5 лет; иногда до 15-20 лет), среднесрочным (от года до 5 лет), краткосрочным (обычно на год). Его точность только вероятностна.
Виды прогнозов: экономические, развития конкуренции, развития технологии, состояния рынка, социальный.
Методы прогнозирования:
— неформальные (наглядная информация, письменная информация, промышленный шпионаж);
— количественные (экстраполяция – повторение прошлого, временные ряды, причинно-следственное моделирование);

— качественные методы (мнение, ожидание потребителя, экспертной оценки).

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, то есть план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования - прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной

Макроэкономическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по достижению целей при взаимодействии низших звеньев системы управления, как между собой, так и с центром.

Следовательно, на макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.

Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики.

На макроуровне необходимо также осуществлять прогнозные расчеты экономического потенциала, занятости, спроса на продукцию, разрабатывать прогнозы инвестиций, экспорта и импорта, платежного баланса, цен, валютного курса, инфляции, государственных операций при формировании госбюджета, социального развития, реальных доходов населения, покупательных фондов и товарных ресурсов и ряд других.

Субъекты прогнозирования и планирования - планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.

Планы-прогнозы разрабатываются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.
Формируются планы на перспективу, краткосрочные (год, квартал, месяц) и оперативные (сутки, декада) планы.
Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, экономическое моделирование, модель "затраты-выпуск".

 



2015-12-13 522 Обсуждений (0)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16. 1. Кредит: его формы и роль 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16. 1. Кредит: его формы и роль

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)