Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели самоуправленческой деятельности



2015-12-13 882 Обсуждений (0)
Цели самоуправленческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




После определения сущности самоуправления необходимо назвать его главные целевые ориентиры.

 

Во-первых, содействие развитию ребёнка. Речь идёт о детском коллективе, ведущей функцией которого является обеспечение личностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод, инструмент) развития детей. «Самодеятельность, – по утверждению Т.Е. Конниковой, – очень острое оружие: деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению, обязательно отражается в чертах личности». Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.

 

Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.

 

В-третьих, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребёнку расширить пространство для проявления своей активности. Оно не должно быть ограничено стенами учебного кабинета и даже рамками школьного здания. Выполнение постоянного или временного поручения может происходить и в детском саду, и в доме ветерана, и на ферме сельскохозяйственного предприятия, и в больнице, и на участке лесного хозяйства, т.е. там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей.

 

Принципы самоуправленческой деятельности.

 

Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно

обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:

 

1) деятельное наполнение работы органов самоуправления;

2) социальная значимость деятельности самоуправления;

3) соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;

4) взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;

5) добровольность и выборность органов самоуправления;

6) инициатива, самодеятельность и творчество детей;

7) гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки;

8) сочетание деятельности постоянных и временных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;

9) обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления;

10) сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

 

Однако не всегда избирается академический стиль для составления свода правил и требований к работе органов самоуправления. Нередко они формулируются в форме заповедей, мудрых советов, призывов, поэтических мыслей, пословиц и поговорок. Их содержание затрагивает не только работу органов самоуправления, но и всю жизнедеятельность классного коллектива.

К примеру, принципы самоуправления могут быть сформулированы в виде русских народных пословиц:

1. Где хотенье, там и уменье.

2. После дела за советом не ходят.

3. Доброе дело само себя хвалит.

4. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

5. Чужим умом богат не будешь.

6. Грамоте учиться – всегда пригодится.

7. Без корня и полынь не растет.

 

Содержание, организация и структура самоуправленческой деятельности.

 

Для того, чтобы лучше разобраться в содержательном,

 

организационном и структурном аспектах самоуправления, надо в

очередной раз обратиться к бесценному наследию – опыту А.С. Макаренко.

Деятельность, по мнению Антона Семёновича, рождает самоуправление, а не наоборот. Такой деятельностью может быть выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу органом школьного самоуправления, либо проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединённые общим интересом одноклассники, либо разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта, либо создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой.

Постепенно самоуправлением будут охвачены все или большинство сторон жизнедеятельности классного коллектива. В этой связи следует обратить внимание на существование во многих учебных заведениях ошибочной практики работы с индивидуальными поручениями учащихся, когда они сначала распределяются, а затем предпринимаются попытки, чаще всего безуспешные, наполнить их деятельностью.

Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы.

Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.

Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской и других видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своём составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

 

Наряду с постоянными, в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). При их создании целесообразно помнить следующее:

w создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

w решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;

w в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

w органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;

w осуществив решение организаторской задачи, они прекращают своё существование.

 

Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе.

Воспитательный потенциал поручения возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:

а) социально ценная направленность поручения;

б) личностная значимость для ребёнка выполняемой им работы;

в) наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;

г) инструктивная оснащённость процесса поручаемого дела (цель и

значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т.п.);

д) развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности – от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.

 

На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает создаваемая в классе воспитательная система. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классе, где системообразующим фактором является клубная деятельность. Совет дела, как правило, становится центральным органом самоуправления в классе, где доминирует коллективная творческая деятельность. Институт дежурных командиров или старост чаще всего встречается в учебных группах, где построены воспитательные системы рационально-познавательной ориентации. Художественный совет может стать приоритетным органом самоуправления, где действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации.

 



2015-12-13 882 Обсуждений (0)
Цели самоуправленческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели самоуправленческой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (882)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)