Раздел 3. Оплата и нормирование труда в организациях
Трудовые ресурсы – это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников. По характеру выполняемых функций персонал подразделяется на четыре категории: рабочие, руководители, специалисты и технические исполнители (служащие вспомогательного персонала). Рабочие– это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. Руководители– работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители. Специалисты – работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, товароведы и др. Технические исполнители (служащие вспомогательного персонала) – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, курьеры, чертежники, агенты и др.). Для характеристики трудового потенциала предприятия используется целая система показателей. Количественная характеристика персонала измеряется в первую очередь такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Списочная численность – это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Она учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу. Явочная численность характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках. Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется как частное от деления суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в месяце. При этом в выходные и праздничные дни показывается списочная численность работников за предыдущую дату. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12). Качественная характеристика персонала представлена показателем производительности труда. Производительность труда (ПТ)– это его эффективность, результативность. Определяется по формуле: ПТ = Р : ч Факторы повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям: 1. Факторы, создающие условия для роста производительности труда: уровень развития науки, повышения квалификации работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров и др. 2. Факторы, способствующие росту производительности труда: материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда, внедрение научно и технически обоснованных норм труда, внедрение прогрессивной технологии и др. 3. Факторы, непосредственно определяющие уровень производительности труда на предприятии: механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение качества труда, ликвидация простоев, устранение брака, совершенствование управления и организации труда. Заработная плата (оплата труда) (ОТ) – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала. Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве. Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, путем использования совокупности составных элементов (нормирования, тарифной системы, премии, доплат и надбавок). Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого. С организацией заработной платы на предприятии связано решение двуединой задачи: - гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда; - обеспечить работодателю достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль. Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики. Формы и системы оплаты труда – это способы использования норм труда для расчетов заработной платы работников с учетом особенностей их труда. Они основаны на том, что оплата труда работников устанавливается за: - качество труда; - количество труда; - результат труда. Структура доходов на предприятиях определяется соотношением трёх основных составляющих: тарифных ставок и окладов, доплат и компенсаций, надбавок и премий. Оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы. Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда позволяют применить к каждой группе и категории работающих определённый порядок исчисления заработка. Это обеспечивает более точный учёт количества и качества труда, вложенного работниками в конечные результаты производства. Заработная плата состоит из двух основных составляющих: 1) условно постоянной (гарантированной) части, которую при полной отработке нормативного рабочего времени и качественного выполнения трудовых функций получит каждый исполнитель; 2) гибкой (переменной), которая имеет по преимуществу стимулирующий или компенсирующий характер Переменная часть заработной платы включает такие элементы, как доплаты и надбавки. Каждый элемент заработной платы выполняет свои функции. Доплаты и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работы. Они носят относительно стабильный характер и персонифицированы, т. е. установлены для конкретного человека. Ряд доплат и надбавок являются обязательными для предприятий всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена Трудовым кодексом РФ. По характеру выплат доплаты и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие. В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера. К ним относятся доплаты за работу в вечернее и ночное время; в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу; за разъездной характер работы; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы; за многосменный режим работы. К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда. К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату за высокую квалификацию (специалистам); за профессиональное мастерство (рабочим); за совмещение профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; за выполнение обязанностей отсутствующего работника; за обслуживание вычислительной техники и др. Минимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятия, и их размеры определяются предприятием самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы. Размер доплат и надбавок чаще всего определяется в процентах, т.е. относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако предприятие может устанавливать их и в абсолютной сумме — либо в равном размере для всех работников, либо дифференцированно. Размеры доплат и надбавок должны корректироваться при изменениях окладов или ставок с учетом инфляции. Все выплаты работникам за год формируют фонд оплаты труда (ФОТ). ФОТ= ОТгод * ч Не включаются в фонд оплаты труда следующие выплаты работникам в денежной и натуральной формах: 1. Премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, а также выплаты по системам премирования рабочих и служащих за производственные результаты, сверх размеров, предусмотренных законодательством. 2. Дивиденды, проценты по акциям членов трудового коллектива 3. Материальная помощь, а также беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные потребности. 4. Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору сверх предусмотренных законодательством отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей. 5. Надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов, предусмотренные действующим законодательством; компенсация удорожания стоимости питания в столовых, буфетах и профилакториях либо предоставление его по льготным ценам или бесплатно, кроме специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодательством. 6. Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции, работ, услуг. 7. Оплата жилья, путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки на периодические издания и товаров для личного потребления работников и другие аналогичные выплаты и затраты. Уровень фонда оплаты труда (УрФОТ) – это доля ФОТ в объеме выручки от реализации.
УрФОТ=ФОТ : Р * 100 Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости. Минимальный размер оплатытруда (МРОТ) представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.
ВАЖНО!!! Изучите Трудовой Кодекс РФ в части механизма социальной защиты, предлагаемого государством. Ознакомьтесь с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) и прожиточным минимумом в настоящее время. При анализе эффективности использования кадров предприятия использования средств фонда оплаты труда используйте относительные показатели, рассматривая данные показатели в динамике. Вопросы для самоконтроля, выносимые на экзамен:
1. Понятие оплаты труда 2. Системы и формы оплаты труда на предприятиях. 3. Состав ФОТ 4. Понятие персонала 5. Структура кадров предприятия. 6. Производительность труда 7. Факторы роста производительности труда на предприятиях.
Тестовые вопросы по изученному разделу:
1. Механизм минимальной социальной защиты государства не включает: а) установление минимальной заработной платы б) установление максимальной заработной платы в) установление минимальной продолжительности отпуска г) установление минимального размера пенсий 2. Среднесписочная численность работников – это показатель… а) численности работников на определенную дату б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации г) численности работников в среднем за определенный период 3. Норма численности работников – это показатель… а) численности работников на определенную дату б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации г) численности работников в среднем за определенный период 4. Списочная численность работников – это показатель… а) численности работников на определенную дату б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации г) численности работников в среднем за определенный период 5. Явочная численность работников – это показатель… а) численности работников на определенную дату б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации г) численности работников в среднем за определенный период
6. Показателем, характеризующим эффективность труда работников, является: а) фондовооруженность б) производительность труда в) оплата труда г) уровень фонда оплаты труда
7. Существуют две основные формы оплаты труда: а) тарифная и окладная б) сдельная и повременная в) повременно-премиальная и сдельно-премиальная г) аккордная и бригадная
8. Помимо оклада работник может также получать: а) премии б) надбавки в) доплаты и компенсации г) все вышеперечисленное 9. Уровень Фонда оплаты труда характеризует… а) сумму всех выплат всем работникам предприятия за год б) долю Фонда оплаты труда в объеме выручки в) долю Фонда оплаты труда в общем объеме издержек обращения г) долю Фонда оплаты труда в объеме валового дохода предприятия
10. Условием стабильности предприятия является: а) опережение роста производительности труда по сравнению с ростом оплаты труда б) опережение роста фонда оплаты труда по сравнению с ростом реализации в) опережение роста оплаты труда по сравнению с ростом производительности труда г) рост выручки, прежде всего, за счет роста численности работников
11. Факторами роста производительности труда являются: а) повышение фондовооруженности б) повышение фондоотдачи в) повышение фондоемкости г) снижение амортизационных отчислений
12. Рост производительности труда работников при сохранении их численности однозначно приведет к … а) росту Фонда оплаты труда б) снижению издержек предприятия в) росту выручки предприятия г) росту чистой прибыли предприятия
Раздел 4. Планирование и основные показатели деятельности организаций Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а, следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний. Основные и необходимые элементы построения плана: 1) определение перспектив развития; 2) анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития; 3) разработка на этой основе программы мероприятий и выбор средств воздействия для достижения поставленной цели. К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы. Существуют 4 ключевых принципа планирования: - единство; - непрерывность; - гибкость; - точность. Одним из видов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой. Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему: - расчётов; - технико-экономических обоснований; - совокупность экономических показателей; - описание мер и действий. Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. Планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия начинается с определения объема и возможностей производства и реализации продукции, т.е. производственной программы. В торговле процесс планирования начинается с определения объемов реализации (Р), а также поставок (П) и товарных запасов (З1 и З2 – запасов на начало и конец периода). Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот — процесс обмена товаров на деньги. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке. Показатель товарооборота имеет количественную и качественную характеристики. Уд.в.= часть:целое * 100 Товарооборот анализируется в динамике, определяется темп роста (Тр) товарооборота: Тр = Р текущего периода : Р прошлого периода * 100 Кроме того, оценивается степень выполнения плана (%вп) товарооборота:
%вп = Р фактическ : Р планов * 100
Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
Различают розничный и оптовый товарооборот. Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается — он поступает в сферу потребления. По классификации ООН розничный товарооборот относится к показателям, характеризующим уровень жизни. Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка. Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети. Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи. Оптовый товарооборот по реализации — это продажа товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу. Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам. Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот — движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой товарооборот. Товарная структура товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров. Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период.
Для процесса бесперебойной торговля требуются товарные запасы — часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю. Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий. До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по: Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важных задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных (З2) и относительных показателях. Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов (Здн), который измеряется в днях товарооборота по следующей формуле: Здн=З2 * Д : Р Уровень товарных запасов показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса. Соответственно:
З2 =Здн * Р : Д
Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости (В). Товарооборачиваемость позволяет оценить скорость обращения товарных запасов. Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующей формуле: Вдн= Зср * Д : Р
Величина товарных запасов в днях и товарооборачиваемость являются взаимосвязанными показателями и зависят от следующих факторов:
В торговых предприятиях традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов: • инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. • снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. З1+ П = Р + З2,
Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода — отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.
Реализация закупленных товаров требует определенных расходов. Классификация издержек обращения по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности предопределяет высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях массового питания, а наиболее низкий — на предприятиях оптовой торговли. В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных издержек обращения. По степени зависимости от изменения товарооборота издержки подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-переменные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых изменяется с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятся расходы по сдельной оплате труда, расходы на тару и упаковку, потери товаров и др. Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота. К условно-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, расходы на охрану и др. Основными задачами анализа издержек обращения торговых предприятий являются: Анализ издержек может проводиться как в целом, так и по отдельным статьям. Относительный уровень издержек обращения (УрИО), выраженный в процентах к товарообороту, показывает долю издержек обращения в объеме товарооборота предприятия торговли (в процентах): УрИО= ИО : Р * 100
Большое значение имеет определение размера относительной экономии или перерасхода (Оэ\п):
Оэ\п = УрИО текщ периода – УрИО прошл периода) * Р текущ.пер Знак "минус" означает, что достигнута относительная экономия издержек, а знак "плюс" — что допущен перерасход издержек. Смысл данного расчета сводится к тому, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной издержек, которая наблюдалась бы при фактическом товарообороте и сохранении их базового уровня.
На производстве важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции является себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы). Себестоимость является базой для определения цены продукции. А издержки обращения – для расчета суммы торговой наценки (оптовой надбавки). Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг. Значение цены огромно: она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы; оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, на уровень жизни общества. Различают: 1. Рыночные цены – складываются в процессе взаимоотношения субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры: - свободные; - монопольные; - демпинговые. 2. Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия: - фиксированные; - предельные.
Кроме того, существует дифференциация цен по стадиям ценообразования: 1) оптовые цены изготовителя; 2) отпускные цены изготовителя; 3) розничные цены.
Формирование цен: 1. Оптовая цена изготовителя = Себестоимость + Прибыль производителя. 2. Отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз, НДС). 3. Оптовая цена закупки = Отпускная цена + Посредническая надбавка. (Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС) 4. Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая наценка (Торговая наценкаа = Издержки обращения розничного предприятия + Прибыль торговли + НДС)
Ценовая политика предприятия – важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий. Методика расчета цен на товары, как правило, состоит из следующих этапов: 1) постановка задач ценообразования, 2) определение спроса, 3) оценка издержек, 4) анализ цен и товаров конкурентов, 5) выбор метода ценообразования, 6) установление окончательной цены. Существуют 2 основных метода ценообразования: затратные и ценностные (рыночные).
Цена и объем продаж определяют выручку предприятия.
Прибыльпроизводственного предприятия (Пр) – это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции, а также уплаты налога на добавленную стоимость. На величину прибыли существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь, прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие. В торговле валовой доход (ВД) – это разность между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. То есть валовой доход представляет собой сумму торговых наценок. Экономическое назначение валового дохода — возмещение издержек обращения, уплата налогов и образование прибыли. К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода (УрВД), относятся:
УрВД=ВД : Р * 100 Прибыль торгового предприятия от реализации товаров(Пр) - это разность между валовым доходом от реализации и расходами на реализацию товаров (издержками обращения), а также НДС. Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия. Выделяют налогооблагаемую прибыль. Эта прибыль является базой налогообложения налогом на прибыль. Чистая прибыль представляет собой разницу между валовой прибылью и налогом на прибыль. Она остается в распоряжении предприятия. В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный результат деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия - рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к какому-либо показателю и выражается в процентах. Рентабельность реализации, (продаж или товарооборота) (Рент) – основной показатель эффективности деятельности предприятия, показывает долю прибыли, приходящуюся на один рубль выручки от реализации:
Рент = Пр : Р * 100 В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность торгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям:
ВАЖНО!!! При изучении данной темы необходимо использовать только современную литературу текущего года издания, а также Налоговый Кодекс РФ в действующей редакции (в части глав 21 и 25). Обратите внимание на то, что основные экономические показатели анализируются в динамике. При этом наибольшее внимание уделяется относительным показателям, определяется их взаимосвязь и взаимовлияние. Анализ является базой для дальнейшего планирования и разработки стратегии развития предприятия.
Вопросы для самоконтроля, выносимые на экзамен:
1. Издержки производства и обращения предприятия 2. Пути снижения издержек 3. Понятие и виды цен 4. Структура розничной цены. Элементы розничной цены 5. Эффективное управление ценами. Виды скидок 6. Основные источники доходов предприятия 7. Пути увеличения доходов предприятия 8. Прибыль: понятие, расчет прибыли
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |