Основы дидактики высшей школы
1. Понятия дидактики; 2. Принципы обучения в высшей школе. 3. Методы обучения в высшей школе. Литература: 1. Бассова «Педагогика и практическая психология». 2. Леонтьев «Педагогическое общение». 3. Петровский «Основы педагогики и психологии в высшей школе».
Дидактика – (didaktikos- поучающий) введен в 17 веке немецким педагогом В. Ратке. Дидактика – это наука об обучении и образовании. Как прикладная наука использует понятия, как учение, содержание образования, преподавания. Дидактика высшей школы решает следующие проблемы: 1. Обоснование специфических целей высшего образования. 2. Обоснование социальных функций высшей школы. 3. Обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе. 4. Обоснование путей, методов, технологий, форм обучения в высшей школе. Признана помочь педагогу ответить на вопросы: как учить, чему учить?... Выполняет три основных вида деятельности: 1. Обучающая деятельность – направлена на обеспечение усвоения студентами системы знаний. Методов науки. Педагог выполняет несколько подготовительных этапов. Для начала необходимо обратиться в учебный отдел и получить образовательный стандарт. После этого необходимо в деканате взять учебный план. Кроме этого существует программа курса. После этого ознакомления с литературой в библиотеке. Далее планирование занятия (учебно-методический корпус на кафедре). Далее календарный план. 2. Научно-методическая деятельность. Необходимо решить три задачи: поиск и переработка методической литературы; знакомство с инновациями в области методики преподавания; знакомства с опыт коллег. 3. Исследовательская деятельность. Преподаватель должен вести научные исследования по избранной теме. Дидактика высшей школы отвечает, что овладение знаниями может происходить в двух вариантах: 1. Репродуктивный: восприятие фактов, явлений - >осмысление - >понимание - > удержание в памяти - > усвоение материала. 2. Продуктивный – три этапа: 1 этап: ориентировочный – восприятие задач, проблем, анализ этих проблем, составление плана; 2 этап: исполнительский - реконструкцию плана; 3 этап – контрольно-систематизирующий
Принципы обучения: Все принципы обучения носят рекомендательный характер. Специфика высшей школы выражается в трех особенностях: 1. В высшей школе изучают НЕ основы наук, а сами науки в развитии. 2. В высшей школе происходит сближение самостоятельной работы студента и научно-исследовательской работы преподавателя. 3. В высшей школе осуществляется единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя. Принципы: 1. Научность 2. Связь теории с практикой 3. Систематичность и последовательность 4. Сознательность и активность Методы обучения в высшей школе 1. Метод обучения – это способ обучающий работы педагога. 2. (Вабанский) Метод обучения – способ упорядоченной деятельности преподавателя и студента направленный на решение задач образования. 3. (Ильина) Метод обучения – способ организации познавательной деятельности студентов.
Первая классификация (критерий – источник знаний): Наглядный Словесный Практический
Вторая классификация (этап обучения): Методы подготовки к изучению нового Методы конкретизации и углубления Метод контроля и оценки знаний
Третья система (логика обучения): Индуктивные и дедуктивный Аналитический и синтетический метод
Вабанский предложил 5 основных методов обучения в высшей школе: 1. Объяснительно-иллюстративный. Учащиеся получают знания в готовом виде. Хорош только когда необходимо передать большой массив материала (установочная лекция). 2. Репродуктивный метод. Предусматривает использования в преподавании конкретного примера, образца. (например на математике). 3. Метод проблемного изложения. Необходимо показать разные взгляды на проблему, студент выступает как соучастник, содеятель, он приходит к решению совместно с преподавателем. 4. Частично поисковый (эльвистический метод). Заключается в активном поиске решения. Например коллоквиум. 5. Исследовательский метод. Когда преподаватель формулирует задачу, называет источники, литературу, дает возможность вести наблюдения, исследования. Курсовая работа.
Путь к выбору метода 1. Предстоит решить, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога. 2. Определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. И если есть возможность, то отдать предпочтение продуктивным методам. 3. Определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, синтетического и аналитического пути познания. Если есть возможность отдать предпочтение синтетическому и дедуктивному. 4. Научиться сочетать меры и способы словесного, наглядного и практического методов. 5. Принять решение о необходимости ведения методов стимулирования деятельности (досрочный экзамен, автомат) или наказать кого-то. 6. Необходимо определить интервалы, методы, «точки» контроля и самоконтроля студентов. Это могут быть тесты, миниконтрольные работы. 7. Продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса от запланированного.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |