Практическое занятие в высшей школе
1. Формы практического занятия (семинары, практикумы, лабораторные работы). 2. Методика подготовки и проведения практических занятий. Литература: 1. Архангельский «Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы». 2. Янушкевич «Технология обучения системе высшей школы» Практические занятия высшей школе предназначены для углубленного изучения дисциплины, для выработки навыков у студентов применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия развивают мышления, позволяют проверить знания студентов и являются важным средством обратной связи. Каждое практическое занятие обладает планом. Этот план обязательно утвержадется на заседании кафедры. Практическое занятие обладает следующей структурой: 1. Вступительное слово преподавателя (до 3-х минут). 2. Ответы на вопросы студентов (до 2-х минут). 3. Практическая часть, как плановая. 4. Заключительное слово преподавателя (до 2-х минут).
Самым распространненым видом пз является семинар- это групповая форма общения, которая применятся для проработки тем учебной дисциплины для профессиональной подготовки. Семинар берет на себя следующие задачи: 1. Подготовка к будущей самостоятельной работе каждого студента. 2. Семинар ставит перед преподавателем задачу прекрасного владения материалом. 3. Семинар решает главную задачу: научить студента пользоваться знаниями, полученными на лекции. 4. Семинар является способом для углубления, закрепления и усвоения материала реже формой проверки усвоения материала. Семинар выполняет три основные функции: воспитательную, познавательную, контролирующую. Три основных типа семинара: 1. Просеминар – обычно проводится со студентами первого курса. На этом семинаре пытаются рассказать, как работать на семинаре, и дать студентам первые навыки самостоятельной работы. 2. Семинар – он может: - быть занятием, имеющим своей целью изучение определенных разделов курса; - он может быть занятием исследовательского типа. 3. Спецсеминар – практикуется на старших курсах – это школа общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.
Виды семинара: 1. Вопросно-ответный (школьный, урочный). Хорошо в том случае, если имеете дело с младшими курсами. 2. Развернутая беседа – обсуждение заранее подготовленной теме, подготовка рефератов. Плюс его: позволяет концентрировать внимание студентов, но ответы на вопросы не всегда бывают полными. 3. Система докладов. Плюс: прививает навыки самостоятельной работы. Минус: пока докладчик выступает группа занята своим. 4. Обсуждение письменных рефератов. 5. Решение задач, упражнений. Акцент сделать на самостоятельное решение. 6. Контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам. 7. Семинар-коллоквиум. 8. Семинар- дискуссия. Необходимо знать два методических вывода: 1. Нельзя использовать один и тот же вид каждый раз. 2. Используя преимущества каждого вида обращать особое внимание на преодоление слабых сторон.
Подготовка к семинарскому занятию: Она включает в себя 5 комплексных мероприятий: 1. Составление тщательно продуманного и подготовленного плана занятий вместе с литературой. 2. Подготовка письменных или устных методических указаний. 3. Анализ итогов семинаров, проведенных в предыдущем семестре. 4. Подготовка преподавателем личного плана (развернутого плана) семинара. 5. Подборка литературы.
Подготовка и проведение семинарских занятий (мероприятия): 1. Составление планов семинарских занятий и методических работ. Планы семинарских занятий должны включать точные и ясные формулировки узловых вопросов темы. При составлении планов учитывается, что на семинаре должны быть рассмотрены самые актуальные, самые трудные вопросы курса. Планы должны содержать список обязательной и дополнительной литературы. План не должен составлять из 5-6 вопросов. Максимально 3. Объем обязательной литературы: не более 40 страниц. Объем дополнительной литературы составляет не более 60-70 страниц. 2. Подготовка методических указаний для студентов. Там должны быть: сведения о конспекте, материал об особенностях той или иной теме, информация о существующих спорных вопросах. В методических указаниях должны быть требования к устному выступлению или письменному реферату, рекомендации по соблюдению регламента.
Структура семинарского занятия: 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Само семинарское занятие. 3. Заключение.
1. Важно научить студента во время выступления поддерживать связь с аудиторией (реагировать на реплики, вопросы, не теряясь при этом). 2. Выступающий должен быть обращен к аудитории, а не к преподавателю. 3. Во время доклада преподаватель не должен вмешиваться в речь докладчика. 4. Если докладчик уходит от обсуждаемого вопроса, говорит не по теме или не знает, как закончить, преподаватель должен прервать.
Критерии оценки семинарского занятия: 1. Целенаправленность, постановка проблемы, стремление связать теории с практикой. 2. Планирование. 3. Организация семинара – умение организовать и поддержать дискуссию, вовремя закончить, увести или завести студента. 4. Стиль проведения семинара – оживленный, или нет. 5. Отношение «преподаватель-студент». 6. Управление группой – это разумное взаимодействие со студентами. 7. Замечание и обобщение преподавателя. 8. Ведут ли записи студенты на семинаре.
Лабораторные работы – интегрируют теоретико-методические знания и практические умения в едином процессе учебной деятельности. Labor – труд, применение умственных и физических сил для разрешения умственной задачи.
Общим для всех практических занятий является необходимость вести студентов к углубленной самостоятельной работе и важнейшей стороной является упражнение. Главное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков у студентов.
08.04.2010 Лекция 6
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1541)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |