Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ



2015-12-13 579 Обсуждений (0)
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Рыночная экономика – это, прежде всего, товарное производство. В свою очередь, товарное производство – это такая организация производства, при которой продукты производятся для продажи, т.е. для обмена результатами своей деятельности на рынке

Причинами возникновения товарного производства являются:

1. обособление производителей как отдельных собственников;

2. общественное разделение труда.

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.

Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях.

1. Рынок - наиболее совершенный инструмент саморегулирования товарного производства. Эту функцию он выполняет потому, что довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике.

2. Рынок оказывает стимулирующее воздействие на эффективность производства, побуждая товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами. обновлять продукцию, улучшать ее качество.

3. Рынок, продажей товара, обеспечивает окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затраченного на него труда.

4. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых всем его субъектам. Вся эта разнообразная информация воплощена, прежде всего, в ценах и позволяет определять степень наполненности или дефицитности товарных рынков, уровень производственных издержек, эффективность применяемых технологий и т. д. Состояние и динамика рыночных цен позволяют строить и прогнозные оценки рыночной конъюнктуры.

5. Рынок выполняет санирующую (оздоравливающую) функцию, очищая общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных сил, и наоборот, активно поощряя развитие эффективных производств.

6. Рынок выполняет также и функцию дифференциации производителей (как это явствует из предыдущего положения).

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег- все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия (фирмы), государство.

Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи или доходов и расходов.

Домашнее хозяйство (семья) - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

· обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании своих членов);

· самостоятельно принимает решения;

· является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу;

· стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

 

Предприятие (фирма) - это экономическая единица, которая:

· использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

· стремится к максимизации прибыли;

· самостоятельно принимает решения.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Виды рынков. Рынок исторически развивается и видоизменяется. Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

1. по общественному разделению труда (географическому положению) - рынок местный, национальный и международный;

2. по формам собственности - частный, кооперативный, государственный рынок;

3. по объектам рыночного обмена - товарный (средств производства, труда, товаров и услуг, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг и валютный);

4. по организации рыночного обмена - оптовый (биржа, государственные закупки), розничный, экспортный, импортный;

5. по видам конкуренции - рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.

6. по степени ограничения конкуренции: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

7. по отраслям: автомобильный, зерновой и т.п.

Существует еще много других признаков классификации рынков. Однако деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот же рынок может отражать разные признаки. Так, местный рынок может быть одновременно и оптовым, и розничным, а рынок несовершенной конкуренции - государственным или частным

Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами являются:

· гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

· оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

· независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;

· способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы:

· рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т.п.);

· рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Таким образом, рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.

Следовательно, несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства, главной из которых является создание общественных институтов, т.е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики. Рыночные отношения без правил, без институционального оформления становятся в известной мере мафиозными.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. совокупности институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

К инфраструктуре относятся: банки и другие кредитно-финансовые институты, товарные и фондовые биржи, торговые дома, биржи труда; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.

Механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты, внедряются технические новшества является конкуренция,(от лат.- сталкиваться), т.е. состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Конкуренция (как и ее противоположность, — монополия) может существовать только при определенномсостоянии рынка.Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определен­ных параметров (показателей) состояния рынка.

Основными пара­метрами состояния рынка являются:

· количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляю­щих товары на рынок;

· свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

· дифференциация товаров (придание определенному виду то­варов одного и того же назначения разных индивидуальных осо­бенностей — по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

· участие фирм в контроле за рыночной ценой.

 

 

Различают следующие виды конкуренции:

КОНКУРЕНЦИЯ
свободная (совершенная)
по состоянию рынка
недобросовестная
добросовестная
по способам соперничества
среди монополий (несовершенная)

 


 

ценовая
олигополия
монополистическая
чистая монополия
неценовая

 


Рис. 2 Классификация видов конкуренции

Свободная, совершенная, чистаяконкуренция, имеющая место на рынке с множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж;

Несовершеннаяконкуренция – это такое положение на рынке, при котором возможны осложнения при вступлении при вступлении в него и выходе, ограничен доступ к информации; товары, продаваемые на нем, могут быть дифференцированными или уникальными, поэтому отдельные рыночные агенты могут оказывать влияние на масштабы производства и уровень цен. К несовершенной конкуренции относятся:

- монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;

- олигополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар;

- чистая монополия, в этом случае действует один продавец, который имеет полный контроль за количеством товара и его ценой.

Недобросовестнаяконкуренция, ее участники нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической.

Добросовестная конкуренция может быть:

- ценовой, т.е. конкуренцией, осуществляемой посредством снижения цен;

- неценовой, т.е. конкуренцией, осуществляемой посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.



2015-12-13 579 Обсуждений (0)
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)