Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ ТОВАРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ



2015-12-13 818 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ ТОВАРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшим объектом рыночной экономики, как уже отмечалось выше, выступает товар (экономическое благо).

Товар (благо) - это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи. Поэтому товар обладает двумя свойствами - удовлетворять потребности людей и обмениваться.

Разные школы экономической науки характеризуют товар с разных позиций.

1.Так, представители маржиналистского направления раскрывают особенность товара через потребительную стоимость и предельную полезность.

Потребительная стоимость или полезность - это способность товара удовлетворять ту или иную потребность людей, она всегда связана с его полезными свойствами и должна поступать в потребление через обмен, посредством купли-продажи.

Качественно все потребительные стоимости отличаются друг от друга, так как удовлетворяют разные потребности людей (хлеб, масло, станок и т.д.).

Вместе с тем потребительные стоимости выступают в известной количественной определенности - тонна железа, 15 кг сахара, 5 платьев. Количественная определенность той или иной потребительной стоимости показывает ее связь с потребностью.

Первые количества определенной потребительной стоимости будут иметь наибольшую полезность для ее обладателя, а последние - наименьшую. Полезность последнего (дополнительного) количества используемой потребительной стоимости называется предельной полезностью, а сумма полезностей всего количества данной потребительной стоимости - обшей полезностью.

2. В отличие от маржиналистов классическая буржуазная (А.Смит, Д.Рикардо) и марксистская экономическая наука раскрывают характеристику товара через теорию стоимости(К.Маркс считал, что потребительная стоимость составляет предмет товароведения).

Пропорция, в которой один товар обменивается на другой, называется меновой стоимостью. Меновая стоимость выражает равенство качественно несравнимых и количественно несоизмеримых потребительных стоимостей.

Что же общего между товарами в этом равенстве, позволяющем их качественно сравнить и количественно соизмерить? Общим между ними является человеческий труд как затрата физической и умственной энергии работника, который и образует стоимость товара. Стоимость товара проявляется только в обмене путем приравнивания различных товаров друг к другу в определенных пропорциях. Формой проявления стоимости является меновая стоимость.

Таким образом, товар есть единство потребительной стоимости и стоимости. Потребительная стоимость характеризует особенность и неповторимость товаров, а стоимость - однородность всех товаров.

Совокупность обоих свойств представляет собой конкурентоспособность товаров, т.е. способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке.

Следовательно, конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса.

Классификация товаров

Весь товарный мир можно разделить на несколько групп, исходя из различных функциональных особенностей тех или иных товаров (благ).

1. По формам собственности товары могут быть: - товарами индивидуального потребления (предметы потребления и средства производства), государственными или общественными благами, а также квазиобщественными или квазигосударственными (лат. "квази" - якобы) благами.

Товары индивидуального потребления имеют следующие социально-экономические признаки:

а) такие товары делимы, то есть существуют в виде сравнительно малых единиц, которые доступны отдельным покупателям;

б) эти вещи подвержены так называемому "принципу исключения", т. е. тот человек, который не в состоянии заплатить за благо по рыночной цене. исключается из их потребителей, следовательно, обладателем вещи становится лишь тот, кто желает и в состоянии уплатить за нее.

Второй вид - государственные или общественные блага. Эти полезные вещи по существу не являются товарами: так как они создаются не для продажи потребителям, т.е. не покупаются и не продаются на рынке. Эти блага имеют следующие черты:

а) полезные вещи неделимы, поскольку состоят из столь крупных единиц, которые невозможно продать отдельным лицам;

б) на эти блага не распространяется "принцип исключения" (то есть невозможно отстранить людей от использования выгод данных благ);

в) средства на создание рассматриваемых благ государство собирает в виде налогов.

Классическим примером государственных благ является маяк, ориентирующими сигналами которого пользуются все морские суда. Сюда можно отнести общественную безопасность, национальную оборону и т.д..

Третий вид- квазиобщественные или квазигосударственные блага. К ним может быть применен "принцип исключения". К этому виду относятся: библиотеки, музеи, профилактическое медицинское обслуживание, пожарная охрана, полиция и др. На данные блага могут быть установлены цены, а частные собственники могут за плату обеспечивать ими потребителей.

Однако индивидуальные собственники не берут на себя весь объем производства таких благ. Эту задачу выполняет государство, чтобы не допустить недостатка общественно полезных благ и услуг.

2. По характеру удовлетворения потребностей товары делятся на:

- взаимозаменяемые или субституты, т.е. такие, потребление которых взаимосвязано: если растет потребление одного из них, то снижается использование другого. Примерами могут служить, положим, пары продуктов: сливочное масло и маргарин, чай и кофе.

- взаимодополняющие блага или комплиментарные. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно или увеличивается или в одно и то же время падает. Это, скажем, фотоаппарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты.

- независимые товары, или, другими словами, не сопряженные, "самостоятельные". Потребности в этих вещах никак не связаны (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).

3. По сроку службытовары делятся на:

- товары краткосрочного пользования, ( срок службы которых не более года - это продукты питания, обувь, одежда и т.д.);

- долгосрочного пользования (срок их службы более года - это бытовая техника, автомашины и т.п.)

4 В зависимости от изменения спроса на товары при изменении дохода товары подразделяются на:

-товары высшей категории (.спрос на них находится в прямой зависимости от дохода);

- товары низшей категории ( спрос на данные блага возрастает при снижении доходов, например, вместо масла - маргарин). Парадокс Гиффена - ситуация, когда низшие товары, занимающие значительное ме­сто в структуре потребления, приобретают несмотря на рост цен.



2015-12-13 818 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ ТОВАРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ ТОВАРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (818)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)