Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВОСПИТАНИИ



2015-12-13 870 Обсуждений (0)
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВОСПИТАНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок





Общеизвестна огромная роль средств массовой информации в воспитании. Крупнейшие радио-, телекомпании, газеты и журналы систематически готовят специализированные вос-питательно-образовательные программы. Среди средств массовой информации по интенсивности и масштабности воздействия на школьников лидирует телевидение. Редкие семьи в ведущих странах мира не имеют видеотехники. Телевидение существенно влияет на школьную молодежь. Выявлено, что ученики проводят у телеприемников до 8 часов в день. Вместе с тем телепередачи меньше смотрят в регионах с более высоким уровнем культуры. Это объясняется прежде всего тем, что люди с высоким интеллектом предпочитают выбо-рочный просмотр телевизионных передач.
Учебное телевидение является незаменимым средством становления детской личности, поскольку позволяет довольно полно и адекватно приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых.
В США учебные программы транслируют до 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует ряд национальных учебных телепрограмм. Разработкой и внедрением новых учебных программ занимаются несколько педагогических центров (наиболее известный находится в Станфордском университете, штат Калифорния).
Прочные позиции занимает учебное телевидение в Западной Европе. Так, английская компания Би-би-си ежегодно транслирует учебные передачи объемом до 400 часов. Передачи смотрят практически во всех школах Великобритании.
Во Франции государственный канал телевидения систематически — трижды в неделю — ведет учебные передачи. Подготовкой учебных видеоматериалов в масштабах страны руководит Национальный центр аудиовизуального обучения в Ванве.
В Японии по каналам столичного и провинциального телевидения предлагаются различные образовательные передачи для детей всех возрастов.
Немалый опыт накоплен учебным телевидением в России. Так, до 1996 года регулярно выходила в эфир передача «Российские университеты».
Во Франции в настоящее время создаются общенациональные фонды аудио-, видеодокументации. Был осуществлен масштабный эксперимент, получивший название

«Активный юный телезритель». В его задачи входило научить школьников критически пользоваться телеинформацией для самообразования, расширения кругозора. Подростки получали консультации от учителей и собственных родителей, которые прошли особые стажировки в аудиовизуальных учебных центрах. В эксперименте участвовали до 25 тыс. подростков, 2 тыс. взрослых, в том числе 1300 преподавателей. Анкетирование и тестирование большой группы школьников в начале и по окончании эксперимента показали, что все они заметно продвинулись вперед в своем развитии.
Среди проблем, которые возникают в связи с влиянием на молодежь средств массовой информации, особую тревогу порождает опасность дегуманизации личности школьника. По мнению многих специалистов, жестокость, насилие, низкопробные в художественном и эстетическом отношении материалы, которыми наполнены средства массовой информации, пробужают в подрастающем поколении самые темные и низменные наклонности и желания. Ученые и практики, представители общественности обеспокоены, что средства массовой информации, новейшие технологии гасят фантазию и воображение детей, отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты. «Где же тут общение?» — вопрошает американский фантаст Р-Брэд-бери, описывая оснащенную всяческой техникой школу будущего. Встревоженность писателя не беспочвенна. Уже се-годня телевидение, компьютерные игры нередко заменяют школьникам общение с родителями, сверстниками, преподавателями.
Японский ученый Тонака Казиа считает в этой связи, что средства массовой информации должны интегрироваться в процесс воспитания крайне осторожно, чтобы развивать, а не разрушать личность ребенка.
Чтобы сделать управляемым воздействие средств массовой информации на учащихся, ученые-педагоги предложили несколько вариантов использования новейших технологий в воспитании и образовании. Один из них получил название «мультимедиа». Его смысл состоит в комплексном использовании новейших технических средств информации для школьного воспитания и образования. Учитывается, что всякое техническое новшество в сфере информации и связи имеет свои специфические особенности и потому должно стать особым звеном в системе мотивации учащихся.
Для реализации идеи «мультимедиа» при министерстве образования Франции действует Координационный центр,

который занят разработкой и внедрением методик использования материалов средств массовой информации в учебно-воспитательном процессе. Центр систематически публикует и распространяет информационные обзоры для школьников и преподавателей (школьный видеорепортаж, школьное радио, школьный журнал и пр. ). Центр издает общеевропейский журнал «Факс», материалы которого собираются в течение 24 часов по факсовой связи из школ всей Европы.
На особом месте среди форм воспитания, черпающих материал в средствах массовой информации, находится деятельность, получившая наименование «пресса в школе». Она по-пулярна в старших классах и способствует педагогически целесообразному усвоению информации, поступающей из газет и журналов. «Прессе в школе» отводится важная роль в модернизации школьного воспитания. За нее ратуют ведущие западные издания — американская «Нью-Йорк Тайме», французская «Монд», итальянская «Карьера дела серра». Учреждены учебно-методические журналы прессы в школе — «Читать газету» (Франция), «В зеркале прессы» (Германия). Созданы специальные педагогические центры в Германии, Италии, Франции. Издаются особые газеты для школьников, первой из которых была английская «Болтон ивнинг ньюс». В 1985 году в Париже состоялся первый международный симпозиум «Пресса в школе» с участием издательств, педагогов, ученых, бизнесменов. Прошедшая в 1996 году в Суздале очередная международная конференция «Пресса в школе» означала подключение к эксперименту и российских педагогов.
Особое значение воспитанию в рамках «прессы в школе» придают в США. Здесь выходит еженедельник «Новая газета в классе» (тираж около 7 млн экземпляров), где публикуется информация по различным политическим вопросам. «Нью-Йорк Тайме» выпускает еженедельное приложение «Пресса в школе». Богато иллюстрированное, это издание содержит информацию по социальным и политическим темам национального и мирового масштаба. Материалы изданий «прессы в школе» перепечатывают провинциальные газеты. Стиль, язык публикаций вполне доступны подросткам.
В Западной Европе активно применяют «прессу в школе» во Франции, например, во многих средних школах подростков приучают систематически следить за политическими событиями, делать подборки материалов на темы внутренней и международной политики. Действуют клубы «прессы в школе». Участники клубов обсуждают актуальные проблемы — от

отмены смертной казни до перспектив европейской интеграции. В клубах ведется пацифистская, экологическая пропаганда, обсуждаются материалы, разоблачающие неофашизм. Периодически происходят общенациональные кампании «прессы в школе». Одна из них, например, происходила в январе—марте 1991 года. В ней были задействованы около 2,5 тыс. учебных заведений. В течение нескольких месяцев школьники из Бордо делились в прямом телевизионном эфире со сверстниками из других городов опытом подготовки школьной газеты.
Использование средств массовой информации в школьном воспитании и образовании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общест-венных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.
Вопросы-задания
1. Назовите недостатки учебно-воспитательного процесса в современной школе. Объясните разницу и сходство между радикальным и умеренным подходами к проблеме преодоления этих недостатков.
2. Охарактеризуйте традиционный урок. Попытайтесь найти сходство и различие между традиционным уроком и новыми моделями обучения. Приведите примеры таких моделей в разных странах мира.
3. Попытайтесь составить классификацию экспериментальных школ. Укажите их роль в развитии образования и воспитания. Приведите примеры влияния экспериментальных школ на обычное образование и воспитание.
4. Подумайте, что привлекает современных педагогов в опыте экспериментальных школ прошлого? Приведите примеры использования такого опыта в современных экспериментальных школах различных стран.
5. Какую эволюцию прошли лицеи и гимназии в России с конца 80-х до середины 90-х годов?
6. Какие реформы предпринимаются для того, чтобы укрепить взаимосвязь школы и внешкольного воспитания и образования?
7. В чем вы видите главные функции новейших технических средств обучения? Приведите примеры из опыта ведущих стран мира.
8. Что положительного и отрицательного, на ваш взгляд, несет использование в школе новейших технических средств?

Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

Литература к курсу "Сравнительная педагогика"

Основная:

  1. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М.-Воронеж, 1996.
  2. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков: учебное пособие. М., 2006.
  3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
  4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
  5. Никандров Н.Д. Образование и культура / Мир образования - образование в мире. 2003. №4.
  6. Образование в мире на пороге XXI века: Сб. научн. трудов. М., 1991.
  7. Реформы образования в современном мире. М., 1995.
  8. Педагогика народов мира: История и современность. М., 2001.
  9. Современное состояние систем образования в некоторых зарубежных странах / Авт.-сост. Гаврилова Т.Н. и др. Ярославль, 1999.
  10. Сравнительная педагогика: история и современное состояние / Под ред. В.А. Капрановой. М., 1998.

Дополнительная:

  1. Александри В. Из истории французской революции XVIII в. Обзор коллекции Марка-Антуана Жюльена де Пари / Борьба классов. М., 1935. № 5.
  2. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2002. № 7. С. 88-95.
  3. Андреев В.И. Введение в европейскую сравнительную педагогику. М., 2001.
  4. Бенавидес Л., Арредондо В. К новой парадигме планирования образования // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1992. № 1/2. С. 123-136.
  5. Бондаренко Е.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. 2000. №3. С. 88-98.
  6. Боревская Н. Образовательная политика в Китае и России: сравнительный анализ // Педагогика. № 1. М., 1996. С. 94-103.
  7. Бородько М.В. ЮНЕСКО: история создания и современное состояние // Педагогика. 2000. №1. С. 81-89.
  8. Быблюк М. Существует ли опекунская педагогика? (из польского опыта) // Педагогика. 1993. №4. С. 117-119.
  9. Вайлер Г.Н. Политика, образование, развитие // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 4. М., 1985. С. 39-52.
  10. Визальберги А. Целесообразно ли экономить на образовании? // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. №2. М.,1987. С. 85-92.
  11. Вопросы сравнительной педагогики. Выпуск IV. Сборник трудов Московского пед. института им. В.И. Ленина. М., 1976.
  12. Воробьев Н.Е. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии // Педагогика. 2002. №7. С. 96-106.
  13. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. № 2. С. 105-107.
  14. Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика. 1999. №2. С. 84-93.
  15. Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада // Советская педагогика. 1991. №1. С. 124-130.
  16. Вульфсон Б.Л. Управление на Западе: тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1997. №2. С. 110-117.
  17. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы // Педагогика. 1993. №1. С. 110-116.
  18. Гарова В. Австралия: традиции обучения // Учитель. 2000. №2. С. 77-82. №3. С. 89-93.
  19. Гарридо Х.Л.Г. Сравнительная педагогика в системе педагогических наук // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1990. № 3. С. 53-61.
  20. Говорова Н.В. Экономика знаний: европейские реалии и перспективы // Современная Европа. 2006. №4. С. 110-119.
  21. Гофман Г.Г. Сопоставительный анализ школьной политики и педагогики двух социальных систем // Советская педагогика. 1983. № 8. С. 111-114.
  22. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М., 2004.
  23. Далин В.М. Марк-Антуан Жюльен после 9 термидора // Далин В.М. Люди и идеи. М., 1970.
  24. Джуринский А.Н. Модернизация обучения и воспитания в США. М., 2000.
  25. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 2002.
  26. Дорошевская У. Частные школы в Польше: надежды и сомнения // Семья и школа. 1991. №10. С. 45-46.
  27. Жюльен М-А. Обеты гражданок // Литературное наследство. Т. 29-30. М., 1937. С. 545-575.
  28. Иванова Н.Л. Образование в западных странах на рубеже веков (проблемы интеграции). Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.
  29. Карной М. Реформа и планирование образования в условиях экономического кризиса // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1987. № 2. С. 53-64.
  30. Кинг Э. Эволюция сравнительных исследований в образовании // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1990. №3. С. 62-75.
  31. Киселёва Е.В. Миссия М.-А. Жюльена в Бордо // Французский ежегодник. 1972. М., 1974.
  32. Колобашкин Н.А. О положении с заработной платой учителей в странах Европейского Союза // Перемены. 2004. №4. С. 51-54.
  33. Корзинский Е.В. Западноевропейская интеграция в сфере образования // Советская педагогика. 1990. №7. С. 124-128.
  34. Коптаж Г. Непрерывное образование: основные принципы // Вестник высшей школы. 1991. №6. С. 52-62.
  35. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ / Пер. с англ. М., 1970.
  36. Кучеряну М.Г. Особенности подготовка учителей для разных типов учебных заведений в Великобритании // Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы чтений
    К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. С. 240-246.
  37. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. М., 1990.
  38. Левин К. К проблеме финансирования образования // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 2. М.,1987. С. 65-84.
  39. Лысова Е.Б. Проблемы содержания образования во французской педагогике // Педагогика. 1999. №3. С. 101-108.
  40. МГПИ им. В.И. Ленина. Сборник трудов. Вып. 4. Вопросы сравнительной педагогики. М., 1976.
  41. Методологические проблемы сравнительной педагогики: сб. научн. трудов. М., 1991.
  42. Микаберидзе Г.В. Образование в новых индустриальных странах Восточной Азии // Советская педагогика. 1991. №11. С. 127-133.
  43. Микаберидзе Г.В. США-Япония: чья школа лучше? // Педагогика. 1995. №1. С. 83-88.
  44. Митина В.С. Частные школы в развитых странах Запада // Педагогика. 1996. №4. С. 87-91.
  45. Молоков Д.С. Влияние "спутникового шока" на реформирование западного образования в 60-80-е годы ХХ века // Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы чтений
    К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. С. 65-70.
  46. Молоков Д.С. Зарубежный опыт управления в сфере образования // Материалы второй заочной научно-практической конференции "Менеджмент в образовании". Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006.
  47. Никандров Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды // Советская педагогика. М., 1988. № 10. С. 129-134.
  48. Никитин Э.М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. М., 1995.
  49. Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. 2000. №3. С. 68-74.
  50. Образование: сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО. М., 1997.
  51. Образование в условиях формирования нового типа культуры. Спб, 2003.
  52. Ордон У. Особенности профессионального развития польского учителя // Народное образование. 2005. №1. С. 149-154.
  53. Ордон У. Приоритеты образовательной политики ЕС: взгляд из Польши // Педагогика. 2005. №3. С. 91-95.
  54. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бим-Бада. М., 2002.
  55. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994.
  56. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред.
    В.В. Давыдов. М., 1998.
  57. Соколов В. С. О государственной политике в области образования // Педагогика. № 6. М., 1994. С. 13-17.
  58. Соколова М.А., Кузьмина Е.Н., Родионов М.Л. Сравнительная педагогика. М., 1978.
  59. Статистический ежегодник образования. М., 2005.
  60. Столяренко А.М. Сравнительная педагогика: учебник авторизованного изложения. М., 1992.
  61. Таршис Е.К. О сравнительно-педагогических исследованиях в Англии // Критика буржуазных течений в педагогике. М., 1977. С. 3-15.
  62. Титов В.А. Сравнительная педагогика: конспект лекций. М., 2003.
  63. Тихомиров В.П. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. М., 1999.
  64. Филиппов В.П. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. 1996. №3. С. 13-16.
  65. Франко Р., Эспиндола Э. Образование и второе поколение реформ в Латинской Америке // Латинская Америка. 2002. №5. С. 46-54.
  66. Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 1/2. М., 1992. С. 138-155.
  67. Холмс Б. Эволюция сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1986. № 2. С. 45-65.
  68. Хорольский В. С. О некоторых методологических аспектах "сравнительной педагогики" // Политика капиталистических государств в области образования / Под ред. З.А. Мальковой и др. М., 1983. С. 92-102.
  69. Шкатулл В. Положение учителя и ребенка в современном мире. М., 1995.
  70. Шривер Й. Предметный дуализм сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1990. № 3. С. 85-104.
  71. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. М., 1989.

Литература на иностранных языках:

  1. Arnove R.F. Comparative Education and World Systems Analysis // Comparative Education Review. N.Y., 1980. 24, № 2. Р. 48-62.
  2. Beauchamp E. Japanese and U.S. Education Compared. Bloomington, 1992. P. 7.
  3. Bereday G. Comparative Method in Education. N.Y., 1964.
  4. Conference of ministers of education and those responsible for economic planning in Africa member states. Final Report. Paris: UNESCO, 1982.
  5. Curriculum Guidelines for Compulsory Education in Norway. Oslo, 1990
  6. Di Rienzo E. Néo-jacobinisme et question italienne dans les manuscrits de Marc Antoine Jullien de Paris // Annales Historiques de la Révolution française. 1998. N 313;
  7. Education Reform Act. London, 1988.
  8. Gozzar G. School Curricula and Social Problems // Prospects. 1990. Vol. ХХ. N. 1.
  9. Holmes B. Comparative Education: Some Considerations Of Method. London, 1981.
  10. Idem. Marc-Antoine Jullien de Paris (1789/1848). Una biografia politica. Napoli, 1999.
  11. Kazuo I. School Education in Japan. Tokio, 1989. P. 25.
  12. Noah H.J., Eckstein M.A. Toward a Science of Comparative Education. London, 1969.
  13. Palmer R.R. From Jacobin to Liberal. Marc-Antoine Jullien, 1775-1848. Princeton, 1993.
  14. Templeton R. The Study of Comparative Education in the United States // Harvard Educational Review. Harvard, 1954. 24, № 3. Р. 141-158.
  15. Theories and Methods in Comparative Education / Ed. by Schriver J., Holmes B. Frankfurt am Main, 1978.
  16. Vargas P. de. L'héritage de Marc-Antoine Jullien, de Paris à Moscou // Annales historiques de la Révolution française. 1995. № 301.
  17. World Class Standards for American Education. Wash., D.C., 1992.
  18. UNESCO Statistical book 1996. Table 4.3. Paris, 1997.
  19. U.S. Chaudhari. Issues in Advaances in Education. Delhi, 1986.

Источники в сети Интернет:

  1. http://education.unesco.ru (Деятельность ЮНЕСКО).
  2. http://old.prosv.ru/metod/dgur/3.html (Практика школьного воспитания в странах мира).
  3. http://www.zn.ua/3000/3300/25840 (Корсак К. Компаративистика: кому она нужна? // Зеркало недели. №6. 12-18 февраля 2000).
  4. http://www.4todakak.ru/md/mod/tex/view/1753/ (Российская педагогическая энциклопедия).
  5. http://teacher-enc.info/index.php (Энциклопедия педагогики).
  6. http://www.itiprao.ru/index.htm (Лаборатория изучения образования и педагогики в зарубежных странах Института теории и истории педагогики)
  7. http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=6666.
  8. http://www.tandf.co.uk/journals/titles/03050068.asp.
  9. http://rescentr.ablaikhan.kz/ebooks/sravn_pedagog/R1.htm.
  10. http://www.dictionary.fio.ru.

 



2015-12-13 870 Обсуждений (0)
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВОСПИТАНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВОСПИТАНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (870)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)