Экономическая школа утопического и научного коммунизма
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма. Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра. Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным. Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается. Четвертый этап — развитие марксистской политической экономии.Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др. Развитие экономической теории в России. В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков, крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I. Определенный вклад в развитие экономической мысли сделал М. В. Ломоносов. В. И. Ленин, последователь марксистской политической экономии, развил идеи “Капитала” применительно к эпохе империализма. М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист, изучал кризисы, российскую промышленность. Современные направления и теории Маржинализм. Предметом исследования данного направления стали предельные величины в экономических процессах. Марженализм Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли. Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются: § Карл Менгер § Фридрих Визер § Леон Вальрас § Эйген-Бем-Баверк § Уильям Стэнли Джевонс Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя. Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции. Кейнсианство.Предметом исследования данного направления являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства Кейнсианство Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять наинфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода. Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма. Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала. Основные идеи кейнсианства: · -рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. · -определяющим направлением государственного регулировании экономики является стимулирование спроса; · -эффективное сбережение определяется размерами инвестиций. Неоклассический синтез. Основные принципы неоклассического синтеза: · -оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. Рынок определяет цены и объем производства, а государство регулирует экономические процессы посредством налогов и государственных расходов; · -сочетание высших макроэкономических целей (эффективность хозяйствования, стабильность экономического роста, социальная справедливость); · -сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения. Неоклассическая школа Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма. Представители неоклассической школы: § Альфред Маршал § Артур Пигун Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Монетаризм.Основные идеи монетаризма: · -защита концепции полной гармоничности свободного рыночного хозяйства без вмешательства государства; · -признание денег стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса, путем регулирования денежного обращения
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1095)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |