Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Фирма в системе рыночных отношений. Теория фирмы



2015-12-13 653 Обсуждений (0)
Тема 7. Фирма в системе рыночных отношений. Теория фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

Предприятие – это обособленный субъект рынка, обладающий производственной и финансовой самодостаточностью, зарегистрированное как юридическое лицо, имеющий счет в банке и другие нормативно закрепленные атрибуты.

Фирма – это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность.

Фирма является первичным звеном в системе хозяйствования, именно здесь осуществляется процесс соединения факторов производства, создаются товары и услуги, реализуются экономические интересы субъектов хозяйствования. Фирма имеет следующие характерные признаки:

это всегда организация людей (коллектив) связанный разделением и кооперацией труда, общими экономическими интересами

деятельность на фирме осуществляется путем использования комплекса машин, по определенной технологии

фирму отличает экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность

Основной стратегической целью фирмы является получение максимальной прибыли. В отдельные периоды времени у неё могут быть кратковременные цели хозяйствования, например техническое перевооружение, эти краткосрочные, локальные, цели подчинены главной стратегической цели. К основным функциям фирмы можно отнести производство благ удовлетворяющих потребности общества и максимализация прибыли. Участниками деятельности фирмы являются собственники, управляющие, работники. Общий стратегический интерес всех участников - повышение эффективности деятельности фирмы, предприятия. Вместе с тем, каждый из субъектов имеет свои интересы, которые могут не совпадать с интересами других. По конечной цели хозяйствования фирмы делятся на:

коммерческие

некоммерческие.

Цель коммерческих фирм - максимальная прибыль. Некоммерческие фирмы создаются для оказания социальных услуг. По форме собственности на средства производства, фирмы делятся на:

частные

коллективные

государственные

смешанные

 

По принадлежности капитала выделяют:

национальные

иностранные

совместные

Различают фирмы и по отраслевой принадлежности:

промышленные

торговые

сельскохозяйственные

кредитно-финансовые и другие

Законодательство РФ определяет организационно-правовые формы предприятий:

единоличное владение

товарищества

корпорации и другие.

 

 

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.

• ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

• МЕНЕДЖЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ фирмы доказывает, что цель фирмы — максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.

• ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.

Существует два пути роста: внутренний, за счет концентрации производства и капитала, и внешний, который основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Внутренние источники роста:

а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;

б) выпуск акций;

в) заемные средства, взятые у банка. Внешние источники роста:

а) слияние, т. е. объединение двух и более компаний;

б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.


Слияния и поглощения осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification — разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

• ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.

В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.

Стратегия — это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Различают два типа стратегии: оборонительную и наступательную.

Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.

Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши.

Основной формой управления фирмой является менеджмент (англ. management — управление).

Менеджмент — это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов.

Одной из функций менеджмента считается планирование, предполагающее составление бизнес-плана.

БИЗНЕС-ПЛАН - ЭТО КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ФИРМЫ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТОМ И ГЛАВНЫМ ОБОСНОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИЙ.

Бизнес-план разрабатывается на 3—5 лет и содержит следующие разделы:

а) анализ рынка и маркетинговая стратегия;

б) продуктовая стратегия и производственная стратегия;

в) развитие системы управления фирмой и собственностью;

г) финансовая (экономическая) стратегия.

 

 



2015-12-13 653 Обсуждений (0)
Тема 7. Фирма в системе рыночных отношений. Теория фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Фирма в системе рыночных отношений. Теория фирмы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)