Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ



2015-12-13 486 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Функции цены

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяй­ственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций: учетную, стимулирующую, распределительную и перераспределительную, балансирующую, информационную.

Учетная функцияпроявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количественные (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпус­каемой и реализуемой продукции и т. д.), так и качественные показатели (рентабельность, про­изводительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т. д.).

Цены показывают, сколько средств необходимо затратить обществу для удовлетворения потребности в той или иной продукции. Цены отражают объемы затраченного сырья, материа­лов, топлива и электроэнергии, труда и т. д. и эффективность использования ресурсов для соз­дания данного продукта, так как цена включает не только величину общих издержек производ­ства и реализации, но и размер прибыли.

Рыночная цена может значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непо­средственном контакте производителя и потребителя в результате столкновения их интересов. Интерес производителя заключается в получении максимально возможной прибыли; интерес покупателя состоит в покупке товара по минимально возможной цене. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться не только от цены, по которой хотел бы продать товар производитель, но и от цены, по которой его хотел бы купить потребитель.

Стимулирующая функцияцены выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирую­щее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйствен­ной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению объема выпуска и по­требления той или иной продукции. Для производителей важны цены, по которым они непо­средственно продают продукцию, и возможность их изменения, так как различные виды про­дукции обладают разной эластичностью, от которой зависит валовой доход фирмы.

С помощью цены можно стимулировать или замедлять внедрение результатов научно-технического прогресса, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

Распределительная, или перераспределительная, функция ценыотражает уча­стие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) ме­жду отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Распределительная функция цены проявляется через налогово-бюджетную политику, а именно через налоги, особенно косвенные, (акцизы на отдельные группы товаров, налог на до­бавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства на­правляются на решение экономических и социальных задач общества.

Балансирующая функция, или функция балансирова­ния рыночного спроса и предложения,заключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом, с помощью которого достигается компромисс между ценой спроса и ценой предложения. При этом цена предложения отражает минимальную цену, по которой производитель готов в определенный период продать свою продукцию, а цена спроса характеризует максимальную цену продукции, по которой потребитель готов ее приобрести. При появлении диспропорций в развитии национальной экономики, не­соответствия между предложением и спросом равновесие восстанавливается либо посредством увеличения (сокращения) производств, либо роста (снижения) цены, либо одно­временно тем и другим способом.

Информационная функцияцены проявляется в том, что цена служит индикато­ром состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей войти на рынок, принять окончательное решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде слу-чаев вступают в про­тиворечие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом.

Распределительная функция цены взаимодействует с функцией цены как средства ра­ционального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и сек­торы экономики, в которых предъявляется повышенный спрос на товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми осталь­ными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией ба­лансирования спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием мно­гих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и обращения.



2015-12-13 486 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)