Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ



2015-12-13 908 Обсуждений (0)
КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВНЕШНОСТЬ

С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.

Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Ваши товарищи на вечернем собрании в клубе вряд ли ожидают, чтобы вы предстали «перед ними, разодевшись в пух и прах. Да и преподаватель не потребует, чтобы для очередного выступления на занятиях студенты одевались по-праздничному. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм — тщательно отглажены и аккуратно застегнуты. Даниэль Уэбстер, о котором говорили, что «никто не обладает таким величественным видом, как Уэбстер», был. поборником безукоризненной внешности. Ему и в голову не пришло бы появиться перед аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В наше время требования не так строги. Но мужчинам, пожалуй, более удобно выступать в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.

Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы с широкими полями и вообще привлекающие внимание головные уборы. Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

МАНЕРЫ

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности.

Группа слушателей — нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влиянием.

Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в .ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное — официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ова,ния: они предоставили ему главную роль — оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно’ сменится разочарованием и досадой.

Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор — живой человек, а не говорящий автомат.

Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело—наладить с ними контакт.

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и первым рядом слушателей. Если речь произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от передней стены. Если имеется какое-либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком высока и отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика (например, не более 75 человек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки.

Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям.

Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий, леди и джентльмены…» В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.

Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями—печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ

До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки… Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.

Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.

Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое «испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления. Выберите отрывки различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.

Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь—действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.

ПОЗА

Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст. многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь в .описанной ниже манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону.

Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки — подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

ЖЕСТЫ

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.

прочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами — трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.

Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

 

6. Роды и жанры красноречия.

 

Знаменитый русский юрист А.Ф. Кони, сам великолепный мастер слова, советовал начинающим ораторам и лекторам, во-первых, знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив для себя все его положительные и отрицательные свойства. Во-вторых, оратору крайне важно знать родной язык и пользоваться его гибкостью, богатством, своеобразием оборотов речи, быть знакомым с сокровищами родной литературы. В-третьих, оратор не должен лгать. Кони составил даже своеобразную классификацию типов лжи: «Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом:

1) говорит не то, что думает, — это ложь по отношению к другим;

2) он думает не то, что чувствует, — это ложь самому себе, и, наконец,

3) он впадает в ложь «в квадрате»: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует».

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, искренность должна стать необходимым качеством оратора. Но при этом человек обязан критически оценивать свою точку зрения, убеждать людей, но не навязывать свою точку зрения как единственно возможную. Оратор, думающий, что он один владеет истиной, нетерпимый к другим взглядам, никогда не добьется успеха.

Ключевым понятием в ораторской практике является присоединение, ᴛ.ᴇ. в процессе речи аудитория полностью или частично должна присоединиться к мнению оратора. Гораздо легче выступающему самому присоединиться к мнению аудитории, но такое присоединение принято называть популизмом и демагогией (уступкой низким запросам публики, использованием лжи, лести для привлечения масс на свою сторону, создания ложной популярности). Поднять аудиторию до себя, а не опуститься на ее уровень — вот задача оратора.

При выступлении равно недопустимы как высокомерие, менторский (поучающий) тон, неуважение к аудитории, так и заискивающий тон, робость, самоуничижительные замечания («я, конечно, понимаю, что ничего нового и интересного я вам не скажу...»). Уверенность оратора в себе, его мимика и жесты, дружеское отношение к слушателям, скромность, подъем — необходимые качества успешного выступления.

Уважение к аудитории заключается и в заботе выступающего о том, чтобы его услышали: о четкости дикции, звучности голоса. Оратор должен почувствовать признаки утомления своих слушателей, вовремя переключить их внимание, снять напряжение шуткой, какой-либо интересной историей. Выступая с речью, лучше не читать написанный текст, а лишь заглядывать в него, сверяя нужные цифры, цитаты. Обращаться при этом нужно не к потолку, окну или своим ногам, а к людям, находящимся перед оратором. Возникающее при этом чувство взаимного общения, обратная связь с аудиторией помогают понять, что оратор достиг своей цели.

Учитывая зависимость от содержания, условий и цели высказывания в современной практике публичного общения выделяют следующие роды и виды (жанры) красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное, или церковно-богословское.

К социально-политическому красноречию относятся парламентские и митинговые речи, военно-патриотические, дипломатические, политические, агитаторские, выступления на социально-культурные, этико-нравственные, социально-политические и политико-экономические темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчётные доклады на съездах, конференциях, собраниях.

К академическому красноречию относятся вузовская и школьная лекции, научный доклад, научный обзор, научно-популярная лекция.

К судебному красноречию относятся прокурорская, или обвинительная, речь; адвокатская, или защитительная, речь.

К социально-бытовому красноречию относятся юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), речь на приёме и т. д.

К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь (слово для прихожан), официальная церковная речь.

Границы между родами красноречия весьма подвижны, в частности это касается социально-политического и академического красноречия.

Каждая публичная речь должна иметь общую и конкретную цели. Общая цель речи определяется видом реакции, какую оратор намерен вызвать у слушателей, она зависит от того, хочет ли он информировать о чем-то слушателей, убедить их в чем-либо, воодушевить какую-либо группу людей на определенные действия, наконец, просто развлечь аудиторию. В реальной практике эти цели часто сочетаются. К примеру, лекции, доклады, сообщения, являющиеся образцами академического красноречия, чаще всего направлены на сообщение слушателям какой-то новой информации, но они не обходятся без элементов воздействия. Выступления, относящиеся к социально-политическому роду красноречия, носят, прежде всего, агитационный, убеждающий характер, хотя они также обязательно включают какую-то информацию, бывают занимательны и поучительны. Приветственные, застольные, юбилейные речи, представляющие собой образцы социально-бытового красноречия, обязательно должны быть интересны для слушателей. При этом оратор должен хорошо представлять себе, какая из общих установок является определяющей в каждом конкретном случае, и в соответствии с этим строить свою речь.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с содержательной точки зрения ораторские выступления в соответствии с преобладающим характером их воздействия на слушателей условно можно разделить на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие и призывающие. Каждый из этих типов речи имеет свои особенности.

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь слушателей и доставить им удовольствие, в интересной, забавной форме сообщить некоторую новую информацию. Можно было бы сказать, что её цель – просто поддерживать внимание и интерес слушателя, но здесь имеются в виду занимательность, интерес как самоцель. Развлекательную речь часто произносят на банкетах и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В ней и шутка, и серьёзная мысль, правда и вымысел. Она или проникнутое единством, связное повествование, или состоит из анекдотов. Размещено в открытой библиотеке http://oplib.ru В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьёзность, преувеличения и карикатура. Недружелюбный тон оратора здесь неуместен: он нарушит дружескую атмосферу. Развлекательная речь не обязательно должна быть юмористической (всё зависит от ситуации общения), это может быть рассказ или описание известного оратору или лично пережитого им события, к примеру восхождение на горные вершины или погружение в морские глубины. В ней должны быть новизна, конкретность, по возможности драматические моменты, контрасты, действие. Для того чтобы успешно выступить с развлекательной речью, говорящий, кроме собственно ораторской подготовки, должен обладать определенными личностными качествами: обаянием, раскрепощённостью, чувством юмора. Активно используют элементы развлекательности авторы научно-популярных книг, причем это может нисколько не умалять научную значимость их трудов

Главная цель информационной речи - сообщить аудитории некоторую новую информацию, новые знания, пробудить любознательность, дать новое представление о предмете. Оратор ставит перед собой цель достичь обоюдного взаимопонимания со своей аудиторией, понимания сведений и фактов, а также идей и концепций, которые обоснованно подтверждены аргументами и фактами. На таких выступлениях совсем необязательно спорить или отстаивать свою точку зрения, а также вовсе не нужно пытаться убедить слушателей принять или изменить какое-либо решение. Тем не менее оратору крайне важно приложить много усилий, для того чтобы вызвать интерес слушателей, который достигается применением контраста͵ сравнения, иллюстрации, классификации и анализа. Главное требование к оратору при этом - доскональное знание предмета͵ о котором он говорит с аудиторией. Чтобы хорошо подготовиться к выступлению подобного типа, нужно уметь отбирать самые основные факты из всех известных по данной теме или, наоборот, добавлять к известным какие-то новые факты за счет обращения к различным справочникам и энциклопедиям. В информационном выступлении чаще всего используются такие типы речи, как повествование, описание и объяснение. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

· В ней не должно быть ничего спорного;

· В информационной речи любой вопрос находит своё разрешение при соблюдении двух условий: он должен быть связан с тем, что уже существует, и выражать подлинную правду. Он не может вызывать споров, сомнений;

· Характерная для информационной речи черта состоит по сути в том, что она пробуждает любознательность слушателя. В случае если у него не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, долг оратора поставить их;

· Ответы на все поднятые вопросы должны удовлетворить слушателей;

· Сообщение должно быть актуально.

При подготовке информационного выступления нужно представить себе, как текст будет восприниматься на слух. Затрудняют восприятие информативная избыточность, перегруженность цифрами, названиями, сложными терминами. При составлении текста следует избегать громоздких синтаксических конструкций. Чтобы основные положения речи запомнились аудитории, оратор должен очень хорошо продумать композицию текста͵ апеллировать не только к разуму, но и к чувствам, эмоциям слушателœей. Включенные в речь описания выиграют, если создадут у слушателœей наглядно-образные представления, аудитория должна почувствовать заинтересованное, эмоциональное отношение самого оратора к тому предмету, о котором он рассказывает. В любом случае в памяти слушателей останется та информация, которая окажется для них эмоционально окрашенной, к которой они сформируют свое отношение — позитивное или негативное.

7. Судебное красноречие.

 

Судебное красноречие — это вид красноречия в зависимости от сферы употребления. Это речевое мастерство в области гласного публичного судопроизводства, направленное на вынесение законного и справедливого приговора по судебному делу.

Судебное красноречие – один из древнейших видов словесного искусства, развившийся и получивший широкое распространение еще в Древней Греции.

Судебные речи обвинителя и обвиняемого были главными частями судебного процесса в древних Афинах (5-й век до н.э.), причём каждый обвиняемый гражданин мог защищать себя сам или обратиться к профессиональному составителю судебных речей – логографу.

Была выработана содержательная схема защитительной судебной речи, в которой использовались разные способы убеждения:

во вступлении информативно излагалась суть дела,

затем художественно представлялось криминальное событие,

далее приводилась аргументация защитника и,

в заключении, преподносилась эмоциональная концовка, рассчитанная на сильное психологическое воздействие.

Параллельно с практикой в античности развивается и теория судебного красноречия (до нас дошли имена таких древнегреческих теоретиков и практиков данного вида ораторского искусства., как Горгий, Лисий, Исократ, позднее Демосфен, в Римской республике – Катон Старший, Марк Антоний Красс, Цицерон).

В России судебное красноречие не имело распространения вплоть до отмены крепостного права и судебной реформы 1864-го г.

В рамках этой реформы был введён суд присяжных и учреждена присяжная адвокатура (социальный институт защиты обвиняемых). Слушание дел стало гласным, с обязательным участием прокурора (обвинителя), адвоката (защитника) и присяжных заседателей (судей-непрофессионалов, голосованием которых и определялось наличие вины и мера наказания). Судебные разбирательства такого рода вызывали огромный интерес общественности, появилась целая плеяда выдающихся судебных ораторов. Это Владимир Данилович Спасович, Анатолий Фёдорович Кони, Фёдор Никифорович Плевако и др.

Общими чертами выступлений лучших обвинителей и защитников были гражданственность позиции, отличное знание сути и подробностей рассматриваемого дела, корректность и обоснованность заключений, умелая полемика, глубокий психологизм, отсутствие личного озлобления по отношению к противнику по судебному процессу, неприятие актёрского поведения во время судебного процесса.

Судебный оратор соединяет в своём полемическом выступлении логический разбор обстоятельств дела с психологическим анализом действий подсудимого, выяснением скрытых мотивов, первопричин преступления. Соединение доказательности и убедительности, логических построений и художественности составляют типичную особенность судебной речи, главной целью которой является убеждение судей и всех присутствующих в зале суда в правильности своей точки зрения. Но, поскольку таких точек зрения две (мнение обвинителя и мнение защитника), судьи получают возможность сравнивать их позиции, что способствует объективности выводов. Кроме того, при осуществлении правосудия высказывается отношение к фактам и обстоятельствам преступления с позиций уважения к закону и нравственности.

В судебной речи есть композиционные части, посвящённые моральной оценке преступления, анализу его первопричин, характеристике личности подсудимого, таким образом, в судебном красноречии прослеживается воспитательная и пропагандистская функция (пропагандируется уважение к закону, в том числе нравственному, и правовая грамотность).

В советское время судебная речь претерпела существенные изменения. Вместе с судом присяжных ушла необходимость в психологическом воздействии на состав суда. Судебная речь становится короче и конкретнее, её главным достоинством считается доказательность. Идейная заданность многих судебных процессов приводит к формализму в судебной речи.

В настоящее время возрождается суд присяжных, что неизбежно повлечёт за собой повышение внимания к судебному красноречию.

 

8. Монологические речи.

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).

По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи. Эти ее особенности - проблемы сложного синтаксического целого, абзаца и т.п. изучает наука лингвистика (текста).

Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т.п.). Выделяют следующие типы монологов:
- монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:
- начало события,
- развитие события,
- конец события.

Пример монолога повествовательного типа:
Когда-то, в нашем дворе жил огромный сторожевой пес. Звали его просто Пес. А у соседки напротив курица вывела маленьких цыплят. Пес их очень любил и оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом.

Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки- цыплята.

Хозяйка посчитала цыплят — ни один не пропал. И с тех пор пса зовут Спасатель.

- монолог - рассуждение, для которого типичны синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом:
- тезис (основная мысль),
- доказательство,
- вывод.

Пример монолога - рассуждения:
Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду.

Скоро зима же будет на исходе, потому, что над широкими проталинками высоко повис жаворонок. Песни его так звонки и переливчаты, что остановят любого.

А знаешь ли ты, что листок папоротника вытягивает яд, притупляет боль?

Родная природа должна быть первым учителем жизни.

- монолог-исповедь, который обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений.

Пример монолога-исповеди:
Знаешь, я так часто о тебе мечтал. А теперь, когда сладостный миг удачи так близок, что-то во мне перевернулось, задрожало...

Я несусь куда-то вдаль, сам не знаю зачем и почему. В моей голове мысли, чувства, планы.

Все таки я счастлив, что живу на этой земле...

Ориентируясь на устное высказывание, монологи разных типов свободно допускают употребление разговорной и экспрессивно окрашенной лексики междометий, разговорных и разговорно-экспрессивных синтаксических построений (конструкций диалогической речи).

Лекция, доклад и т.д. располагают всеми выразительными средствами устной речи. И искусство этой формы устной речи включает в себя использование и этих выразительных средств; вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, последнюю нельзя превращать просто в чтение некоторого текста. Речь-лекция должна соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи.

Особую разновидность монолога представляет собой так называемый внутренний монолог, в котором имитируется эмоционально-мыслительная деятельность человека в ее непосредственном протекании («поток сознания»). Соответственно в монологической речи этого типа часто употребляются прерывистые, незаконченные фразы, внешне не связанные друг с другом синтаксические построения.

Монологическая речь включает в себя всё многообразие функций, которые вообще выполняет речь, осуществляя, однако, каждую из них в особой форме. Самое специфическое и характерное для монологической речи заключается в том, что ею человек, не общаясь реально с другими людьми, создает себе социальный резонанс. Монологическая речь, располагающая в качестве громкой речи всеми экспрессивными средствами, является средством выражения и эмоциональной разрядки. При монологической речи говорящий воздействует на самого себя всей той гаммой лирических и риторических средств, которыми располагает эта речь. Монологическая речь - это речь, в которой слушающий всегда солидарен с говорящим. Это речь с собеседником, который всегда слушает и всегда соглашается. В монологической речи говорящий, с одной стороны, выражает свою эмоциональность, а с другой - воздействует на свои эмоции средствами, заимствованными из процесса общения.

Монологическая речь может выполнять функцию осмысливания, но и ее она выполняет специфическим образом: мысль, произнесенная вслух, приобретает большую осязательность. Как бы материализованная в звуках, в словесных формулах, она доступнее осознанию и проверке. Монологическая речь удовлетворяет при этом потребности придать своей мысли или своему переживанию ту осязательность и действенность, которую она обычно приобретает в процессе общения. Средством мышления монологическая речь служит в тех случаях, когда интересует не столько доказательность, т.е. объективная истинность мысли, сколько ее убедительность, т.е. сила воздействия.

Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования монологической и диалогической речи показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

 

9. Диалогические речи.

 

Диалогическая речь - жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные - монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

В устной диалогической <



2015-12-13 908 Обсуждений (0)
КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (908)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.04 сек.)