Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Надзор за исполнением законов при окончании дознания



2015-12-13 792 Обсуждений (0)
Надзор за исполнением законов при окончании дознания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Завершается дознание принятием одного из следующих процессуальных решений: а) составлением обвинительного акта; б) вынесением постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. 24-28 УПК. По окончании дознания дознаватель в соответствии со ст. 225 УПК составляет обвинительный акт, который должен быть утвержден начальником органа дознания. В предусмотренных ст. 18 УПК случаях дознаватель обеспечивает перевод обвинительного акта.

В соответствии со ст. 226 УПК прокурор рассматривает поступившее от дознавателя уголовное дело с обвинительным актом и в течение двух суток принимает по нему одно из следующих решений: а) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд; б) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК со своими письменными указаниями; при этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более трех суток; дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях; в) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24-28 УПК; г) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Изучая уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, прокурор разрешает вопрос о том, имеются ли основания для осуществления уголовного преследования в суде. Он должен сделать вывод о полноте, всесторонности и объективности расследования обстоятельств, подлежащих доказыванию, что находит выражение в доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; о соблюдении дознавателем норм закона и отсутствии нарушений, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом; о соответствии текста обвинительного акта материалам дела. Прокурору необходимо тщательно анализировать доводы, приводимые обвиняемым и защитником в опровержение обвинения и проверять, что противопоставляется этим доводам. По этой причине целесообразно, чтобы уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, изучалось не только работником, осуществляющим надзор за законностью процессуальной деятельности органов дознания, но и прокурором, которому будет поручено поддержание государственного обвинения по делу. Особое внимание при изучении уголовного дела должно быть обращено на допустимость доказательств, поскольку в дальнейшем эти доказательства будут использоваться в судебном заседании. При выявлении доказательств, полученных с нарушением закона, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит мотивированное постановление о признании их недопустимыми и исключении из обвинительного акта.

В ходе изучения уголовного дела полежат выяснению следующие обстоятельства: а) произведено ли дознание всесторонне, полно и объективно; б) правильно ли квалифицировано деяние; в) правильно ли избрана мера пресечения; г) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; д) обеспечены ли процессуальные права участников уголовного судопроизводства (в том числе потерпевшего и гражданского истца); е) нет ли обстоятельств, исключающих уголовное преследование или влекущих прекращение уголовного дела; ж) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению; з) составлен ли обвинительный акт в соответствии с требованиями УПК.

Принятие прокурором решения об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд означает его согласие с изложенным в обвинительном акте обвинением по уголовному делу, которое государственному обвинителю предстоит в дальнейшем поддерживать в суде. Прокурор принимает решение об утверждении обвинительного акта в результате тщательного, всестороннего, полного и объективного изучения всех материалов уголовного дела. При их изучении прокурор вправе вызвать дознавателя, осуществлявшего производство по делу, для выяснения с его участием вопросов доказанности обвинения и наличия оснований для утверждения обвинительного акта.

При наличии к тому оснований прокурор вправе возвратить уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания либо для пересоставления обвинительного акта и устранения выявляемых недостатков. Прокурор обязан возвратить уголовное дело для производства дополнительного дознания, если дознавателем допущены неполнота и односторонность исследования обстоятельств совершения преступления, ставящие под сомнение объективность выводов, изложенных в обвинительном заключении; при наличии оснований для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся от ранее предъявленного; а также при нарушениях закона, повлекших ущемление процессуальных прав обвиняемого, потерпевшего, иных участников уголовного судопроизводства или влекущих признание доказательств, имеющихся в уголовном деле, недопустимыми согласно ст. 75 УПК.

Уголовное дело подлежит возвращению для производства дополнительного расследования, если: 1) оно было расследовано с нарушением правил подследственности либо вместо предварительного следствия произведено дознание; 2) дознание произведено по материалам, выделенным из другого дела в отдельное производство в отношении иного лица по новому обвинению без возбуждения уголовного дела; 3) допущены нарушения закона при уведомлении лица о подозрении в совершении преступления (предъявлении обвинения); 4) дознание произведено не уполномоченным на то лицом либо лицом, подлежащим отводу; 5) нарушено право обвиняемого на защиту, в частности требования ст. 51 УПК об обязательном участии защитника в уголовном деле; 6) обвиняемому, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, не предоставлена возможность пользоваться бесплатно помощью переводчика; 7) нарушены сроки дознания; 8) участники процесса не ознакомлены с материалами дела. Возвращая дело для дополнительного дознания, прокурор обязан указать в своем постановлении: а) в чем состоят допущенные при производстве дознания нарушения; б) каким образом их необходимо устранить; в) какие дополнительные обстоятельства должны быть установлены; г) какие следственные действия для этого следует произвести. При этом, исходя из сложности расследования и общественной значимости уголовного дела, прокурор вправе принять решение о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Если прокурором утвержден обвинительный акт, уголовное дело в соответствии со ст. 226 УПК подлежит направлению в суд. Одновременно прокурор должен организовать вручение обвиняемому, а по заявленным ходатайствам также потерпевшему и защитнику копий обвинительного акта в порядке, предусмотренном ст. 222 УПК (с приложениями: списком лиц, подлежащих вызову в судебное заседание со стороны обвинения и защиты; справкой об уголовном деле).

О направлении уголовного дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей. При этом всем участникам уголовного судопроизводства разъясняется право заявлять ходатайства о проведении предварительного слушания в порядке, установленном гл. 15 УПК.

В случае если обвиняемый содержится под стражей, копия обвинительного акта с приложениями вручается ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения. Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного акта либо не явился по вызову или иным образом уклонился от получения копии обвинительного акта, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного акта не была вручена обвиняемому.

Уголовное дело направляется прокурором в суд с соблюдение правил подсудности, предусмотренных ст. 31 УПК.

В случае установления обстоятельств, которые влекут прекращение уголовного дела (уголовного преследования), прокурор своим мотивированным постановлением прекращает уголовное дело (уголовное преследование). О принятом решении должны быть извещены обвиняемый, его защитник, потерпевший. Им разъясняется право обжаловать принятое решение в установленном законом порядке вышестоящему прокурору либо в суд. Порядок прекращения уголовного дела (уголовного преследования) регламентируется гл. 29 УПК. В соответствии со ст. 213 уголовное дело прекращается по постановлению дознавателя, копия которого направляется прокурору. Приказ Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137 предписывает прокурорам ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел (уголовного преследования).

В случаях, когда в соответствии с УПК прекращение уголовного дела допускается только при согласии подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, наличие такого согласия отражается в материалах дела и в соответствующем постановлении.

Согласно УПК решение о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25) и прекращении уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст. 28), а также о прекращении уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427) может быть принято дознавателем только с согласия прокурора. Давать такое согласие следует только после тщательного изучения всех обстоятельств содеянного, при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК.

Дознаватель вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства, если уголовное дело прекращается по основаниям, предусмотренным п. 2-6 ч. 1 ст. 24, ст. 25, п. 2-6 ч. 1 ст. 27 и ст. 28 УПК.

При прекращении уголовного дела за отсутствием состава или события преступления, непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершенному преступлению дознаватель, прокурор обязаны принять предусмотренные законом меры по реабилитации (ч. 2 ст. 212 УПК).

Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным в соответствии со ст. 214 УПК, прокурор отменяет его (если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности) и с указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимаются меры реагирования. О возобновлении производства по уголовному делу сообщается подозреваемому, защитнику, если он участвует в деле, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям.

 

7.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие*(117)

 

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия в целом совпадает с предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание. Им охватывается соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность принимаемых указанными органами решений. Однако содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия, полномочия прокурора по осуществлению надзора, особенности взаимоотношений прокурора с органами предварительного следствия при осуществлении им надзорных полномочий обладают существенной спецификой в сравнении с аналогичными характеристиками прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Общие полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве определяются ст. 37 УПК. Ее анализ наглядно показывает, что органы предварительного следствия в сравнении с органами дознания обладают по отношению к прокурору значительно большей процессуальной самостоятельностью. При осуществлении надзора за их процессуальной деятельностью прокурор не вправе давать им обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования по уголовному делу, производстве каких-либо процессуальных действий, отменять незаконные постановления следователя, разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы. Прокурор не вправе отстранять следователя от дальнейшего производства предварительного следствия в случае нарушения им требований уголовно-процессуального закона, утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. Из круга полномочий прокурора исключено также право дачи следователю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Все перечисленные полномочия в настоящее время являются прерогативой руководителя следственного органа и реализуются в порядке осуществления процессуального контроля.

Предварительное следствие как основная и наиболее эффективная, характеризующаяся наибольшими возможностями для установления обстоятельств совершения преступления и обеспечения прав вовлекаемой в уголовное судопроизводство личности форма предварительного расследования осуществляется следователями Следственного комитета РФ, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Все они, независимо от ведомственной принадлежности, имеют единый процессуальный статус и с учетом разграничения их компетенции в расследовании преступлений в равной степени подлежат прокурорскому надзору в ходе предварительного следствия.

Приказ Генпрокурора РФ от 02.06.2011 N 162 предписывает прокурору обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Законом о прокуратуре и УПК. При этом определено считать приоритетным направлением такой деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и принятием необходимых мер реагирования в случае выявления нарушений закона в соответствии с ч. 5 ст. 37 УПК осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Каждый из названных должностных лиц прокуратуры в качестве прокурора надзирает за исполнением органами предварительного следствия как уголовно-процессуального и уголовного, так и иных законов, непосредственно касающихся производства предварительного следствия.

Это относится и к Федеральному закону от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", в соответствии с ч. 4 ст. 1 которого основными задачами СК РФ являются: 1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ; 2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; 3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК РФ и их должностных лиц; 4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств. Если следственные органы СК РФ не выполняют надлежащим образом возложенные на них задачи, прокурор в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК вправе потребовать от них устранения нарушений федерального законодательства.

В стадии возбуждения уголовного дела прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК) с учетом положений гл. 19 УПК о поводах и основаниях для возбуждения уголовного дела, порядке рассмотрения и разрешения сообщений о преступлении. В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 10.09.2007 N 140 на прокурора возлагается обязанность проводить проверки исполнения требований УПК и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов проверки) в следственных органах систематически, не реже одного раза в месяц, при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно.

Прокурор должен тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений. Особое внимание необходимо обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц; обязательного порядка проверки сообщений СМИ о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений. При этом следует проверять, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах рассмотрения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования. При необходимости, руководствуясь ст. 22 Закона о прокуратуре, нужно вызывать должностных лиц органов предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, полагается ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых кампаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов РФ и иных организациях данными, указывающими на противоправный характер деяний. Подлежит систематическому анализу содержание информационных программ радио, телевидения и иных электронных СМИ, различных публикаций, продукции незарегистрированных СМИ (работающих без объявления выходных данных либо после вынесения решения о прекращении их деятельности), обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов иных надзорных проверок.

Необходимо с особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлением коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу. Следует оперативно реагировать на выявленные нарушения законности, в том числе случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК, ст. 6, 30 Закона о прокуратуре прокурор вправе и обязан требовать полного устранения нарушения закона, используя предусмотренные в указанных нормах формы реагирования и привлечение виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля и соблюдения порядка при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.

Особого внимания прокурора заслуживает обеспечение законности решений следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела. Как показывает анализ следственной практики, незаконные и необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел распространены в процессуальной деятельности следователей. Мотивами принятия незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела обычно выступают стремление укрыть преступление от учета, нежелание заниматься трудоемким расследованием по уголовному делу, заранее определяемому как не имеющее "судебной перспективы" и т.п. Не исключены случаи и сознательной фальсификации следователями доследственных проверок.

Согласно п. 1.3, 1.4 приказа Генпрокурора РФ от 02.06.2011 N 162 прокурор обязан обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Он должен обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК срока направления постановления заявителю и прокурору. Необходимо считать существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения. Надлежит организовать незамедлительное представление в прокуратуру проверочных материалов по поступившему постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела. Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, нужно изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращать внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов. Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее пяти суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении надлежит выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором нужно указывать обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставить вопрос о возбуждении уголовного дела.

В целях предупреждения вынесения незаконных постановлений по результатам дополнительных проверок необходимо брать на контроль их проведение и принятие процессуального решения. При установлении неоднократных фактов игнорирования законных требований прокурора требуется принимать исчерпывающие меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добиваться вынесения законного и обоснованного процессуального решения по сообщению о преступлении. Необходимо извещать вышестоящего прокурора, прилагая проекты актов прокурорского реагирования в адрес вышестоящего руководителя следственного органа, о выявлении нарушений разумного срока уголовного судопроизводства при рассмотрении следственными подразделениями сообщений о преступлениях.

Проверяя законность и обоснованность процессуальных решений, принятых по результатам рассмотрения постановлений прокурора, вынесенных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, нужно обращать внимание на соблюдение положений ч. 1.1 ст. 148 УПК, предусматривающих вынесение следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела только с согласия руководителя следственного органа. Требуется на постоянной основе анализировать практику рассмотрения следственными подразделениями указанных постановлений, а также причины их неудовлетворения.

Осуществляя надзор за законностью решений следователей и руководителей следственных органов о возбуждении уголовного дела, необходимо обеспечивать неукоснительное исполнение органами предварительного следствия требований ч. 4 ст. 146 УПК о незамедлительном направлении прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела, а также тщательное изучение данного постановления. В необходимых случаях нужно истребовать у следственных органов материалы, на основании которых были приняты указанные процессуальные решения. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов следует отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. Необходимо также акцентировать внимание на соблюдении следственными органами особого порядка привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц, предусмотренного ст. 448 УПК. В случае выявления нарушений требований закона надлежит незамедлительно принимать меры к их устранению. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проверки нужно указывать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе проведения дополнительных проверочных мероприятий. Требуется обеспечивать контроль за их выполнением в полном объеме.

При поступлении жалоб от заявителей или иных лиц, чьи интересы затронуты решениями о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела, иными решениями и действиями (бездействием) следователя, руководителя следственного органа в стадии возбуждения уголовного дела, прокурор рассматривает жалобы в порядке и с принятием решений согласно ст. 124 УПК.

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 12.07.2010 N 276 прокурор должен в целях обеспечения неуклонного исполнения уголовно-процессуального законодательства требовать от всех правоохранительных органов, включая органы предварительного следствия, соблюдения сроков рассмотрения сообщений о преступлениях, особое внимание обращать на соблюдение процессуальных сроков проведения доследственных проверок, законность и обоснованность их продления.

Необходимо пресекать факты немотивированной пересыпки заявлений и сообщений о преступлениях, материалов проверок из одного органа предварительного расследования в другой. Во избежание многократных отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и проведения дополнительных проверок по одному сообщению о преступлении, в том числе по результатам рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства, следует разработать порядок контроля за разрешением материалов до принятия законного и обоснованного процессуального решения, требуя обеспечения полноты первоначально проводимых проверок. По фактам нарушения сроков осуществления проверочных мероприятий, принятия решений, вынесения заведомо незаконных и необоснованных решений необходимо инициировать проведение служебных проверок с уведомлением прокуроров о принятых к виновным должностным лицам мерах ответственности.

После возбуждения уголовного дела прокурор должен осуществлять действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременным принятием процессуальных решений по уголовным делам. Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмотренных ст. 6.1 УПК, о разумном сроке уголовного судопроизводства, нужно ориентировать руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений. В необходимых случаях надлежит запрашивать соответствующие сведения. В ходе осуществления надзора за соблюдением установленного законом порядка продления процессуальных сроков в случае возобновления предварительного следствия по приостановленному или прекращенному производством уголовному делу необходимо руководствоваться Определением КС РФ от 11.07.2006 N 352-О и другими его решениями по данному вопросу. Требуется безотлагательно принимать меры реагирования по фактам неоднократного установления срока предварительного следствия одними и теми же руководителями следственного органа, если общая его продолжительность будет более чем на один месяц превышать срок, установление которого относится к их компетенции (п. 1.13 приказа Генпрокурора РФ от 02.06.2011 N 162).

Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в стадии предварительного расследования прокурор постоянно осуществляет посредством анализа направляемых ему копий постановлений, отражающих решения следователя, руководителя следственного органа на основных этапах предварительного следствия. Согласно УПК прокурору направляются копии постановлений: о привлечении в качестве обвиняемого (ч. 9 ст. 172), о приостановлении предварительного следствия (ч. 2 ст. 208), прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч. 1 ст. 213). Прокурор также имеет возможность получать сведения о соответствии процессуальной деятельности органов предварительного следствия требованиям законов при рассмотрении поступивших к нему жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц, чьи интересы затрагиваются производством по уголовному делу.

Если из копий постановлений органов предварительного следствия, поступающих жалоб невозможно или трудно сделать вывод о законности или незаконности решений или действий следователя, руководителя следственного органа, они обязаны по мотивированному запросу прокурора предоставить ему возможность ознакомиться с материалами находящегося в их производстве уголовного дела (ч. 2.1 ст. 37 УПК).

Прокурор может получать сведения о законности предварительного следствия, участвуя в судебных заседаниях при рассмотрении судьей ходатайств следственных органов об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о продлении срока содержания под стражей (ч. 4 ст. 108, ч. 2 ст. 107, ч. 2 ст. 106 УПК), о производстве следственных действий, которые могут выполняться только на основании судебного решения (ст. 165), а также жалоб на решения и действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа (ст. 125).

Важнейшей составляющей прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия как в стадии возбуждения уголовного дела, так и предварительного расследования является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 27.11.2007 N 189 на прокуроров возлагается обязанность на всех стадиях досудебного производства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.

Прокурорским надзором должно охватываться соблюдение в деятельности органов предварительного следствия всех процессуальных норм, регламентирующих правовой статус участников процесса (ст. 42-49, 53-60 УПК). Особое внимание необходимо уделять правовому и фактическому положению потерпевших. Согласно ст. 42 УПК потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу или деловой репутации. Если совершенное преступление являлось неоконченным (приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушение на преступление), то при решении вопроса о признании лица потерпевшим также следует установить, в чем выразился причиненный ему вред. Не исключается возможность причинения такому лицу морального вреда в случаях, когда неоконченное преступление было направлено против конкретного лица (постановление Пленума ВС РФ от 29.06.2010 N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве"). Под деловой репутацией следует понимать оценку качества, достоинств и недостатков деятельности данного юридического лица. Деловая репутация имеет исключительно денежный эквивалент, она входит отдельной строкой в нематериальные активы данного юридического лица и может быть соответствующим образом рассчитана (приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)).

В соответствии с уголовно-процессуальным законом лицо, которому преступлением причинен вред, может участвовать в уголовном деле в качестве потерпевшего и использовать предоставленные ему законом права лишь после вынесения следователем постановления о признании его таковым. Однако следует иметь в виду, что обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, как указал КС РФ, обусловлено не формальным признанием лица тем или иным участником уголовного судопроизводства, в частности потерпевшим, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующих прав (Определение КС РФ от 18.01.2005 N 131-О). Поэтому важно, чтобы признание потерпевшим было своевременным, т.е. либо одновременно с возбуждением уголовного дела, либо сразу же после того, как будет установлено лицо, которому преступлением причинен вред.

При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в ходе предварительного следствия следует исходить из необходимости обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, в том числе потерпевшего, с учетом правовых позиций КС РФ. Так, право потерпевшего знать о предъявленном обвиняемому обвинении предполагает обязанность следователя довести до сведения потерпевшего не только сам факт предъявления обвинения конкретному лицу, но и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого, включая описание фактических обстоятельств инкриминируемого лицу преступления и его юридическую оценку (Определение КС РФ от 11.07.2006 N 300-О); потерпевший вправе, а правоприменительные органы должны предоставлять ему возможность знакомиться с постановлениями о назначении судебных экспертиз независимо от их вида и с полученными на их основании экспертными заключениями (Определение КС РФ от 04.11.2004 N 430-О); потерпевший должен быть как минимум информирован о том, каким именно следователем осуществляется расследование по делу, а в случае производства предварительного следствия следственной группой - кто и с какими полномочиями входит в состав этой следственной группы; потерпевшему для обеспечения возможности судебного обжалования должен быть предоставлен доступ к постановлению о продлении срока предварительного следствия, "а форма и порядок его ознакомления... избираются следователем, прокурором или судом в пределах, исключающих опасность разглашения тайны следствия" (Определение КС РФ от 11.07.2006 N 300-О); отказ в признании лица потерпевшим от преступления и в обеспечении его прав возможен лишь при отсутствии соответствующих оснований, т.е. в случае, если права и законные интересы этого лица непосредственно не были затронуты д<



2015-12-13 792 Обсуждений (0)
Надзор за исполнением законов при окончании дознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Надзор за исполнением законов при окончании дознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)