Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система нормативных правовых актов России. Место закона в системе нормативных правовых актов Российской Федерации



2015-12-13 799 Обсуждений (0)
Система нормативных правовых актов России. Место закона в системе нормативных правовых актов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Придание стабильности общественным отношениям, упорядо­чение социальной жизни во многом достигается установлением общеобязательных норм, правил поведения. Государство, следуя юридическим традициям и правовой культуре общества, стремит­ся охватить фактическим нормативным регулированием вопросы политического, организационного, социального, экономическо­го развития государственных институтов. Такое государственное регулирование осуществляется в первую очередь через издание нормативных правовых документов.

Правовой акт представляет собой объективированное выра­жение определенной формы деятельности государства, его орга­нов и должностных лиц. Он обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован. В свою очередь, значительная категория правовых актов носит нормативный характер. Эти акты рассчитаны на длительное действие, прини­маются уполномоченными на то органами в пределах их компе­тенции и направлены на установление обязательных правил по­ведения, возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Под нормативным правовым актом понимается принятый полномочным правотворческим органом или путем референдума акт официальной формы, устанавливающий, изменяющий, отменяющий нормы права или изменяющий сферу их действия. В данном определении четко обозначена прямая связь нормативных пра­вовых актов и норм права, в силу которой правовые акты этого вида и называются нормативными.

Одной из характерных черт российской правовой системы яв­ляется множественность видов издаваемых нормативных право­вых актов, что отражает как рост нормативной регламентации в целом, так и разнообразие регулируемых правом общественных отношений.

Совокупность действующих в Российской Федерации норма­тивных правовых актов представляет собой систему законода­тельства Российской Федерации. Нормативные правовые акты действуют в единой иерархической системе, построенной в соот­ветствии с иерархией органов власти, связанной с государствен­ным устройством страны. Система нормативных правовых актов характеризуется согласованностью и взаимодействием предпи­саний.

Важнейшей чертой соотношения нормативных правовых актов выступает их иерархичность. Чем выше положение органа власти, издавшего нормативный правовой акт, в иерархической сис­теме этих органов, тем выше юридическая сила его нормативных правовых актов. Исключением являются законы и нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации в пределах собственного правового регулирования. Согласно части 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соот­ветствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Во всех иных случаях нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать нор­мативным правовым актам федеральных органов.

Система нормативных правовых актов Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации, другими законами, указами Президента Российской Федерации, а также постановлениями Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти.

Ведущее место среди нормативных правовых актов занимает закон. Наиболее существенные его признаки:

- издается только высшими представительными органами государственной власти или принимается путем референдума;

- закон регулирует наиболее важные общественные отношения в административно-политической, экономической и социально-культурной сферах жизни;

- обладает наибольшей юридической силой среди других нормативных правовых актов;

- отличается от других актов наиболее общей нормативнос­тью и распространяется на неопределенно множественное число случаев применения;

- характеризуется длительностью существования и действия;

- принимается на основе установленных норм законодатель­ного процесса.

Высшая юридическая сила закона, или его верховенство, обос­нована общей теорией права, подтверждена практикой многих государств. Высшая юридическая сила законов Российской Фе­дерации прямо установлена в статье 4 Конституции Российской Федерации. Закон выделяется среди других нормативных право­вых актов значимостью регулируемых им общественных отноше­ний. Законодательные нормы выступают как база для создания иных нормативных правовых актов, чем вызывают влияние на со­держание всей правотворческой деятельности: определяют темы и объем последующего нормотворчества, устанавливают способы правового воздействия.

Традиционно закон определяется как принятый в особом по­рядке законодательным органом государственной власти или не­посредственно населением нормативный правовой акт первич­ного характера, регулирующий наиболее важные отношения в обществе и обладающий высшей юридической силой.

В российской правовой системе существуют различные виды законов.

Главенствующие позиции в системе законодательства занима­ет Конституция Российской Федерации. Она является норматив­ным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные нормативные право­вые акты, принимаемые в Российской Федерации.

Верховенство Конституции Российской Федерации означает прямую зависимость последующего нормотворчества от установ­лений конституционных норм, то есть нормы Конституции Российской Федерации выступают как источник всего нормативного правового регулирования в государстве строго теми органами и в том порядке, которые предусмотрены.

Смысл понятия «высшая юридическая сила» Конституции Рос­сийской Федерации проявляется в следующем:

1) нормы Конституции Российской Федерации обязательны для всех: все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации);

2) все без исключения законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

В непротиворечивости всех других нормативных правовых ак­тов Конституции Российской Федерации состоит важная пред­посылка формирования правового государства. Уровень юри­дической силы отдельных видов нормативных правовых актов выступает как показатель субординационных связей между нор­мативными правовыми актами, служит критерием их иерархи­ческого взаимовлияния.

Конституция Российской Федерации устанавливает осно­вы конституционного строя, права и свободы человека и граж­данина, федеративное устройство России, а также систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов за­конодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления. Ее назначение — обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, эконо­мического и социального развития страны, ее международных отношений. Именно эти цели обусловливают верховенство, выс­шую юридическую силу и прямое действие норм Конституции Российской Федерации, обязательных для издания норматив­ных правовых актов субъектов Российской Федерации и орга­нов местного самоуправления.

Федеральные законы также имеют верховенство на всей тер­ритории и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Они имеют прямое действие на территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения федеральные законы издают­ся вместе с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Высшая юридическая сила закона означает, что, во-первых, не могут приниматься нормативные правовые акты, противореча­щие законам, во-вторых, если они приняты, то подлежат отмене в установленном порядке, а главное, если имеется противоречие подзаконного нормативного правового акта закону, то приме­няться должен закон.

В Российской Федерации законы подразделяются на федераль­ные конституционные и федеральные законы.

Федеральные конституционные законы принимаются по пред­метам исключительного ведения Российской Федерации и ка­саются ключевых вопросов народовластия, государственного устройства, федеративных отношений. Конституцией Россий­ской Федерацией установлено, что федеральный конституцион­ный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Российской Федерации.

В свою очередь, федеральные законы могут быть приняты как по предметам исключительного ведения Российской Федерации, так и по вопросам совместного ведения с субъектами Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законодательство субъектов Российской Федерации наряду с федеральным законодательством образует систему законодатель­ства Российской Федерации.

Две составные части российского законодательства — феде­ральная и субъектов Российской Федерации - активно влияют друг на друга, взаимодействуют между собой. Среди признаков такого взаимодействия выделяются принципиальное единство, целостность всего законодательства, разделенного на две само­стоятельные, но взаимосвязанные системы; иерархическая соподчиненность, субординация этих систем; сотрудничество и взаи­модействие между ними, координация и согласование в процессе правотворчества.

Смысл взаимодействия законодательства Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации должен состоять не в том, что субъекты Российской Федерации стремятся решить фе­деральные вопросы, а скорее в том, что они совместно с федеральными органами власти компетентно участвуют в их решении, а федеральные органы власти, в свою очередь, посредством фе­деральных законов получают возможность обеспечить интересы субъектов Российской Федерации.



2015-12-13 799 Обсуждений (0)
Система нормативных правовых актов России. Место закона в системе нормативных правовых актов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система нормативных правовых актов России. Место закона в системе нормативных правовых актов Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (799)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)