Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Готовность ребенка к обучению в школе. Виды готовности



2015-12-13 3953 Обсуждений (0)
Готовность ребенка к обучению в школе. Виды готовности 0.00 из 5.00 0 оценок




Под готовностью к школьному обучению следует понимать «совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому их организованному обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.» [1].

Оценить готовность ребёнка к обучению в школе – это вершина творчества как дошкольного психолога, так и дошкольного педагога (воспитателя). Ошибки в оценках возможностей, способностей и задатков ребёнка чреваты очень большими последствиями в развитии его как личности, а в последствии – как гражданина. Поэтому весьма важно то, какими концептуальными подходами руководствуются специалисты по детской психологии и педагогике, чем они руководствуются в своей работе – сиюминутными успехами (пускай даже неожиданными или «фантастическими») или научно обоснованным прогнозом, одной лишь интуицией или практическим опытом, личными мотивами (включая и родительско-семейные мотивы) или общественной значимостью своей профессии. Но, прежде всего, необходимо выделить структуру готовности ребёнка к обучению в школе. Она, по мнению Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова такова [2]:

Виды готовности ребёнка к обучению в школе:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

-Уровень физического развития
-Уровень биологического развития
-Состояние здоровья
-Состояние анализаторных систем
-Развитие мелкой моторики
-Развитие основных видов движений
-Выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и пр.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Интеллектуальная:
- запас системных знаний,
- ориентировка в среде,
- любознательность,
- развитие речи,
- развитие памяти,
- образное мышление,
- сенсорное развитие;

Личностная и социальная:
- обучаемость,
- коммуникабельность,
- толерантность,
- нравственное развитие,
- адекватные самооценка и уровень притязаний;

Эмоционально-волевая:
- соподчинение мотивов,
- работоспособность,
- самоконтроль,
- целеполагание,
- оптимизм,
- аккуратность,
- мотивация и пр.

СПЕЦИАЛЬНАЯ

Умения и навыки:
- читать,
- писать,
- считать,
- рисовать,
- заниматься музыкой,
- танцевать,
- лицедействовать,
- сочинять,
- конструировать,
- заниматься физкультурой и спортом и др.

Как видно из приводимой нами схемы, нравственные аспекты развития личности занимают вполне определённую «нишу» в структуре психологической готовности. К сожалению, в большинстве исследований фактор нравственного развития ребёнка-дошкольника освещается крайне недостаточно, либо опускается вовсе. Об этом говорит хотя бы тот факт, что методик и диагностик нравственного развития ребёнка-дошкольника на сегодняшний день можно сосчитать буквально по пальцам. К тому же, достаточно велико число концептуальных подходов к пониманию готовности ребёнка к обучению в школе, что создаёт вполне определённые трудности в исследовании отдельных её компонентов.

Тем не менее, можно утверждать, что нравственная готовность, нравственность вообще – одна из «формообразующих» и «цементирующих», по выражению Б.Н.Кедрова [3], категорий в этом смысле.

Нравственность «заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом» [4].

Итак, нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [5]. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятым в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, «присваивая» их себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, которые условно можно разбить на две группы:
- первая группа: качества личностной направленности (нравственные представления, нравственные чувства, нравственные нормы и привычки и др.);
- вторая группа: качества общественной направленности (целеполагание, гуманистические качества, трудолюбие, коллективизм, прагматизм и др.).

К средствам нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- эстетические (литература и искусство, природа);
- трудовые (собственная деятельность детей - игра, труд, учение, художественная деятельность и пр.);
- социальные (мотивы, модели поведения; интересы, идеалы и пр.).

В соответствии с вышеизложенными средствами, всё нравственное воспитание ребёнка принято условно подразделять на нравственно-трудовое, нравственно-патриотическое, нравственно-эстетическое.

Маленький человек, дошкольник ещё только формирует свою нравственность. Но не зря гласит народная мудрость: «Воспитывай дитя, пока поперёк лавки лежит», т.е. родители и воспитатели должны исходить из возрастных особенностей, способностей и возможностей ребенка и семьи, в которой он растет, но «конечным продуктом» должен стать гражданин. В этом смысле можно говорить о социально-нравственном заказе: какого гражданина растить, какими качествами он должен обладать, какими, напротив, можно пренебречь, и, в конечном счете, каким должен быть сам воспитатель ребенка (мать, отец, воспитатель ДОУ, учитель и т.д.).

Процесс самосовершенствования личности, а стало быть, и нравственное самосовершенствование - бесконечны, но начало этим процессам лежит в дошкольном возрасте и, в особенности, в том периоде жизни человека (едва ли не самом значимом для всей его последующей жизни), который принято называть периодом готовности и адаптации ребёнка к обучению в школе.

Что в возрасте 5-6 лет необходимо уметь малышу к школе?
Ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Особенно это относится к "домашним" детям.
Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Часто взрослые забывают о подобных "мелочах". Ребенок может быть развитым, обладать определенными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе.
Обязательно нужно заботиться о здоровье: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность.
Развивайте моторику, это поможет ребенку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами.
Читайте ребенку книги - это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти и проч. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.
Умение ребенка читать и считать, исходя из моего опыта общения с детьми, их родителями и педагогами начальной школы, также не будет лишним. Сейчас издается много литературы в помощь родителям, готовящим детей к школе.

 



2015-12-13 3953 Обсуждений (0)
Готовность ребенка к обучению в школе. Виды готовности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Готовность ребенка к обучению в школе. Виды готовности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3953)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)