Готовность ребенка к обучению в школе. Виды готовности
Под готовностью к школьному обучению следует понимать «совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому их организованному обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.» [1]. Оценить готовность ребёнка к обучению в школе – это вершина творчества как дошкольного психолога, так и дошкольного педагога (воспитателя). Ошибки в оценках возможностей, способностей и задатков ребёнка чреваты очень большими последствиями в развитии его как личности, а в последствии – как гражданина. Поэтому весьма важно то, какими концептуальными подходами руководствуются специалисты по детской психологии и педагогике, чем они руководствуются в своей работе – сиюминутными успехами (пускай даже неожиданными или «фантастическими») или научно обоснованным прогнозом, одной лишь интуицией или практическим опытом, личными мотивами (включая и родительско-семейные мотивы) или общественной значимостью своей профессии. Но, прежде всего, необходимо выделить структуру готовности ребёнка к обучению в школе. Она, по мнению Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова такова [2]: Виды готовности ребёнка к обучению в школе: ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ -Уровень физического развития ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Интеллектуальная: Личностная и социальная: Эмоционально-волевая: СПЕЦИАЛЬНАЯ Умения и навыки: Как видно из приводимой нами схемы, нравственные аспекты развития личности занимают вполне определённую «нишу» в структуре психологической готовности. К сожалению, в большинстве исследований фактор нравственного развития ребёнка-дошкольника освещается крайне недостаточно, либо опускается вовсе. Об этом говорит хотя бы тот факт, что методик и диагностик нравственного развития ребёнка-дошкольника на сегодняшний день можно сосчитать буквально по пальцам. К тому же, достаточно велико число концептуальных подходов к пониманию готовности ребёнка к обучению в школе, что создаёт вполне определённые трудности в исследовании отдельных её компонентов. Тем не менее, можно утверждать, что нравственная готовность, нравственность вообще – одна из «формообразующих» и «цементирующих», по выражению Б.Н.Кедрова [3], категорий в этом смысле. Нравственность «заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом» [4]. Итак, нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [5]. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятым в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, «присваивая» их себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, которые условно можно разбить на две группы: К средствам нравственного воспитания дошкольников можно отнести: В соответствии с вышеизложенными средствами, всё нравственное воспитание ребёнка принято условно подразделять на нравственно-трудовое, нравственно-патриотическое, нравственно-эстетическое. Маленький человек, дошкольник ещё только формирует свою нравственность. Но не зря гласит народная мудрость: «Воспитывай дитя, пока поперёк лавки лежит», т.е. родители и воспитатели должны исходить из возрастных особенностей, способностей и возможностей ребенка и семьи, в которой он растет, но «конечным продуктом» должен стать гражданин. В этом смысле можно говорить о социально-нравственном заказе: какого гражданина растить, какими качествами он должен обладать, какими, напротив, можно пренебречь, и, в конечном счете, каким должен быть сам воспитатель ребенка (мать, отец, воспитатель ДОУ, учитель и т.д.). Процесс самосовершенствования личности, а стало быть, и нравственное самосовершенствование - бесконечны, но начало этим процессам лежит в дошкольном возрасте и, в особенности, в том периоде жизни человека (едва ли не самом значимом для всей его последующей жизни), который принято называть периодом готовности и адаптации ребёнка к обучению в школе. Что в возрасте 5-6 лет необходимо уметь малышу к школе?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3953)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |