Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


по дисциплине «История»



2015-12-13 245 Обсуждений (0)
по дисциплине «История» 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»

на тему: «Сергий Радонежский»

Выполнила:

студентка группы БД-15

Кругленко А.С.

Проверила: Жихарева Т.А.

 

Королев, 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ Введениес. 21. Монастыри XIV векас. 52. Житие Преподобного Сергия Радонежского2.1. Детство и отрочествос. 82.2. Отшельничество.Основание Троице-Сергиевой лавры с.112.3 Конец жизни и канонизация с. 182.4. Ученики Святого Сергияс. 203. Историческое значение Сергия Радонежского с. 22Заключениес. 25Список литературыс. 27 ВВЕДЕНИЕ
При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. В.0. Ключевский
Память Преподобного Сергия Радонежского православная церковь празднует 24сентября по старому стилю. В этот день в храмах поются песнопения – стихиры,в которых прославляются духовные подвиги Преподобного. Знаменательным и,может быть, несколько необычным для нас, привыкших к пропаганде против"унылой, схоластической церковности", является иное: среди этих, казалось бы,сугубо религиозных имеется одно, ярко и выразительно повествующее о ролиПреподобного в укреплении Русского государства. Что же мы знаем о СергииРадонежском?О времени появления на свет Варфоломея, впоследствии принявшего монашествопод именем Сергия Радонежского, по-разному (от 1313 до 1322 г.) говорится нетолько в популярной, но и в научной литературе. Точно так же указываютсяразные годы основания им Троицкого монастыря (от 1337 до 1345) и его смерти(от 1391 до 1397 г.). Несогласия в определенности вех жизни и деятельностиСергия Радонежского объясняются бедностью имеющихся источников. Кроме егоЖития, в распоряжении исследователей есть 12 упоминаний о Сергии в летописяхи 7 документов, где прямо или косвенно называется Троицкий настоятель. Однакосреди всех источников агиографический памятник остается главным. Большуюработу по выявлению списков источников проделал в последние годы Б.М. Клосс.В хранилищах Москвы, Петербурга, Киева и Вильнюса он обнаружил около 400рукописей, содержащих Житие Сергия Радонежского, сравнил списки, определилредакции и дал картину их сменяемости.Главный биограф Сергия, крупный русский средневековый писатель ЕпифанийПремудрый начал собирать о нем сведения в 1393 – 1394 гг. В течение 20 лет оннаписал некоторые разделы Сергиева Жития, но не в хронологическом порядке.Более или менее окончательную отделку своему труду он придал в 1418 г. Внастоящее время Житие Епифания считается одним из самых достоверных источников[1].Зато о вкладе в русскую историю XIV века преподобного Сергия Радонежскогосказано немало. Подбирая подходящую литературу к данному реферату, я нашланесметное количество статей и книг разных авторов, посвященных этомучеловеку. Среди них такие историки как Ключевский, Скрынников, Кучкин,Борисов, Васянин, Шикман, Игошев и т.д. Кроме собственно историков,биографией преподобного Сергия Радонежского занимались митрополит Филарет,отец Флоренский, отец Булгаков и другие церковные деятели. Что же привлекалоих в этой незаурядной исторической личности? Ведь немного в нашей стране былоцерковников, к которым по сей день проявляется такой живой интерес. Чем жеоснователь Троице-Сергиевой лавры завоевал людское преклонение даже черезсотни лет?Читая статьи разных авторов, я отметила одну особенность – перед именемСергия во всех трудах стояло слово "Святой" или "Преподобный". Всепросмотренные мною статьи относились к разным временным отрезкам, к разнымполитическим системам, написаны совершенно разными людьми. И во всех статьяхговорилось о народной памяти, о том, что люди благоговейно перенесли черезгода память об этом человеке, о его деятельности. Что же нужно было сделать,чтобы люди, все как один, несмотря на различие даты выхода этих трудов,города их издания, взглядов их авторов, называли человека Святым? Цели этого реферата:ü подробнее рассмотреть жизнь Сергия Радонежского;ü выяснить его значение в истории Российского государства. 1. МОНАСТЫРИ XIV ВЕКА Монашество после Феодосия продолжало расширяться: где только распространялосьхристианство, там возникали и монастыри. Одни из них строились иподдерживались князьями и богатыми частными лицами, другие, по образцу,оставленному Киево-Печерским монастырем, созидались отшельниками, которыесначала уходили в пустынные места, а потом славой своих подвигов невольнопривлекали к себе товарищей и после обыкновенно делались настоятелямиобразуемых таким образом обителей. Последнего рода монастыри представляютособенную важность для истории, потому что такие монастыри привлекалинаселение в пустынные места и были одними из главных двигателей русскойколонизации. Где являлся монастырь, там около него образовывалось село илидаже многолюдный посад; расчищались дикие лесные места, обрабатывались поля,а около некоторых монастырей учреждались ярмарки, образовывалось средоточиепромысла и торговли. Вместе с тем пролагались новые пути сообщения. Самимонахи вначале подавали пример трудолюбия и хозяйственности. Благочестивыйобычай отдавать монастырям села делал монастыри не только религиозными, но ихозяйственными учреждениями. Надобно вообще заметить, что этот обычай,ослаблявший впоследствии строгость монашеской жизни и даже развращавшиймонастыри, имел в свое время благодетельные последствия: жители монастырскихволостей пользовались сравнительно большей безопасностью, так как с однойстороны князья, воюя между собой, из религиозного страха нередко щадили их,не щадя других волостей, а при монгольском владычестве монастырские волостинаходились в наиболее благоприятном положении: огражденные ханами, насколькоисполнялись ханские повеления, от поборов и разорений, монастыри умножалисьнепрерывно: но с половины XIV века умножение их является в несравненнобольшем размере против прежних времен; на Руси делается заметным сильноестремление к монастырской жизни, и это стремление избирает для себяпреимущественно последний из указанных нами способов основания монастырей.Отшельники убегают от людей в дикие места; к ним присоединяются другие;основывается обитель; народ стремится туда на поклонение, возникает околообители поселение; в свою очередь из этой обители выходят отшельники,удаляются в новые дикие места, основываются там другие обители и такжепривлекают к себе население и т. д. Этим путем весь дикий, неприступный северс его непроходимыми лесами и болотами до самого Ледовитого моря усеиваетсямонастырями, и к ним, как к средоточиям жизни, приливают колонии смелых итрудолюбивых жителей, готовых на тяжелую борьбу с негостеприимной природой.Независимо от общего аскетического духа, всегда господствовавшего врелигиозных воззрениях православной Руси, в XIV столетии были причины,особенно способствовавшие распространению и процветанию монашества. В этоименно время кипчакские ханы выразили свою милость к русской церкви; Узбек иЧанибек оградили своими грамотами не только собственно духовенство, но вообщевсех людей, принадлежащих к церковному ведомству. Тогда было приманчиво бытьпричисленным к церкви; это был единственный путь достигнуть более спокойнойжизни. В то время как суровые отшельники осуждали себя на произвольнуюнищету, к основанным ими обителям стремились люди, желавшие сохранить своескромное достояние или безопасно пользоваться плодами тяжелого труда своего.Одни, надевая на себя монашеское платье, действительно или же только видимоудалялись от семейной жизни, другие отдавали себя монастырям с семьями. Былаеще и другая временная причина, увлекавшая многих к монашеству. То быластрашная зараза, опустошавшая несколько раз русские земли в XIV веке иописываемая современниками такими ужасными красками, что едва ли даже можнопринимать буквально их известия: во всяком случае, при всех преувеличениях,несомненно, что эта зараза, несколько раз повторявшаяся, долго наводила ужасна русских людей и обращала их чувства и помышления к благочестию. И преждебыло в обычае, что русский человек, чувствуя приближение смерти, думалзагладить свои грехи пострижением в монахи и даже в схиму; теперь, когданикто не мог быть уверенным, что на другой день не подвергнется внезапнойсмерти, многие и в молодых летах поступали так, как отцы их поступали,чувствуя смертельную болезнь: постригались в монахи и отдавали в монастырисвои имущества. Об этом сохранились положительные известия в наших летописях."Тогда, - говорит летописец, описавший мор 1352 года, - многие, промышляя освоем животе и душе, шли в монастырь и постригались в мнишеский чин,сподобляясь ангельскому чину, и так предавали душу свою пришедшим за нимиАнгелам, а тела свои отдавали гробу; другие же, готовясь в домах своих наисход души, отдавали имущества свои церквам и монастырям... Иные от богатствадавали монастырям и церквам села, рыбные ловли, исады, чтобы иметь по себевечную память". Наконец, пример одних увлекал других; усилившееся в XIV векестремление к основанию монастырей сделалось обычаем на долгое время; оно ужепродолжалось и в последующие века, и русская жизнь усвоила себе этот способколонизации сплошь до XVII века. Этот способ отразился и в истории раскола.Монастыри оказывали великое нравственное влияние на народную жизнь; многие изих основателей приобрели по смерти повсеместное уважение; толпы народастекались у их мощей, и это в известной степени способствовало сплочениюнравственных сил народа, что в особенности оказывалось там, где святыечествовались не местно, не одной какой-нибудь семьей, а всею Русью. Такоезначение прежде всего имела святыня киевская; после нее второе место занималасвятыня московской земли.Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрел народноеуважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитойТроицко-Сергиевской Лавры, получивший в глазах великорусского народа значениепокровителя, заступника и охранителя государства и церкви[2]. 2. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО 2.1. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО Как уже было сказано ранее, точной даты рождения преподобного Сергия мы незнаем. По Смирнову, он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом.По Шикману, это событие произошло в 1322 г, также есть данные, что годрождения чудотворца 1319. Происходил он из знатного рода; родители его,Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместьенедалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя.Ростов в то время еще не был подвластен москвичам. После очередноготатарского набега, наведенного на Ростовские земли князем Иваном Калитой,обескровленный Ростов стал легкой добычей московской экспансии.Устанавливаемый повсеместно Москвой оккупационный грабительский режим привелк обнищанию Ростова и его жителей. В этих условиях родители Варфоломея быливынуждены искать службу у московского князя. Кириллу определили место службыгород Радонеж, на полпути от Ростова к Москве. Около 1330 года родителиСергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились вгороде Радонеже (54 версты от Москвы).Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, заботились остранниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея(будущего Сергия) и Петра. По церковным правилам, ныне почти забытым,ожидающие ребенка родители должны вести целомудренный образ жизни, пребывая ввоздержании и усиленной молитве. Так и поступали Кирилл и Мария, а их детиеще до появления на свет как бы предочищались, освящались и тем самымпосвящались Господу. В Житие Сергия Радонежского так говорится о материпреподобного: "Мария же, мать его, с того дня, когда было это знамение ипроисшествие, жила благополучно до родов и носила младенца в утробе как некоебесценное сокровище, как драгоценный камень, как чудесный жемчуг и как сосудизбранный. Когда она носила в себе ребенка и была им беременна, она себяблюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, ограждала себя постом,избегала всякой скоромной пищи, мяса, молоко и рыбы не ела, питаясь лишьхлебом и овощами; от вина Мария совершенно воздерживалась, а вместо различныхнапитков пила одну только воду, и ту понемногу. Она часто тайно, наедине самас собой с воздыханиями и слезами молилась Богу, говоря: "Господи! Спаси иубереги меня, убогую рабу Твою, и младенца, которого я ношу в утробе моей,спаси и сохрани! Ты, Господи, хранишь младенцев ,— да будет воля Твоя,Господи! И да будет имя Твое благословенно во веки веков! Аминь!""В житии святого Сергия рассказывается, что, еще находясь в материнскойутробе, когда его мать молилась в храме, младенец трижды издал крик. Иродители, и приходский священник поняли это необычайное явление как знак, чтомладенец прославит своею жизнью Святую Троицу. Подобное предзнаменованиеимело место и в детские годы Варфоломея: однажды, когда он пас лошадей своегоотца, он увидел таинственного странника, который благословил его и предрек,что он прославит Бога своею жизнью. Еще ребенком Варфоломей удивлял всехокружающих тем, что соблюдал пост. По средам и пятницам он отказывался отмолока матери, а также и в другие дни, когда мать употребляла в пищу мясо.В семилетнем возрасте Варфоломей вместе с братьями Стефаном и Петром отдалиобучаться грамоте. Учение давалось Варфоломею с большим трудом. Мальчикмолись Богу "одарованию ему книжного разумения", и однажды ему явился Ангел ввиде старца-инока. Старец, по просьбе мальчика, вознес молитву к Господу иблагословил отрока, с тех пор Варфоломей без труда читал и понималнаписанное. В Житии Преподобного, написанном Епифанием Премудрым, читаем:"... по усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил,а не от людей; что и сбылось". Со слезами молил Варфоломей Бога научить егограмоте. И был послан ему Богом ангел в облике старца, через благословениекоторого и постиг отрок премудрую науку.Братья Варфоломея женились, но он отказался от вступления в брак и просилродителей отпустить его на путь отшельничества. Те уговорили его остаться сними до их смерти, а затем сами постриглись в соседнем Покровском Хотьковскоммонастыре, где вскоре и умерли. Варфоломей мог наблюдать в этой обителимонашеский строй жизни и монастырский быт, который не пришелся ему по душе:его тянуло к подвигам уединенной пустыннической жизни, о которой он читал вжитиях святых Египетской фиваиды, Синая и Палестины.После смерти родителей Варфоломей принимает самое главное в своей жизнирешение – он решает стать отшельником. Начинается следующий этап в его жизни. 2.2. ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО.ОСНОВАНИЕ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ Варфоломей отдал свою часть наследства женатому брату Петру, а сам решил статьмонахом. Он отправился к Стефану и вместе с ним стал искать место, пригодноедля строительства монастыря. Братья нашли "едино место. вь чащах леса", гдебыла вода, и приступили к возвдению "пустыни". Сначла они поставили "одрину ихизину", т.е. нечто вроде сарая и летнего домика, а затем "келию единусъздаста", т.е. срубили обычную избу, после же возвели и небольшую церковь."Приехаша из града" (так безразлично называет Епифаний Москву) священники отмитрополита Феогноста и освятили церковь "въ имя святыа Троица". Поскольку этопризошло при митрополите Феогносте и, по словам Епифания, в правлением великогокнязя Симеона Ивановича, "въ начяло княжениа его", причем Варфоломей постригсяв возрасте "боле двадесяти лет", основание Троицкого монастыря следует относитько времени не ранее 1342 г. (Симеон получил ярлык на Владимирское княжение в1340 г. и правил до своей смерти в 1353 г.)[3].Но Стефан не выдержал трудностей такого отшельничества и ушел в Москву вБогоявленский монастырь, а Варфоломей остался в одиночестве. Изредка егонавещал и совершал богослужения некий игумен Митрофан, быть может, инок тогоже Хотькова монастыря, где скончались родители Варфоломея. Этот же игуменМитрофан в 1337 постриг юного подвижника, которому было всего двадцать тригода, в иноческий чин с наречением имени Сергия. В течении трех лет Сергийпребывал один, которые провел в полном одиночестве, преодолевая непрестанноюмолитвою и трудами искушения помыслами и страхи от диких зверей. Слух о егоподвижнической жизни разошелся по окрестностям, и около него начали селитьсялюбители уединения. И в 1342 г. к Сергию приходят первые ученики. Сперва этобыли искатели спасения из близ лежащих мест. Первые пятнадцать лет их былодвенадцать. Видимо в это время набирает силу и получает известность Троицкаяобитель. В 1357 г. к братии присоединяются люди с самых разных уголков Руси.Постепенно создался поселок, принявший вид киновии, где каждый отшельник жилв своей собственной келье, собираясь вместе только к богослужению. Затемкиновия начала принимать вид настоящего общежительного монастыря, возрастая ичислом насельников, и духовными силами. В ее святом руководителе чудесносочетались три основные способности человеческой природы: молитвенно-созерцательное устремление в область духа, неустанный труд и горячаядеятельная любовь не только к людям, но и ко всему живому. Чистые молитвенныевозношения в горний мир снискали преподобному особое благоволение МатериБожией, которая его удостоила чудесными посещениями. Отдавая почти все ночноевремя молитвенным подвигам, святой Сергий целыми днями трудился наблагоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носилводу, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шилодежду и обувь, будучи поистине всем слугою.Вот как оценивает поступок святого Сергия А. Васянин[4]: "Решиться уйти в дикие леса в сопровождении лишь старшего брата, когдатебе едва исполнилось двадцать! Это был не только незаурядно мужественный, но иидущий вразрез с тогдашними обычаями поступок. На Руси в ту пору не былопустынножителей. Монастыри строились в городах или пригородах: в лихие временалюди жались поближе друг к другу. А молодой богомолец, которого тогда еще звалиВарфоломеем, ставит шалаш посреди дикого леса...В полном одиночестве остался он среди природы, суровой к человеку, требующейот него труда в поте лица. Так юноша прожил около двух лет. Молитва,богомыслие, тяжелый труд, скудная пища (он часто делился хлебом сприходившими к келье дикими зверями) укоренили в нем то святое настроение, ккоторому он стремился. Эти годы научили инока Сергия многому.Он был совершенным работником. Совершенным в том смысле, что умел делать все,без устали и за ничтожную плату. Уже когда вокруг его кельи выросли новые,где стали жить другие монахи, удивленные и вдохновленные его примером, икогда он, помимо своей воли, был поставлен во главе монастыря, Сергий работалза двоих. Он не стыдился ни поварства, ни плотничества, шил и кроил одежду набратию, катал свечи, варил кутью, молол зерно, копал огород, обмывалумерших... Однажды, когда у него закончилась еда, он пошел к одному измонахов своего монастыря и нанялся сделать ему пристройку к келье - занесколько кусков черствого хлеба".Преподобный Сергий, несмотря на просьбы братии, долго не хотел принимать посмирению ни сана священника, ни игуменства, и только угроза насельниковмонастыря, что если он не согласится исполнить их желание, то они разойдутся,заставила его исполнить их просьбу. Это произошло почти через двадцать летпосле того, как молодой Варфоломей начал свои уединенные подвиги. Такположено было начало Троицко-Cepгиевского монастыря.Сначала новооснованный монастырь был крайне беден: в нем было всегодвенадцать братий, и, по скудости средств к содержанию, больше этого числабратий не допускалось; положено было правилом принимать нового брата толькотогда, когда выбудет кто-нибудь из числа двенадцати. Богослужение нередкоотравлялось у них при свете березовой лучины, а иногда литургия не могласовершаться по недостатку вина. Игумен, однако, строго запретил ходить ипросить милостыню и постановил правилом, чтобы все жили от своего труда илиот добровольных, невыпрошенных даяний. Сам Сергий показывал собой примертрудолюбия: пек хлеб, шил обувь, носил воду, рубил дрова, во всем служилбратии, ни на минуту не предавался праздности, а питался хлебом и водой.Чрезвычайно крепкое и здоровое телосложение способствовало ему переноситьтакой образ жизни. Вместе с тем он был строг и к другим, требовал от братиитакой же суровой жизни, какую вел сам. Через несколько времени, однако,положение монастыря улучшилось. Молва о святой жизни Сергия и его братиирасходилась все более и более, и вот пришел к ним из Смоленска архимандритСимон. Он принес с собою значительное имущество, которое пожертвовал вмонастырь Сергия. За ним прибыл брат Сергия, Стефан, и привелдвенадцатилетнего сына своего Ивана, которого отдал под начало Сергия;последний тотчас постриг его, назвавши Феодором. С этих пор Сергий неограничивал числа братий в своем монастыре, постригал всякого желающего,подвергнув предварительно строгому испытанию. В монастырь все более и болеестало приходить богомольцев: были между ними нищие странники, которых нужнобыло кормить, но были князья, воеводы и богатые люди, дававшие на монастырьбогатые вклады. О Сергии распространилось мнение, что он одарен свыше даромпророчества. Несмотря на эту славу, Сергий продолжал вести прежний простойобраз жизни и с равной любовью обращался как с князьями, которые обогащалимонастырь, так и с бедняками, питавшимися от монастыря.Между тем пустынные окрестности обители стали заселяться: уже во временакняжения Ивана Ивановича возник около монастыря посад, а за ним заводилисьсела и починки; люди вырубали леса и обращали дикую землю в обработанную. Этиновопоселенцы в своих взаимных делах обращались к Сергию, как к судье имиротворцу. Жизнеописатель Сергия, замечая, что вообще в обычае сильных былообижать убогих и присваивать чужое у соседей, рассказывает такой случай: одинжитель монастырского посада взял у другого кабана себе на пищу и не заплатилза него денег. Обиженный прибегнул к Сергию. Сергий призвал к себе обидчика исказал ему так: "Чадо мое, веришь ли ты, что есть Бог? Знай же, что он отецсиротам и вдовицам, судья праведным и грешным; те, кто грабят других инедовольны дарованным от благости Божией, беспрестанно желают чужого, те самиобнищают, и дома их опустеют, и забудется сила их, и в будущей жизни ждет ихбесконечное мучение. Отдай же тому сироте то, что ему следует, и вперед такне поступай". Виновный послушался.Когда Сергий решил вводить в Троицком монастыре совместное житие монахов(общежитие), упраздняя, говоря современным языком, "личное подсобноехозяйство" каждого члена братии, то он с целью умиротворить недовольных,подкрепил свой авторитет письмом патриарха Константинопольского,благословляющего общежитие в обители. Патриарх не знал Сергия, но зналмитрополита Алексия и по его просьбе составил это письмо.Уважение к Сергию побуждало великого князя Дмитрия несколько раз обращаться кнему. В 1365 году, по поводу спора Дмитрия Константиновича суздальского с егобратом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Дмитрия московского имитрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем всецеркви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, ужепрестарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Дмитриеммосковским и Олегом рязанским. Но самую громкую славу приобрело его отношениек Куликовской битве. Дмитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему заблагословением. Сергий предрек ему победу и возбуждал как великого князя, таки весь русский народ на священную брань за свободу Руси. Когда предсказаниесбылось и русские победили, святость Сергия возвысилась еще более.Впоследствии сложилось предание, будто святой игумен благословил идти набрань двух иноков своей обители: Александра Пересвета, бывшего боярина, иОслябя; и оба они пали в битве. Так как об этом событии нет известия ни вдревнем Житии Сергия, ни в старых летописных редакциях, то едва ли можнопризнать его исторически верным; но оно, утвердясь в воображении потомков,имело важное нравственное влияние, возвышавшее в памяти потомков как Сергия,так и его монастырь.Митрополит Алексий перед смертью призвал Сергия к себе и хотел передать емупосле себя митрополию. Сергий решительно отказался и даже долго не хотелпринять золотою креста от Алексия: "Я от юности не носил золота, а в староститем более подобает мне пребывать в нищете", - говорил Сергий. Несмотря на всесвое смирение, Сергий, однако, возвышал свой голос в церковных делах. Когдапо смерти Алексия Дмитрий хотел возвести на митрополичий престол своеголюбимца Митяя, Сергий открыто говорил против него.О его смирении говорит еще один поразительный случай. Когда Троицкиймонастырь уже стал широко известен, в него из Москвы пришел брат СергияСтефан, в свое время не выдержавший лесной жизни. В столице он сталдуховником многих известных персон, игуменом Богоявленского монастыря, нобросил все и решил вернуться к пустынной жизни. В один субботний день Сергийслужил вечерню и был в алтаре, а Стефан, как любитель и знаток церковногопения, пел на клиросе. Мимо него шел чтец с книгой.- Кто дал тебе эту книгу? - громко спросил Стефан.- Игумен.- Кто здесь игумен? Не я ли первый сел на этом месте? - закричал запальчивомосковский гость. И "иная некая изрек, ихже не лепо бе", смущенно говоритлетописец.Сергий все это прекрасно слышал, но ничего не сказал. После окончания службыон вышел из храма и, не заходя в келью, просто взял и... ушел из монастыря.Прославленный старец ради сохранения братской любви покинул взращенную егоруками обитель. Проявил совершенно непонятное для нас сегодня отсутствиекакого бы то ни было честолюбия. Братья Троицкого монастыря принялись искатьсвоего игумена, и когда сделалось известным, где он находится, то некоторыеиз них, один за другим, стали переселяться к нему. Сергий испросил умитрополита Алексия разрешения построить церковь во имя Благовещения. Когдаразнеслась весть, что Сергий основывает другую обитель, к нему стеклось многолюдей, и монахов и мирских: они добровольно работали над постройкою церкви икелий: князья и бояре давали денежные пособия на устроение нового монастыря;но по усиленной просьбе троицкой братии митрополит Алексий приказал Сергиювозвратиться к Троице, а в новопостроенном монастыре поставить одного изсвоих учеников. Сергий поставил там игуменом Романа, и с тех пор основалсямонастырь Благовещения на Киржаче (Покровского уезда во Владимирскойгубернии). Из нынешних московских монастырей Андроньев и Симонов основаныбыли Святым Сергием. Первый построен был на берегах реки Яузы по желаниюмитрополита Алексия, в память его избавления от морской бури во времяплавания из Цареграда, и посвящен во имя Нерукотворенного Спаса. Сергийпоставил в нем своего любимого ученика и земляка Андроника. Этот монастырьсделался вскоре знаменитой школой иконописания для всей Руси. Симоновмонастырь во имя Успения Богородицы был основан, по благословению Сергия ипод его руководством, племянником его Феодором, который впоследствии былвладыкой в Ростове. Преподобный Сергий посещал свою родину Ростов и вокрестностях его (в 15 верстах) устроил на берегах реки Устьи Борисоглебскиймонастырь. В 1365 году, путешествуя в Нижний по делу между Дмитрием иБорисом, он основал монастырь Георгиевский на реке Клязьме (в Гороховскомуезде). В 1374 году, по желанию князя Владимира Андреевича, Сергий в двухверстах от Серпухова заложил Зачатейский Высоцкий монастырь на реке Нара ипоставил там настоятелем ученика своего Афанасия. По желанию Дмитрия ДонскогоСергий в 1378 году основал монастырь Дубенский на Стромени (в 30 верстах наюго-восток от Лавры), а в 1380 (в 40 верстах от Лавры и на северо-западе отнее) другой Дубенский Успенский, в память Куликовской битвы. В Коломне был импостроен монастырь Голутвенский в честь Богоявления Господня. Во все этимонастыри он поставил настоятелями своих учеников. 2.3 КОНЕЦ ЖИЗНИ И КАНОНИЗАЦИЯ Преподобный Сергий скончался в 1392 году и был погребен вопреки собственнойволе, но по воле митрополита Московского Киприана в церкви Троицкогомонастыря (по просьбе братии). Его тело находилось в земле около 30 лет ибыло изнесено из нее после того, как одному благочестивому человеку в тонкомсне явился Преподобный и, по летописцу, сказал ему: "Возвести игуменумонастыря моего о том, что напрасно он столько времени оставляет мое телопокрытым землей, в которой вода утесняет его".Гроб был поднят из земли. Торжество открытия мощей состоялось 5 июля 1422года. Еще через тридцать лет Сергий был причислен к лику всероссийскихсвятых.В течение почти пятисот лет люди шли ко гробу Преподобного в Троицком соборелавры. В монастыре вели летопись чудес, совершенных по молитвам святого. Ракас мощами усердием благочестивых граждан России была украшена золотом исеребром.11 апреля 1919 года, в пятницу, на 6-й неделе Великого поста советскимивластями в присутствии наместника лавры архимандрита Кронида и несколькихмонахов было совершено вскрытие мощей Преподобного Сергия, вызвавшее большоеволнение собравшегося на площади перед лаврой народа, который не пускали застены монастыря. Вскрытие фиксировалось на кинопленку под руководством вбудущем известного советского режиссера Дзиги Вертова. Эту пленкудемонстрировали впоследствии, по указанию Ленина, в кинотеатрах страны. Мощибыли помещены в музей лавры, в стеклянный саркофаг для всеобщего обозрения.Но глава Преподобного была сохранена от такой участи. Накануне Пасхи 1919года священник Павел Флоренский, архимандрит Кронид и граф Олсуфьев ночьютайно отделили главу Преподобного от остальной части мощей. На ее место былположен череп одного из князей Трубецких. Главу взял на хранение Олсуфьев. Всередине 30-х годов он передал ее на хранение молодому художнику-реставраторуПавлу Голубцову. 4 ноября все храмы лавры были опечатаны, 20 апреля 1920 годавышел декрет председателя СНК за подписью Ленина о превращении лавры в музей.Мощи снова оказались в лавре в 1946 году, когда здесь снова появились монахи.Павел Голубцов работал в 40-х годах на восстановлении настенной живописи влавре и накануне открытия мощей вернул главу Преподобного монастырю. Перваяпосле 1920 года литургия состоялась здесь в ночь на Пасху, 21 апреля. Раку смощами поставили пока в Успенском соборе. Позднее мощи вновь оказались насвоем привычном месте - у правой стены древней Троицкой церкви. Там раканаходится и сегодня.А Павел Голубцов впоследствии стал архиепископом Сергием Новгородским, жизньсвою закончил на покое в Лавре, занимаясь иконописью. Его мечтой было узнать,как выглядел Преподобный Сергий на самом деле. Он молился святому об этом. Иоднажды увидел сон, что он стоит перед ракой Сергия и видит, как Преподобныйприподнимается из нее и говорит: "Смотри и запоминай". Увиденное Владыкавоплотил в своих иконах. 2.4. УЧЕНИКИ СВЯТОГО СЕРГИЯ Несколько знаменитых монастырей в разных местах Руси было воздвигнутоучениками Святого Сергия. Один из учеников Павел, происходивший из знатногомосковского рода, по благословению Сергия, удалился из Троицкого монастыря вдремучий Комельский лес на реке Грязовице и долгое время жил в липовом дупленаподобие птицы, а потом перешел на реку Нурму (Вологодской губернии) и тамосновал Обнорскую обитель. Другой ученик Сергия Аврамий, с его благословения,основал четыре монастыря близ Галича (Костромской губернии): Успенский наОзере, Поясоположенский, Покровский чухломской и Собора Богоматери на рекеВиче. В тех же местах после смерти Сергия, в 40 верстах от Галича, ученик егоЛаков основал Железно-Борский Предтеченский монастырь. Ученик Сергия Мефодийосновал Николаевский монастырь на реке Песноше (в 15 верстах от Дмитрова).После смерти Сергия, один из любимых учеников его Савва, бывший несколько летпреемником Сергия на игуменстве в Троицком монастыре, вышел оттуда и основалсвой собственный монастырь на горе Стороже (в Звенигородском уезде), которыйсделался одним из уважаемых на Руси монастырей под именем монастыря СаввыСторожевского. Св. Дмитрий прилуцкий, хотя не был учеником Св. Сергия, ноживя в Переяславской Горицкой обители, приходил беседовать с Сергием и с егоблагословения удалился на север, где близ Вологды основал монастырьПрилуцкий, который сделался рассадником монашеского житья в северо-восточныхстранах. Собеседником Святого Сергия был также знаменитый Стефан,просветитель Перми. Об отношениях его к Сергию осталось такое предание: когдаСтефан ехал из Перми в Москву мимо Троицкого монастыря, хотя вдалеке от него,то поклонился в ту сторону, где был монастырь. Сергий сидел тогда за трапезойи, будучи прозорлив, встал и поклонился в ту сторону, где тогда находился Св.Стефан. В память этого события до сих пор в Троицкой Лавре остался обычайбратии вставать с места после третьей перемены кушанья за трапезой.Из Сергиевых учеников мы укажем на Ферапонта и в особенности на Кириллабелозерского: оба они были основателями монашества в пустынных северныхкраях, соседних с Белоозером. Первый основал монастырь Ферапонтов, второй -Кирилло-Белозерский монастырь, приобретший особенную знаменитость в XV и XVIв., славный своею богатою библиотекою. Ученики Кирилла белозерского были всвою очередь важными распространителями монашества. Таковы были между прочимиДионисий глушицкий и Корнилий комельский, основатели монастырей в дикихвологодских странах. Не говорим уже о многих других, которые, не будучиучениками Сергия или его учеников, были возбуждаемы его примером и всеобщимраспространившимся стремлением к основанию монастырей в пустынных странах. 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Сергий Радонежский жил на Руси в XIV веке. Свою небесную миссию Российскогопутеводителя он исполнил указанием задач ближайшей и всей последующей историиРоссии: свержение татарского ига и независимость государства, прекращениеусобиц и свободное объединение под единодержавною властью Московскогогосударя.Преподобный Сергий не только благословил Дмитрия Донского на решительнуюбитву с татарами, но и помог своим непосредственным участием до концапобороть нетерпимое иго ислама. И на Куликовском поле, и под Казанью он самчудесно являлся Русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу.Недаром татары и после смерти Преподобного, взявши Москву, не считали ещезаконченным свое дело разорения Русского государства, но шли еще сжечь иТроицкую Лавру Преподобного, как это было, например, при Едигее в 1408 году.Они отлично знали, что там именно поднято вечно живое знамя, перед которым вопрах падет их ислам. Мы не говорим уже о других величайших посмертных чудесахПреподобного в деле освобождения Русской земли от врагов, как, например,поднятие Минина и нижегородцев в 1612 году и т.п.Вместе с этим Преподобный Сергий дал положительные начала внутренней жизниРоссии. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери иРостова и всеми мерами склонил их помириться с Москвой и дружно стать наобщую взаимную службу под единой державой великого князя Московского. Он самутвердил, а может быть, и внушил духовную грамоту Дмитрия Ивановича,завещавшего престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, и этимпрекратил повод к усобицам, указав порядок самодержавную власть Московскогогосударства. Можно сказать, великая самодержавная Россия стоит ПреподобнымСергием.Во главу своего дела освобождения, собирания и укрепления России ПреподобныйСергий положил собственноручное создание в 1340 году храма Святой Троицы,около которого и основалась потом его знаменитая Троице-Сергиева Лавра, залогединства земли и независимости Московского государства от материальногоподчинения Востоку, а в будущем – и от материального подчинения Западу. ВТроице им было указано не только святейшее совершенство вечной жизни, но иобразец для жизни человеческой, знамя, под которым должно стоять всечеловечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы итребуется собирание, а в Троице Неслиянной


2015-12-13 245 Обсуждений (0)
по дисциплине «История» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: по дисциплине «История»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)