Тема 6. Региональные рынки и их функционирование
1. Формирование и развитие рынков в регионе. 2. Рынок труда. 3. Потребительский рынок. 4. Рынок недвижимости. 5. Аграрный рынок. Формирование современной региональной экономической политики. В нормативных документах региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта федерации. Региональные рынки формируются под влиянием особенностей спроса и предложения в пределах административно-территориальные образования. Эти особенности сформированы рядом причин: социально-экономических, демографических, этнических. Развитый региональный рынок может успешно функционировать при постоянном изучении спроса, тенденций и закономерностей его развития. Это позволяет прогнозировать емкость, структуру и другие параметры рынка и их изменения. Потребность в товарах и услугах обуславливается платежеспособным спросом населения региона, который также определяет характер функционирования региональных рынков. Региональные рынки неоднородны. Их можно классифицировать: v По территориальной организации региональных рынков · Поселенческие · Городские · Областные · Межобластные · Республиканские · Межрегиональные. v По виду продаваемого товара и предоставляемых услуг. · Потребительский · Рынок земли и недвижимости · Рынок капитала · Рынок информации · Рынок природных ресурсов · Рынок культурных ценностей · Рынок образовательных услуг и т.д.
Рынок труда Рынок труда – это пространство, где цена и количество труда определяется взаимодействием спроса и предложения. Товаром является рабочая сила. Ценой является заработная плата. Уровень занятости населения различно по регионам. Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда формируются в соответствии со следующими факторами: · Формирование экономически активного населения · Сложившийся уровень и структура занятости, обусловленные специализацией и комплексностью хозяйства · Обеспеченность сырьевой базой · Динамика и эффективность производства · Инвестиционная активность · Поддержка предприятий со стороны федерального центра и региональных органов власти. О положении на рынке труда судят по следующим показателям: · Число безработных на 1 заявленную вакансию · Средняя продолжительность безработицы · Масштабы скрытой безработицы Причины безработицы в РФ: · Спад производства · Сокращение инвестиций · Сокращение армии · Усиление процессов миграции В этой ситуации интерес государства состоит в обеспечении полной занятости за счет внутренних ресурсов региона без привлечения бюджетных средств. Это способствует росту объемов производства и увеличению налоговой базы. Но в зависимости от положения на рынке труда и инвестиционной привлекательности регионов государство оказывает им разнообразную помощь: · Инвестиции для создания новых предприятий, на развитие существующих предприятий, на развитие малого бизнеса. · Поддержка регионов (выплата пособий по безработице, обеспечение мобильности рабочей силы).
Потребительский рынок. Потребительский рынок региона – это основная составляющая структура рыночной экономики, где часть ВНП в виде товаров и услуг покупается или приобретается населением региона для личного потребления. Формирование и функционирование регионального потребительского рынка определяется следующими факторами: · Связи между потребностями населения и производством · Спросом на товары и услуги и их предложением · Дифференциация доходов · Уровнем и структурой потребления · Текущим потреблением и накоплением. Потребительский рынок функционируеттем лучше, чем больше производства и ввоз товара с других территорий соответствует потребностям и платежеспособному спросу населения. Насыщенность и емкость потребительского рынка зависит от эффективности хозяйственной деятельности в регионе. В настоящее время в РФ принято выделять следующие виды потребительских рынков: · Рынок экономического района · Рынок края, области, республики · Рынок города, района, отдельно населенных пунктов Исследования потребительского рынка направлены на выявление общего спроса населения на отдельные группы и виды товаров. Определение различного товарооборота, соотношение отечественных и импортных товаров, соотношение экспорта и импорта, анализ и качества, изучение платных услуг.
Рынок недвижимости. Рынок недвижимости – это сфера товароденежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли, а также другого имущества, связанного с землей, которая является собственностью юридического или физического лица. Операции с недвижимостью – это особый бизнес, связанный с повышенным риском потери имущества, требующий точных прогнозов и обоснованных решений. Недвижимость и операции по ее купле-продаже связаны с правом собственности. Традиционно недвижимость делится на жилищный фонд, нежилой фонд и землю. Для осуществления купли продажи недвижимости надо оценить. На оценку недвижимости оказывают влияние следующие факторы: физические, социальные, экологические, политические.
5. Аграрный рынок. Региональные аграрные рынки включают в себя рынки в производимой аграрной сельскохозяйственной продукции, готовых продуктов питания, рынки сельскохозяйственной техники, удобрений и т.д. Агропромышленныйкомплекс должен обеспечить население продовольствием, а промышленность – сырьем. Главное направление реформирования аграрного сектора – это земельная реформа, реорганизация колхозов и совхозов, приватизация.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1333)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |