Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Круг обсуждаемых вопросов




1. Проблема системы и структуры языка в современной лингвистике.

2. Признаки системы и специфика системы языка, ее открытость и динамизм.

3. Язык как система систем. Система языка я синхронии и диахронии.

4. Теории единства структуры языка.

5. Ярусы структуры языка.

В современной науке нет такой отрасли знания, связанной с изучением природы, общества и мышления, в которой бы не использовались понятия системы и структуры.

Изучение системы и структуры языка способствует познанию глубинных свойств языка и принципов его организации.

Благодаря системному подходу к анализу различных языковых единиц, в лингвистике произошли заметные изменения:

1. Расширились и умножились ее связи с другими науками.

2. Выделились новые области исследования.

3. Усовершенствовалась техника лингвистического анализа, и наши знания пополнились важными сведениями об особенностях языковых единиц и отношений между ними

4. Рассмотрению с новых позиций подверглись аспекты речевой деятельности и функционирования языка.

5. Понятия системы и структуры стали основополагающими теоретическими понятиями языковедения, и безоговорочно приняты лингвистами разных школ и направлений.

6. Становление и эволюция системного подхода к языку происходили на фоне поворота от атомарного (разрозненного) к холистическому взгляду.

В науке 21 века эти тенденции продолжаются (тенденция целостного осмысления фактов).

 

Одним из первых термин «система языка» употребил Карамзин, в связи с выходом 6-ти томного Академического словаря Академии российской.
Первый словарь русского языка, насчитывающий более 40 тысяч слов.
Карамзин представил систему языка.

Положение о системе языка Карамзин высказал за 80 лет до Соссюра, с именем которого связывают разработку этой категории. Хотя параллельно существовала концепция Б. де Куртене о системности языка.

Положение Куртене значительно повлияло на понимание системы и структуры языка в отечественном языкознании. А положение Соссюра относительно системности языка оказали кардинальные воздействия на развитии е лингвистики 20 века.

Идеи Соссюра о системной организации языка были развиты в нескольких направлениях структурализма в:
- глоссематике датских ученых, которые организовали Копенгагенский лингвистический кружок, представителем которого был Луи Ельмслев («Пролегомены (вступление, введение) к теории языка»),
- дескриптивной лингвистике (описательной) возникшей в Америке, представителями которой являются Леонард Блумфилд и др.
- в направлении пражской лингвистической школы, организатором которого был Вилем Матезиус.

 

В исследованиях ученых России к.20 – н.21 века:

1. Подчеркивается нежесткость, ассиметрия системы языка, неодинаковая степень системности различных участков языка.

Системным свойствам соответствуют родовидовые отношения.

2. Выявляется знаковость систем.

3. Исследуется антиномия развития системы языка.

4. Взаимодействие внутренних и внешних факторов эволюции системы.

5. Закономерности функционирования языка в обществе.

6. Взаимодействие системы языка с деятельностью мозга.

 

Система языка в современной лингвистике определяется как множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и взаимосвязях друг с другом, которые образуют единство и целостность.

Каждый компонент системы языка существует не изолированно, а лишь в противопоставлении к другим компонентам системы.

В современной систематике приняты следующие признаки системы:

1) Элементность

2) Стркткрность

3) Целостность.

Элементы определенной системы с т.з. этой системы являются неделимыми. Так синтаксическая система состоит из системы сложного и простого предложения. Элементы системы могут составлять из себя другие элементы. Элементы потенциально делимы, но в данной системе мы имеем дело с неделимыми элементами.

Признак потенциальной делимости элементов тесно связан с потенциальной делимостью системы, т.е. с иерархическим построением системы.

 

Структура – это строение системы, ее внутренняя организация, отношения и связи, в которые вступают элементы системы.

Система не существует без элементов, находящихся во взаимосвязи. Так же невозможна система без структурной организации ее элементов.

Языковые системы могут принимать разные конфигурации.

Структура языка не поддается непосредственному наблюдению. Но она обнаруживается в различных проявлениях.

 

 

23.10.2015г.

Язык как коммуникативное средство, в отличие от коммуникативных средств животных, способен выражать логические формы мышления.

Язык от искусственных языков отличается стихийностью возникновения и развития, а также выражением экспрессивной, побудительной информацией.

В языке различают систему и норму. Система показывает открытые и закрытые пути для развития языка. Система – это не только то, что мы наблюдаем в языке, это скорее всего и закрепляется в норме, но и то, что в нем возможно, чтобы быть понятыми членами одного и того же языкового коллектива. В процессе реализаций возможностей, заложенных в языке, язык развивается.

Все изменения языковых единиц происходят в речи. Но не все новации принимаются языком.

Языковая система может быть представлена двумя типами образований:

1. Гомогенными – гомогенная система состоит из однородных элементов, их структура определяется противопоставленностью элементов друг другу и порядком следования цепи.

2. Гетерогенные системы - такие, которые состоят из неоднородных элементов, им свойственна многоэтажность. В этих системах наблюдается распадение системы на подсистемы однородных элементов, взаимодействующих друг с другом. Язык в целом является гетерогенной системой.

Образование новых слов всегда опирается на существующие слова. Механизм словообразования не может существовать без этой опоры.

Понятие системности градуально, т.е. разная степень системности.

Языковые системы организованы по принципу центра и периферии. Все изменения происходят в области периферии.

Любая языковая единица как элемент системы и как компонент структуры вступает в три типа отношений

1) Парадигматические (ассоциативные по Соссюру) – отношения выбора, т.е. сосуществуют близкие единицы. Основаны на сходстве и различии означающих и означаемых (план содержания и план выражения). Парадигматика – группировка единиц в классы на основе оппозиции единиц друг другу по их дифференциальному признаку. Единицы, входящие в парадигму, взаимоисключают друг друга в одной позиции. Элементы составляют класс однородных единиц.

2) Синтагматические – отношения единиц смежно-расположенных друг с другом в одном линейном ряду. Способность элементов сочетаться. Фонемы, подчиняются определенным закономерностям сочетаемости, образуют морфемы, те составляют слова. В языке синтагматика понимается как потенция, для обозначения такого качества единиц употребляется термин «валентность» как потенциальная возможность сочетаться с другими словами.

3) Иерархические – отношения структурно более простых единиц с более сложными единицами. Отношения внутри языковой системы не являются изолированными, они определяют друг друга.

Синтагматические свойства языковых единиц зависят от их парадигматики.

· Гипоним – видовое слово (ливень).

· Гипероним – родовое слово (дождь).

Гипоним обладает более узкой сочетаемостью.
Например: небольшой, сильный дождь. Дождь хлестал, лил, накрапывал, моросил, сеял.
Ливень хлестал, но не накрапывал или моросил.

Противопоставление синтагматических и парадигматических отношений иерархическим отражает особое свойство языковой системы – ее разноуровневый характер. Языковая система состоит из более частных систем, которые могут называться уровнями, ярусами.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (691)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)