Внутренние факторы развития языка
1. Причины и механизмы внутренних изменений в языке 2. Объяснительные теории внутренних исторических изменений в языке a) теория давления системы b) теория вероятностного развития языка c) теория инноваций d) теория противоречий (антиномий).
Руберт И.Б. Аналитическая тенденция в языковой эволюции // Филологические науки. 2003, №1, стр. 54-62. Туманян Г. О природе языковых изменений // Вопросы языкознания. 1999, №5. Николаева Т.М. Диахрония или эволюция? Об одной тенденции развития языка // Вопросы языкознания. 1991, №2, стр. 12-26. Касаткин Л.Л. Одна из тенденций развития фонетики русского языка // Вопросы языкознания. 1989, №6.
Динамичность представляется одним из важных свойств языковой системы. Эта особенность языка выявляется в его способности к развитию и совершенствованию. Языковая система относится к самоорганизующимся системам, источник преобразования которой лежит обычно в самой системе. Оппозиция – минимальная организация парадигматического среза, системы (Например: ветер – ураган (элементы ее находятся в отношениях выбора)).
(парадигматика) ветер: ураган (эпидигматика) ураганный,(синтагматика) ураганный ветер П Э
ЯС С
ураган = ураганный ветер Существуют элементы, которые порождают избыточность (дублетные формы). Какие внутренние факторы определяют развитие языковой системы: 1. органическая связь языка с мышлением; 2. устройство языковой системы, которое содержит в себе очень богатые потенциальные возможности для обновления языковых средств. Это определяется тем, что языковые единицы имеют комбинаторный характер, и комбинационные возможности языка реализуются лишь частично. Поэтому образование новых слов – это элементарный акт, который порождается самой языковой системой (из более простых единиц порождаются более сложные). (парадигматика) дождь: ливень дождь идет как ливень ливневый дождь Обогащение языка происходит в процессе варьирования языковых единиц, которые также являются органическим свойством языковой системы.
Внешние и внутренние факторы в развитии языка обнажают диалектику необходимости и возможности. Внешние факторы требуют от языка изменений, обогащения средств, а внутренние факторы определяют, какие это средства будут. Так, среди лексики, связанной с космонавтикой, встречаются единицы, которые являются: a. Результатом комбинирования морфем (прилуниться) b. Результатом комбинирования номинативных словосочетаний (космический корабль) c. Результатом семантического варьирования (мягкая посадка).
При рассмотрении вопроса (проблемы) о развитии языка, возникает вопрос о том, в силу чего происходит развитие, какой закон лежит в основе развития языка. Противоречие является основным источником развития.
Язык развивается путем преодоления комплекса противоречий: 1. Противоречие в отношениях языка и общества; 2. Противоречие в речевой деятельности; 3. Внутрисистемные противоречия; 4. Противоречия внутри человека как носителя языка. Противоречия, которые не могут быть окончательно преодолены, называются антиномиями. Будучи разрешены на каком-то конкретном этапе развития системы, тут же возникают вновь. Теория антиномий была успешно применена к анализу изменений в русской лексике (монография 1968 года «Русский язык и советское общество: лексика современного русского языка»).
Противоречия во взаимоотношениях языка и общества реализуются чрез 4 антиномии: 1. Актуальная инновационность как результат требования нормы, которая держит язык в узде и не дает ему развиваться. 2. Выразительность и экспрессивность, им противопоставляется стандартизация языка. 3. Язык должен обладать стилистическим разнообразием, а противопоставлено этому единообразие межстилевой лексики. 4. Экономность (стремление к экономности), но в тоже время умеренная избыточность Развитие языка определяется стремлением говорящих стабилизировать употребление языковых единиц и невозможностью этого сделать. Норма ограничивает использование языка и их сочетание. А живые потребности общения преодолевают нормативные ограничения языка, используя его потенциальные возможности. В связи с этим нормативные словосочетания «иметь значение», «играть роль» свободно преобразуются.
04.12.15. Язык и мышление При рассмотрении этой трудной проблемы, соотношения языка и мышления, реализуется три подхода: Гносеологический подход рассматривается в рамках соотношения логических единиц с лингвистическими (эти сущности разные, но соотносимые), типа слово и понятие, предложение и суждение. Психологический подход выявляет взаимодействие языка и мышления в процессе речевой деятельности индивидов, владеющих данным языком. В этом плане ценными оказываются наблюдения за становлением речи ребенка и наблюдение за речемыслительной деятельностью билингва. Наблюдение за речью ребенка, привело к ценным теоретическим результатам: 1. Познавательные возможности ребенка опережают его речевое развитие; 2. Существуют невербальные типы мышления; 3. Нет обязательной связи познавательной деятельности с его речевой деятельностью; 4. Процесс становления речи проходит определенные этапы; 5. Язык, которым овладевает ребенок, как система его понятий, создается в процессе развития интеллекта, в результате действий ребенка в окружающей среде; 6. Интеллект ребенка начинается с действия. Релевантным для понимания того, как язык существует в мозгу человека, является два момента в освоении языка: В результате использования аппаратуры, было обнаружено, что у ранних билингвов, речевой центр фиксируется в одной и той же части, в области Брока. Нейрофизиологический подход ищет пути выявления языка и мышления на физиологической основе. 1. Нейролингвистика занимается обнаружением функциональных образований мозга, которые обеспечивают усвоение и использование единиц языка. В рамках этого подхода определены функции обоих полушарий. Определены различия в развитии этих полушарий у мужчин и женщин. 2. Нейролингвистика пытается понять, как происходит развитие абстрактного мышления. 3. Нейролингвистика интересуется тем, как хранятся языковые единицы в головном мозге. При использовании гласных и согласных звуков задействованы разные механизмы, что позволяет понять, что согласные появляются позднее, чем гласные.
Самая важная и самая трудная проблема при исследовании языка и мышления составляет ответ на вопрос: все ли мышление человека связано с языком? Как язык помогает осуществляться мышлению, и если эта помощь существует, то какой эффект возникает при этом процессе на базе языка? При выяснении этого вопроса устанавливается корреляция между различными формами мышления и участием в этом процессе языка.
Практически-действенное мышление выражается бессловесно, но может иметь языковое выражение. Человек мыслит не на каком-то национальном языке, а средствами универсально-предметного кода. Нет внеязыкового мышления, любое мышление осуществляется на базе языка, но есть бессловесное мышление.
Важнейшим элементом системы мышление-язык является внутренняя речь, в которой мысль и язык объединяется в целостный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. · Во внутренней речи складывается значение с единством слова и мысли. · Внутренняя речь имеет особое строение и качество и отличается от внешней речи. · Внутренняя речь – это речь, состоящая, прежде всего, из предикатов. · Речь внутренняя свернутая, она грамматикализованна.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1042)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |