Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Единство системы государственной власти



2015-12-13 333 Обсуждений (0)
Единство системы государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРАВО

 

Примерные вопросы

1. Право в системе социальных норм.

2. Система права.

3. Источники (формы) права.

4. Правотворчество.

5. Правоотношения.

6. Правосознание и правовая культура.

7. Правонарушения.

8. Юридическая ответственность и ее виды.

9. Права и свободы человека.

10. Конституция в иерархии нормативных актов.

11. Основы конституционного строя РФ. 12. Гражданин и государство.

13. Президент Российской Федерации, его конститу­ционно-правовой статус и полномочия.

14. Федеральное Собрание Российской Федера­ции.

15. Правительство Российской Федерации.

16. Судебная система Российской Федерации.

17. Российская Федерация и ее субъекты.

18. Административное право.

19. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. 20. Время труда и время отдыха.

21. Оплата труда.

22. Уголовные правоотношения. Уголовное право.

23. Преступление.

24. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

25. Уголовная ответственность. Система и виды нака­заний.

26. Уголовная ответственность за некоторые виды преступлений.

27. Обязательства в гражданском праве.

 

 

  1. Право в системе социальных норм

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объ­единениями конфликтов является нормативное регу­лирование, т. е. регулирование поведения индиви­дуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, технически­ми, социальными. Действия, поступки людей и соци­альных групп, являющихся субъектами обществен­ных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и яв­ляющиеся результатом сознательной деятельнос­ти людей.

Существуют различные классификации социаль­ных норм. Наиболее важной является разделение со­циальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила по­ведения общего характера, т. е. рассчитаны на мно­гократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых

в современном обществе регулируются наиболее зна­чимые общественные отношения — экономические, политические, социально-культурные и др. В отли­чие от иных видов социальных норм нормы права но­сят общеобязательный характер, формально опреде­лены, устанавливаются государством и подкрепля­ются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государ­ством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате де­ятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Госу­дарство гарантирует также реализацию права, охра­няет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственно­го аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев го­сударственного механизма. Законы устанавлива­ют юридическую основу взаимоотношений государ­ства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В перво­бытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязатель­ность которых обеспечивала система религиозных за­претов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания но­вой организации общественного управления - госу­дарства - и появления нового вида социальных регуляторов — права.

Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязатель­ных для всех правил поведения и обеспечение их ре­ализации. Суды сыграли важную роль в создании пра­вовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организо­ванного общества и создавая юридические прецеден­ты. В-третьих, государство само «творило» право пу­тем издания специальных нормативных актов.

В политической и юридической науке нет единст­ва в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно приня­тым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) пове­дения, установленных или санкционированных госу­дарством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от госу­дарственной воли. Социологическая школа рассмат­ривает право как деятельность физических и юриди­ческих лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматрива­ет право как содержащуюся в общественном созна­нии систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запре­тах, условиях их возникновения и реализации.

Право носит оценочный характер, являясь норма­тивно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает зако­ны, в которых отражаются общественные представ­ления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадаю­щих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регу­лируют поведение всех членов общества и обязатель­ны для исполнения любыми лицами и организация­ми независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью — правовые нор­мы выражены в словесно-письменной форме и за­креплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью опре­деленности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вы­текают друг из друга, образуя целостную систему за­конодательства;

д) гарантированностью государством — реализа­ция правовых норм обеспечена в необходимых случа­ях принудительной силой государства;

е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соот­ветствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способ­ности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию об­щественных отношений;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе проти­воречия и конфликты;

г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании пред­ставления о необходимых и желательных правилах поведения;

д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в ка­честве критерия правомерного и неправомерного по­ведения людей и их коллективов, является основани­ем применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нор­мальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и сво­боды личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы че­ловека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый уча­стник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведе­ния. В этом проявляется его относительная независи­мость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежела­тельного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

 

 

  1. Система права

Система права это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованнос­ти составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В сис­теме права можно выделить три уровня: первый (низ­ший) уровень составляют нормы права, второй — правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) — отрасли права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули-

рующих относительно самостоятельную сферу од­нородных общественных отношений. В основе деле­ния права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом пра­вового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые ре­гулирует определенная отрасль права. Методом пра­вового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Современная система российского права включа­ет в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:

а) конституционное (государственное) право — со­вокупность правовых норм, закрепляющих основы об­щественного и государственного строя, правовое поло­жение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, националь­но-государственное устройство страны и т. д.;

б) административное право — совокупность право­вых норм, регулирующих управленческие отноше­ния, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;

в) гражданское право — отрасль права, регули­рующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

г) семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отноше­ния в сфере брачно-семейных отношений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжитель­ность рабочего времени и времени отдыха, вопросы

охраны труда и т. п.;

е) финансовое право - отрасль права, регулирую­щая отношения, которые возникают в процессе фи­нансовой и бюджетной деятельности государства, де­ятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) уголовное право — совокупность юридических норм, установленных высшими органами государ­ственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие на­казания за их совершение могут быть назначены;

з) земельное право — отрасль права, регулирую­щая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдает­ся бурное формирование и развитие основ новых от­раслей: экологического права, торгового права, бан­ковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственны­ми органами и должностными лицами норм матери­ального права, являются:

а) гражданско-процессуальное право — совокуп­ность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансо-вых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

б) уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследова­нию и рассмотрению уголовных дел.

Особой отраслью права является международное право,которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокуп­ность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права.Институт права — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общест­венных отношений. В отличие от отрасли права пра­вовой институт объединяет нормы, которые регули­руют лишь часть отношений определенного вида. На­пример, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной пла­ты и др.

Подотрасль права это совокупность родст­венных институтов какой-либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).

Наряду с распространенным в российской юрис­пруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичноеи право частное:первое регулирова­ло отношения между гражданами и государством, а второе — между частными лицами на основе их вза­имных обязательств. К публичному праву относят го­сударственное, административное, финансовое, уго­ловное право и отрасли процессуального права, к ча­стному праву — гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учи­тывает и интересы составляющих его индивидов.

Начальный элемент всего правового здания со­ставляют нормы права.Нормы права это уста­новленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-опре­деленные правила поведения, являющиеся регулято­рами общественных отношений. Нормы права регу­лируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по-ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.

1. По предмету правового регулирования (в зави­симости от вида регулируемых общественных отно­шений) нормы делятся на конституционно-правовые гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п.

2. По юридической силе все правовые нормы мож­но разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от мес­та, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочи-вающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного дейст­вия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъек­тов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).

6. По пределам действия норм в пространстве юри­дические нормы делят на нормы общего действия

(действуют по всей территории, на которую распро­страняется юрисдикция государственного органа, из­давшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной са­мим нормативно-правовым актом).

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают ни­каких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъ­ектов правоотношений) и диспозитивные (предостав­ляют субъектам правоотношений возможность са­мим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).

8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют поря­док деятельности компетентных государственных ор­ганов по осуществлению и защите материальных норм).

9. По реализуемым функциям права нормы делят­ся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры го­сударственного принуждения, применяемые к нару­шителям права, а также условия реализации этих

норм).

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой. В классическом ви­де норма права включает в себя гипотезу, диспози-

цию и санкцию.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в кото­рой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой, фактиче­ских обстоятельств. Санкция — это часть право­вой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельст­вует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Структуру нормы права можно выразить логической формулой: «Если (гипотеза) ..., то (диспозиция) ..., иначе (санкция) ...».

 

 

  1. Источники (формы) права

Тесная связь государства и права отражена в поня­тии источники (формы) права. Источники (формы) права — это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания об­щим правилам поведения общеобязательного, юри­дического значения.

Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обыч­но выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, право­вую доктрину и нормативно-правовой акт. Для каж­дой правовой системы характерна своя ведущая фор­ма права. Так, в странах англосаксонской правовой системы эту роль играет судебный прецедент, для континентальной системы важнейшим источником права является нормативно-правовой акт, в форми­ровании права большинства стран Африки и Азии, сохраняющих основы традиционного общества, главным источником права служит правовой обычаи. Правовые обычаи это устойчивые, сложив­шиеся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение кото­рых гарантируется государственным принуждени­ем. Государство санкционирует только те обычаи, ко-

торые отвечают его интересам. Обычное право играло огромную роль на ранних этапах правового разви­тия, регулируя прежде всего семейно-брачные, позе­мельные, имущественные отношения.

Судебный (административный) прецедент это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое прини­мается за правило при разрешении других анало­гичных дел. Законы и иные нормативно-правовые ак­ты регулируют общественные отношения в обобщен­ной, абстрактной форме. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установлений. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рас­смотрения спора на этом основании суд не может, по­этому у него остаются два варианта действий: либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолко­вать сходную действующую норму, чтобы распро­странить ее на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются новые нор­мы, которые применяются в практике другими суда­ми, получая обязательную силу и становясь судеб­ным прецедентом.

Под судебной практикой понимают такую де­ятельность судебных органов, в результате кото­рой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная прак­тика как система результатов, итогов судебной де­ятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов.

Нормативные договоры — это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. В норматив­ных договорах выражается согласованная воля не­скольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (вну­тригосударственные договоры).

Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требуют частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных аспек­тов права участникам правоотношений и юридиче­ских процедур. Уже в Древнем Риме формулы и суж­дения известных юристов по поводу спорных или не­ясных проблем права включались в различные сборники законов и даже были составной частью нор­мативно-правовых актов. Правовая доктрина как ис­точник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.

Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является норма­тивно-правовой акт (НПА). Нормативно-правовой акт — это изданный или санкционированный компе­тентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, со­держащий обязательные правила поведения и га­рантированный принудительной силой государства. Нормативно-правовой акт является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый государственным органом или должност­ным лицом и направленный на установление, изме­нение или отмену правовой нормы или ее реализа­цию. К правовым актам относят и индивидуально-правовые. Индивидуально-правовые акты (их назы­вают правоприменительными) направлены на реали­зацию правовых норм, содержат индивидуальные предписания и рассчитаны на однократное действие. Поэтому, являясь правовыми, но не устанавливая норм права, эти акты не могут быть отнесены к нор­мативным. Примером таких актов могут являться приговоры суда по конкретным делам, приказы ру­ководителей организаций о вынесении дисциплинар­ных взысканий и т. п.

Нормативно-правовой акт отличается рядом при­знаков:

1) содержит в себе общеобязательные правила по­ведения (нормы права) и поэтому адресуется неперсо-нифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;

2) носит властный, обязательный характер и обес­печивается (в случае невыполнения) мерами государ­ственного принуждения;

3) содержит определенные, четко и ясно сформу­лированные предписания, условия их реализации и защиты;

4) издается только компетентными органами. За­конодательство строго определяет субъектов право­творчества, которым разрешает издавать правовые акты лишь по вопросам, отнесенным к их ведению;

5) принимается с соблюдением строго определен­ных процедурных требований, в установленном зако­ном порядке;

6) имеет официально-документальную форму, ко­торая подразумевает наличие точного названия, опре­деленной (как правило, унифицированной) структуры (деление на разделы, главы, статьи, пункты), содер­жания, способов и стиля изложения, символов и рек­визитов (даты, подписи, печати и т. д.);

7) обладает определенной юридической силой, под которой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта актам вышестоящих ор-ганов. Юридическая сила нормативно-правового ак-та зависит от того, какой орган издал этот акт, какое место занимает этот орган в системе правотворческих государственных органов.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную во­лю по ключевым вопросам общественной жизни. Признаками закона являются:

1. Закон может быть принят лишь органом зако­нодательной власти (монархом или парламентом) или всеми гражданами на референдуме.

2. Закон обладает высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов государства. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить. В случае коллизии норм различных по юридической силе актов действует норма закона. Законы не подле­жат утверждению со стороны какого-либо органа. Никто не вправе отменить или изменить закон, кро­ме органа, его издавшего.

3. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется, как правило, конститу­цией государства.

4. Законы регулируют наиболее важные общест­венные отношения.

Законы могут быть основными (конституции фе­дерации и ее субъектов, федеральные конституцион­ные законы в Российской Федерации) и обыкновен­ными (федеральные законы, уставы субъектов феде­рации, законы субъектов федерации).

Особым видом нормативно-правовых актов явля­ются подзаконные акты — правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты об­ладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные поло­жения законов применительно к своеобразию раз­личных ситуаций и индивидуальных интересов.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА.

Нормативно-правовой акт вступает в силу либо с момента принятия, либо по истечении установленно­го срока после его принятия или опубликования, ли-

бо с того времени, которое указано в самом НПА или акте о введении его в действие.

В Российской Федерации вступают в силу:

— законы о поправках к Конституции — со дня их опубликования;

— федеральные законы — через 10 дней после их опубликования;

— нормативные акты Президента РФ — по истече­нии 7 дней после опубликования;

— акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнитель­ной власти — через 7 дней после их опубликования;

— иные акты Правительства — со дня их подписа­ния;

— нормативные акты федеральных органов испол­нительной власти — через 10 дней после их опубли­кования.

Действие нормативно-правовых актов прекраща­ется:

а) в результате прямого указания государственно­го органа об отмене НПА (прямая отмена);

б) в связи с изданием нового НПА, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена);

в) по истечении срока действия акта (самоотмена) Пределы действия нормативно-правового, акта в

пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать на всей территории государства, на какой-то oпределенной части страны, в отдельных случаях - за пределами государства.

Как правило, действие НПА охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему НПА. Действие НПА распространяется, как правило, на всех лиц, проживающих на соответствующей территории.

Однако ряд законов распостраняется лишь на граждан гос-ва, они не действуют в отноше­нии лиц без гражданства и иностранцев.

 

 

  1. Правотворчество

Большинство ученых понимают под правотворче­ством деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене пра­вовых норм. Однако такое определение исходит из представления о праве как о системе норм, установ­ленных государством. В соответствии с иным подхо­дом правотворчество рассматривается как завершаю­щая стадия процесса правообразования, который идет в недрах общества. Государство же лишь надле­жащим образом оформляет те правовые потребности, которые уже сложились.

Основными функциями правотворчества являются:

а) обновление законодательства, издание новых нормативно-правовых актов;

б) устранение (отмена) устаревших юридических норм;

в) восполнение пробелов в праве. Правотворческая деятельность в демократическом

государстве строится на следующих принципах:

а) гласности, подразумевающей, что правотворче­ская деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» правотворческих про­цедур позволяет избежать негативных последствии лоббизма;

б) демократизма, отражающего участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов;

в) научности, содержанием которой является адекватное отражение в нормативных актах реаль­ной действительности и перспектив развития общест­ва, привлечение научных учреждений, ученых, экс­пертов, специалистов-практиков к процессу право­творчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;

г) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных зако­ном требований к порядку и процедуре правотворче­ства, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;

д) исполнимости, подразумевающей финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подго­товку соответствующих кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов;

е) профессионализма, согласно которому право­творческая практика требует профессиональной под­готовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она долж­на обеспечить логическую последовательность изло­жения основных положений нормативно-правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и до­ступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юри­дической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, способствует повышению эффек­тивности права.

Способы правотворчества обусловлены официально признанными формами (источниками) права. Разли­чают такие его виды, как санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями, признание прецедентов, принятие нормативно-правовых актов органами гос-ва или непосредственно самим народом, заключение различного рода соглашении, содержащих нормы права.

Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Начинается он с выявления потребности в принятии нормы права. Это делается на

основе изучения и анализа общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данную норму. Закон определяет компетентные государственные органы или должностных лиц, уполномоченных на принятие нормы. Они устанавливают вид правового акта, который закрепит норму, принимают решение о подготовке проекта документа, создают для этого ра­бочую группу. Рассмотрение проекта делится, как правило, на два этапа: предварительное и официаль­ное. Последнее производится с учетом всех процессу­альных и технических требований к этой стадии пра­вотворчества. После обсуждения проекта правовой акт принимается, оформляется должным образом, подпи­сывается и публикуется.

Важнейшей разновидностью правотворчества яв­ляется законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Проце­дура принятия законов обычно довольно подробно разрабатывается в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Законодательная инициатива — официальное внесение законопроекта в законодательное учрежде­ние в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законо­дательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании. Как правило, правом законодательной инициативы наделены депутаты парламента и прави­тельство (причем основная масса законопроектов — до 90% — вносится правительством). В Российской Фе­дерации субъектами права законодательной иници­ативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (предста­вительные) органы субъектов РФ, а также Конститу­ционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбит­ражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопро­екты, как правило, вносятся в нижнюю палату парламента (в Российской Федерации __ в Государ­ственную Думу). Регламенты палат парламента уста­навливают определенные требования к оформлению представляемых законопроектов. Так, регламент Го-

сударственной Думы Федерального Собрания РФ тре­бует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или из­менению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово-экономическое обоснование (в слу­чае, если реализация законопроекта потребует мате­риальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматрива­ет расходы из федерального бюджета).

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Рос­сийской Федерации внесенный в порядке законода­тельной инициативы законопроект Советом Государ­ственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государ­ственной Думы с собственными замечаниями и пред­ложениями. Обсуждение законопроекта на пленар­ном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосо­вания депутатов парламента. Если парламент двух-палатный, то для принятия закона требуется согла-сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФпринятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания



2015-12-13 333 Обсуждений (0)
Единство системы государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Единство системы государственной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)