Модуль 2 «Теория и методика педагогической деятельности»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика» Модуль 1 «Введение в педагогическую деятельность» 1. Педагогическая профессия в мире профессий: сущность, функции, специфика. 2. Учитель современной школы – каким он должен быть? (требования к личности современного педагога). 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. 4. Педагогика как наука. Предмет и объект педагогики. Структура науки. Связь педагогики с другими науками. 5. Характеристика основных категорий педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование, социализация. Взаимосвязь основных категорий. 6. Развитие, воспитание, социализация. Факторы развития личности. Взаимосвязь воспитания и развития. 7. Характеристика системы образования РФ. Принципы государственной политики в области образования. Основные направления модернизации и стратегии развития современной системы образования. 8. История педагогики и образования как область научного знания. 9. Педагогика Древнего мира: проблема происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе. Народная педагогика древних славян. 10. Педагогика Древнего мира: становление систем образования в Др. Египте, Др. Индии, Др. Греции и Др. Риме. 11. Педагогика Древнего мира: зарождение педагогической мысли в трудах древнегреческих и древнеримских философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан). 12. Педагогика Средних веков: религиозный и схоластический характер педагогических знаний (Аврелий, Боэций, Аквинский). Характеристика образовательных учреждений Средневековья. Система рыцарского воспитания. 13. Педагогика Средних веков: гуманистический характер педагогической мысли эпохи Возрождения (В. Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский). Школы эпохи Возрождения. 14. Педагогика Средних веков: воспитание в Киевской и Московской Руси. 15. Педагогика Нового времени: педагогическая система Я.А. Коменского. 16. Педагогика Нового времени: развитие зарубежного образования. Педагогические взгляды мыслителей Просвещения (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций). 17. Педагогика Нового времени: гуманистическая педагогическая система И.Г. Песталоцци. Немецкая классическая педагогика XIX века (И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег). 18. Педагогика Нового времени: развитие образования в России в XVIII веке. Педагогические взгляды русских просветителей (В.Н. Татищев, И.Т. Посошков, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков). 19. Педагогика Нового времени: развитие системы образования в России в XIX веке. Общественно-педагогические движения в России в XIX веке. 20. Педагогика Нового времени: педагогическая система К.Д. Ушинского. 21. Педагогика Новейшего времени: Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века за рубежом (Г. Кершентейнер, В.А. Лай, Р. Штайнер, Д. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе). 22. Педагогика Новейшего времени: развитие зарубежных образовательных систем и педагогической науки в ХХ веке. 23. Педагогика Новейшего времени: советская школа как педагогический феномен. 24. Педагогика Новейшего времени: развитие советской педагогической науки (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). 25. Педагогика Новейшего времени: современные тенденции развития образования и педагогической науки в России и за рубежом. Модуль 2 «Теория и методика педагогической деятельности» 1. Понятие «методология» педагогической науки. Уровни методологии. Характеристика основных методологических подходов. 2. Организация научного исследования. Основные компоненты и этапы научного исследования. 3. Характеристика методов педагогического исследования. Теоретические и эмпирические методы. Выбор методов научного исследования. 4. Сущность педагогического процесса, функции, компоненты. Взаимодействие в педагогическом процессе. Основные типы взаимодействия. 5. Закономерности и принципы педагогического процесса. 6. Управление педагогическим процессом. Государственно-общественный характер управления образованием. Принципы управления. 7. Школа как педагогическая система и объект управления. Функции управления. 8. Сущность, функции, структура, движущие силы, логика процесса обучения. Виды обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. 9. Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения. Характеристика закономерностей, принципов и правил обучения. 10. Понятие о содержании образования. Факторы, определяющие содержание образования. Характеристика теорий содержания образования. Виды образования. Документы, определяющие содержание образования. Пути совершенствования содержания образования в современной российской школе. 11. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Проблема классификации методов обучения. Выбор методов обучения. 12. Понятие о форме организации обучения. Развитие организационных форм обучения в истории педагогики и школы. Урок как основная форма учебного процесса. Типы уроков. Современные требования к уроку. Подготовка учителя к уроку. 13. Многообразие форм организации обучения: факультативные занятия, учебные экскурсии, практикумы, семинары, дополнительные занятия, домашняя учебная работа. 14. Современные дидактические концепции. 15. Дидактические основы контроля знаний, умений и навыков учащихся. Функции, виды, методы контроля. Оценка и отметка в учебном процессе. 16. Анализ урока. Виды анализа. Методика анализа урока. 17. Инновационные процессы в образовании: сущность, типы, этапы, критерии оценки. 18.Сущность и особенности воспитания. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания. 19.Педагогические условия создания и развития детского коллектива как субъекта воспитания. 20.Современные отечественные концепции воспитания. 21.Методы и приемы воспитания. 22.Условия создания и развития воспитательной системы класса. 23.Классный руководитель в школе, особенности его деятельности. Функции и направления деятельности классного руководителя. 24.Понятие культуры межнационального общения. Формы и методы работы с учащимися и родителями по формированию культуры межнационального общения. 25.Семейное воспитание и семейная педагогика. Семья как институт воспитания.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (604)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |