Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическая характеристика периодов детства



2015-12-13 659 Обсуждений (0)
Педагогическая характеристика периодов детства 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы педагогических исследований

У каждого из нас, изучающих теорию педагогики, возникают вопросы «как получены те или иные те или иные теоретические выводы, их отражению, можно ли им доверять.

Традиционные методы: наблюдение, изучение опыта первоисточника анализ школьной документации, изучение творчества ученика, беседы-методы.

Один из современных методов – эксперимент – строго контролируемое педагогическое наблюдение. Экспериментатор наблюдает и планомерно осуществляет процесс.

Пользуется популярностью в педагогической среде метод «тест».

Педагогическое тестирование – целенаправленное наблюдение проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью опросников, называемых анкетами. Анкетирование сочетается с другими методами исследования приведенными ранее.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.

«Об образовании в Российской Федерации»

1.Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, и является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок,

2.Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на следующих принципах:

1).Признание приоритетности образования

2).Обеспечение права каждого человека на образование

3).Гуманистический характер образования

4).Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации

5).Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации

6).Светский характер образования в государственных муниципальных организациях

7).Свобода выбора получения образования

8).Обеспечение права на образование в течение всей жизни

9).Автономия образовательных организаций

10).Демократический характер управления образования

11).Недопустимость ограничения или устранения в сфере образования

12).Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования

3.Федеральные государственные образовательные стандарты

1).Организации, осуществляющие образовательную деятельность

2).Федеральные государственные органы осуществляющие государственное управление в сфере образования

4).Оценка качества образования

5).Объединение юридических лиц, работодателей и их объединений

4.Образование: общее, дополнительное, профессиональное

5.Уровниобразования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее

Профессиональное образование: среднее профессиональное, высшее-бакалавриат, высшее - специалитет, магистратура, высшее - подготовка кадров высшей квалификации

6.Формы получения образования в Российской Федерации:

1).В организациях осуществляющих образовательную деятельность

2).Вне организации

3).Обучение в организациях

4).Форма семейного образования

5).Различные формы образования и обучения

6).Каждый уровень образования

7.Государственное регулирование осуществляющее образовательную деятельность и включает в себя:

1).Лицензирование

2).Государственная аккредитация

3).Государственный контроль(надзор) в сфере образования


Профессиограмма современного учителя

Профессиограмма - идеальная модель профессиональной подготовки современного учителя

Педагогические качества. Характерные черты Что должен знать Что должен уметь
Личностные, профессиональные Русский и иностранные языки, иметь хорошее произношение; приличный внешний вид. Специальные филологические знания, заниматься творческой деятельностью, знать теорию методики воспитания Правильно и чисто рассуждать, знать подход к детям, быть добронравным, педагогически увлеченным, проявлять уважение к личности ребенка. Проведение работы с родителями, планирование воспитательной работы

Педагогические способности Коммуникативная- способность к общению Дидактивная -способность объяснять, передавать знания Конструктивная -способность к отбору Организаторская -способность вовлечения учащихся в разные виды деятельности Прогностическая -педагогическое предвидение Гностическая -способность к познанию Перцептивная -способность проникать во внутренний мир ребенка Креативность –способность к творчеству      

Педагогическая характеристика периодов детства

Подростковое детство

Период развития и характеристика Стадии детства Психолого-педагогические доминанты развития
(11-15лет) Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных потребностей. В конце периода появляется возможность самостоятельных материальных потребностей. Решающаяроль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей. Возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды. Сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения. Возникает юридическая ответственность за правонарушения Потребность во «взрослом» общении. Возникновение чувства взрослости у подростка. Чувствительность к внешним формам проявления взрослости. Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности. Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе - основная потребность подросткового детства.

Педагогическая характеристика периодов детства

Периоды Дошкольное детство Младшее дошкольное детство Подростковое детство Старшее детство
Период развития. Характеристика Момент сознания (2-3года) (7-11лет) Формирование социально-нравственных качеств (11-15лет) Познавательная социально-психическая деятельность (15-18лет) Сохранение материальной эмоциональной комфортной функции семьи    
Стадии детства Помощь взрослых. Высокая роль семьи Доминирующая роль семьи, коммуникация эмоциональных потребностей Доминирующая роль семьи, Решающая роль школы влияние взрослых (учителей, родителей)     Роль школы, познание социально психологических потребностей, восприятие, замена роли взрослых социально ориентирована на будущее
Развитие Речь, мышление, внимание, память Социальный статус дошкольник-школьник, психологическая перестройка деятельности Потребность во «взрослом» общении как самостоятельный вид деятельности Формирование: тип внешности, анатомо-морфологические особенности (соматотип)


Современные концепции обучения
Название концепции, годы разработки

Авторы, разработчики (основные труды) Содержание, основные идеи   Ключевые понятия
Концепция Л.В. Занкова, концепция по изучению объективных закономерностей и принципов обучения (конец 1950-х гг.) Л.В. Занков, («Избранные педагогические труды» - М., 1990, «Дидактика и жизнь» - М., 1968) Разработка системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития, чем при обучении по традиционным методикам. Основу системы составляют: - обучение на высоком уровне трудности; - быстрый темп в изучении программного материала; - ведущая роль теоретических знаний; - осознание школьниками процесса обучения; - целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых;     Принцип – основное, исходное положение научной системы, теории.   Методика - совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.  
Концепция содержательного обучения (1960-е гг.) В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин («Проблемы развивающего обучения» - М., 1986, Цукерман Г.А. «Виды общения в обучении» - Томск, 1993) Установление роли и значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека; Направленность на создание зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования; Формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии; Зона ближайшего развития - это особенности будущего, ближайшего, завтрашнего развития субъекта. Рефлексия - обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности.   Абстрактное мышление - умение переводить информацию о реальных объектах в символы и манипуляция этими символами.
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконин Ее идея – сделать развитие творчества основой личности.   Апробация - официальное одобрение, утверждение, вынесенное на основании испытания, проверки. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Первый этап - актуализация соответствующей мотивации учащегося, предварительное ознакомление с целью действия. Второй этап - осознание схемы ориентировочной основы деятельности (действия). Третий этап - выполнение действия во внешней форме - материальной или материализованной. Четвертый этап - внешняя речь: действие подвергается дальнейшему обобщению. Пятый этап - внутренняя речь: действие приобретает умственную форму. Шестой этап -выполнение действия в умственном плане. Актуализация - действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации. Интериоризация действия - направление развития интеллектуальных действий, характеризующееся возможностями выполнения действий «в уме».
Концепция проблемного обучения (конец 1960-х - начало 1970-х гг.) А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, Кудрявцев Т.В. («Психология творческого мышления» - М., 1975) Интенсификация традиционного обучения, предполагающая поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего - творческого мышления. Создание (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя. Включает четыре основных звена обучения: осознание общей проблемной ситуации; анализ ее и формулировка конкретной проблемы; решение проблемы; проверка правильности решения проблемы. Интенсификация - процесс и организация развития производства, в котором применяются наиболее эффективные средства производства, а также расширение производства. Проблемное обучение -обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности.
Концепция З.И. Калмыковой. Калмыкова З.И. («Продуктивное мышление как основа обучаемости» - М., 1981, Шаталов В. Ф. «Точка опоры»- М., 1987) Создание обучения, которое формирует продуктивное или творческое мышление, где основными показателями являются: оригинальность мысли; быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; "восприимчивость" к проблеме, ее непривычное решение; беглость мысли; способность найти новые непривычные функции объекта; Эвристические приемы – основа творческого решения любой проблемы. Формально-логический анализ - метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности. Мнемическая деятельность - активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала.
Концепция Л.М. Фридмана. Л.М. Фридмана («Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987») Главной целью учебного процесса Л.М. Фридмана - воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника. Контрольно-оценочная деятельность - оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины
Концепция Н.Н. Поспелова. Н.Н. Поспелова («Формирование мыслительных операций у старшеклассников. - М., 1989») Концепция ориентирована на формирование мыслительных операций, выступающих условием и средством организации развивающего обучения. Мыслительная операция - один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Концепция Е.Н. Кабановой-Меллер Е.Н. Кабановой-Меллер («Учебная деятельность и развивающее образование. - М., 1981») Концепция также связана с формированием операций мышления, которые она называет приемами учебной работы и определяет их как систему действий, служащих для решения учебных задач. Формирование операций мышления - развитие понятий, суждений и умозаключений в единстве с обобщением и пр.
       

 

 



2015-12-13 659 Обсуждений (0)
Педагогическая характеристика периодов детства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическая характеристика периодов детства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)