Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание информационной среды в дошкольном учреждении



2015-12-13 2691 Обсуждений (0)
Создание информационной среды в дошкольном учреждении 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Управление дошкольным учреждением как деятельность, носящая информационный характер. Обновление управления дошкольным учреждением прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Управление осуществляется на информационной основе. Руководители дошкольных учреждений должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Анализ состояния информационного обеспечения управления, проводимый российскими исследователями К.Ю. Белой, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяковым и др., показал, что в ряде дошкольных учреждений накапливается банк информации, но накопление носит элемент случайности, хаотичности, неорганизованности. В этой несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главное звено – ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель должен постоянно быть информирован о новых исследованиях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного образования. Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения. Немаловажной является информация о передовом педагогическом опыте по всем направлениям работы учреждения. Следовательно, внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогическую информацию и информацию о передовом педагогическом опыте.

К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников, сведения о педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинском обслуживании; сведения о внешних связях с другими организациями. Важно предъявлять к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно краткой. Объем и содержание информации зависят от целей дошкольного учреждения, его вида, уровня квалификации руководителя.

Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую и итоговую). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, в образовательном процессе. Стратегическая информация – это данные об итогах учебного года, аттестации педагогических кадров, аттестации и аккредитации всего дошкольного учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкций и др.

2. Методы сбора информации. Руководителю необходимо не только располагать современной и точной информацией, но и уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результаты вновь воплощать в управленческих решениях. Для этого необходимо знать методы сбора информации, их анализа и обработки.

Рассмотрим методы сбора информации (по Т. Байделл):

1. Наблюдение. Наблюдатель фиксирует происходящее с помощью контрольного листа наблюдения.

Преимущества: а) получение общей картины; б) возможность выявления информации, которую трудно получить с помощью интервью или анкет по причине некомпетентности респондента либо отказа отвечать на определенные вопросы.

Недостаток: необходимость дальнейшего исследования для выявления скрытых проблем и причин.

2. Структурированное интервью. Интервьюер тщательно планирует интервью, заранее формулируя интересующие его вопросы.

Преимущества: а) относительная быстрота получения информации; б) наличие запланированных вопросов, что позволяет неопытному интервьюеру чувствовать себя более уверенно; в) возможность последующего количественного или качественного анализа данных; г) возможность стандартизировать сбор данных, т. е. задавать каждому респонденту одинаковые вопросы.

Недостатки: а) следование заранее составленной схеме, оставляя без внимания незапланированные вопросы; б) отсутствие гибкости.

3. Неструктурированное интервью. Интервьюер не пользуется планом интервью, привлекая респондента к разговору и стараясь определить темы для дальнейшего исследования.

Преимущество: гибкость, соответствующая реакция на новые данные, сообщенные респондентом и предоставляющие возможность для развития беседы и получения таким образом более широкого обзора происходящего в организации.

Недостатки: а) большая продолжительность по сравнению со структурированным интервью; б) необходимость наличия у интервьюера значительного мастерства, в том числе для проведения последующего анализа.

4. Полуструктурированное интервью. Интервьюер заранее подготавливает основные вопросы, но разрешает респонденту отвечать свободно, затрагивая и другие области.

Преимущества: а) получение ответов на подготовленные вопросы и изучение новых тем, возникающих в процессе интервью; б) возможность проведения количественного и качественного анализа данных.

Недостатки: а) большая продолжительность по сравнению со структурированным интервью; б) необходимость наличия у интервьюера значительного мастерства; в) возможность отвлечения внимания от основных вопросов.

5. Интервью-консультация. Интервьюер, так же как при проведении неструктурированного и полуструктурированного интервью, анализирует ответы респондента и вместе с ними обсуждает их последствия. Этот вид интервью кроме сбора данных обеспечивает возможность развития личности.

Преимущество: гибкость, способствующая началу самосовершенствования.

Недостатки: а) большая продолжительность; б) необходимость наличия у интервьюера-консультанта значительного мастерства.

6. Анкеты. Исследователь подготавливает вопросы и представляет их в письменной форме респонденту.

Преимущества: а) возможность одновременно использовать большое количество респондентов; б) возможность быстрого получения ответов; в) возможность количественного анализа, если вопросы закрытые, или качественного анализа, если вопросы открытые.

Недостатки: а) трудность составления; б) следование заранее установленной схеме.

7. Шкала и ее разновидности. Использование шкалы позволяет респонденту провести своеобразный рейтинг, например, по вопросу «Часто ли Вы консультируетесь относительно своих потребностей в самосовершенствовании?» (варианты ответов: очень часто, часто, время от времени).

Преимущества: а) возможность использования большого количества респондентов и получения быстрых ответов; б) возможность анализа данных.

Недостатки: а) следование заранее установленной схеме; б) опасность получения неправильных результатов статистического анализа; в) трудность построения шкалы, которая была бы одновременно научно обоснованной и надежной.

8. Дневники и критические события. Это способы, с помощью которых можно оценить себя или работу всей организации на основании анализа соответствующих записей.

Преимущества: а) отсутствие четко определенных рамок; б) возможность подробно рассмотреть значительные события.

Недостатки: а) составление дневников занимает много времени, что является причиной непопулярности данного метода у респондентов; б) трудность анализа данных.

9. Групповой анализ. Все сотрудники дошкольного учреждения предоставляют информацию о том, чего они ожидают друг от друга, а затем обсуждают различия между желаемым и действительным и причины этого.

Преимущества: а) эффективность применения для самосовершенствования всех сотрудников дошкольного учреждения; б) возможность применения и для анализа причин неудач.

Недостатки: а) большая продолжительность; б) возможность возникновения конфликтов; в) необходимость наличия мастерства и ответственности.

3. Создание информационной среды в дошкольном учреждении. Когда информация руководителем собрана, предстоит обработать ее и проанализировать. Рассматривая процесс управления дошкольным учреждением с позиции содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме это будет процесс анализа информации. Технология состоит из трех этапов: сбор информации, ее анализ и принятие решений.

Анализ – это метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта посредством логической абстракции.

Анализ результатов. Любая проблема обнаруживает себя как несоответствие «того, что есть» «тому, что требуется». Поэтому сначала следует ответить на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы дошкольного учреждения?». Эти требования задаются в социальном заказе дошкольному учреждению (дети, родители, педагоги, школа, население, производство, орган управления). Затем требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем для решения.

Анализ образовательного процесса. Продолжая анализ проблем, необходимо дать конкретные ответы на вопрос, из-за каких недостатков образовательного процесса существует расхождение результатов и требований программы (или социального заказа), и указать степень несоответствия («сильно», «средне», «слабо»).

Анализ условий. Здесь предполагается ответить на вопрос: «Недостатки каких условий являются причинами дефектов образовательного процесса?» (Кадры, научно-методическое обеспечение, материальная база и т. д.).

Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в дошкольных учреждениях необходимо прежде всего определять ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления. Формирование системы информационного обеспечения дошкольного учреждения по результатам способствует рационализации труда руководителя и включает следующие блоки:

Блок 1. – Здоровье и здоровый образ жизни.

Блок 2. – Образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами.

Блок 3. – Готовность ребенка к обучению в школе.

Блок 4. – Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Блок 5. – Работа с кадрами.

Блок 6. – Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, спонсорами, общественностью.

Блок 7. – Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы.

Блок 8. – Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние дошкольного учреждения.

По каждому из перечисленных блоков информации составляются технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. В каждом их восьми блоков определено содержание информации, кто, когда ее собирает и где она используется.

Таким образом, информация выступает одним из первостепеннейших ресурсов в деятельности руководителя и играет огромную роль в развитии дошкольного учреждения и упрочении его позиций.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите содержание внутренней информации, необходимой для управления дошкольным учреждением.

2. Назовите методы сбора информации.

3. Раскройте сущность технологии создания информационной среды в дошкольном учреждении.

 

Литература: 7,15, 16 (осн.).


Лекция 6



2015-12-13 2691 Обсуждений (0)
Создание информационной среды в дошкольном учреждении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание информационной среды в дошкольном учреждении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2691)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)