Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Дошкольная педагогика



2015-12-13 2105 Обсуждений (0)
Раздел 2. Дошкольная педагогика 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие основы дошкольной педагогики. Дошкольная педагогика как наука. Предмет, задачи и функции дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика как наука об образовании и воспитании детей от рождения до поступления в школу. Предмет дошкольной педагогики: процесс образования и воспитания, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, их своеобразие. Объект – ребенок от рождения до поступления в школу.

Значение и уникальность дошкольного возраста. Источники дошкольной педагогики как науки: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов, этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Задачи дошкольной педагогики: разработка теоретических проблем воспитания, обучения, образования; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; внедрение результатов исследования в практику; прогнозирование образования. Понятие о временных задачах педагогики, причины их возникновения.

Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками. Особенности использования методов педагогического исследования в дошкольной педагогике.

Задачи и принципы организации общественного дошкольного воспитания.

Государственно-общественный характер дошкольного воспитания, его место в системе непрерывного образования.

Становление и развитие системы дошкольного воспитания. Первые дошкольные учреждения в России. Создание сети дошкольных учреждений. Концепция дошкольного воспитания (1989 г.) о перспективах развития общественного дошкольного воспитания.

Задачи и перспективы развития дошкольного образования на современном этапе.

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (2008 г.) как основной документ, регламентирующий деятельность ДОУ.

Виды дошкольных образовательных учреждений. Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – начальная школа» как одна из форм сохранения системы дошкольного образования. Учреждения для детей-сирот, детей с различными нарушениями здоровья.

Адаптивная модель образовательного учреждения как учреждение быстрого и гибкого реагирования на изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию. Частные образовательные учреждения. Развитие альтернативных образовательных учреждений (гимназии, лицеи, вальдорфские школы и детские сады, школы М. Монтессори и др.)

Вариативность современного дошкольного образования (многообразие видов дошкольных образовательных учреждений и программ, развитие двухуровневой модели организации образовательных услуг и др.).

Сущность содержания образования. Содержание образования, его функции и основные компоненты. Программы для дошкольных учреждений в контексте модернизации российского образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основные компоненты содержания образования: федеральный, национально-региональный и школьный (дошкольный). Государственный образовательный стандарт и его основные компоненты. Принципы отбора содержания национально-регионального компонента дошкольного образования: региональность, гуманизация, историзм, комплексность и интегративность. Введение национально-регионального компонента в образовательные программы ДОУ («Валдоня», «Мы в Мордовии живем», факультативы «Древо жизни», «Народоведение» и др.).

Характеристика современного педагогического образования в России. Многоуровневая структура педагогического образования. Содержание, структура, формы и методы освоения педагогической профессии. Непрерывность педагогического образования. Спектр педагогических специальностей. Самообразование, повышение квалификации. Перспективы педагогической профессии. Педагог в современном ДОУ.

Профессиональные функции педагога дошкольного учреждения: создание педагогических условий для воспитания детей; обеспечение охраны их жизни и укрепления здоровья; участие в опытно-исследовательской работе; самообразование и т. д.

Профессиональные умения педагога дошкольного образования: конструктивные, коммуникативные, организаторские, специальные. Личностные качества педагога дошкольного образования.

Воспитание детей дошкольного возраста.Закономерности развития детей раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, их взаимосвязь; приобретение первоначального социального опыта, доминирующая эмоциональность, потребность в индивидуальном контакте со взрослыми и др. Психофизиологические особенности детей, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению; пластичность высшей нервной деятельности, подражательность и внушаемость, потребность в получении впечатлений, двигательной активности, общении.

Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина М. Ю. Кистяковская о необходимос-ти воспитания детей с первых лет жизни. Понятие о явлении госпитализма.

Режим дня в раннем детстве. Взаимозависимость бодрствования и сна. Создание положительного отношения детей к участию в режимных процессах, развитие навыков самостоятельности. Содержание культурно-гигиенических навыков, методика их формирования. Развитие речи, движений, предметной деятельности, появление «ознакомительной» и «отобразительной» игры. Создание условий для игры и других видов деятельности: оборудование игровых комнат, подбор игрушек и пособий. Усвоение первых моральных правил, образование привычек. Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Современные требования к нему.Физическое воспитание и здоровье ребенка. Физическое воспитание в системе разностороннего развития личности. Естественно-научные основы физического воспитания. Создание системы физического воспитания.

Задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные, воспитательные. Взаимосвязь задач. Формирование у дошкольников представлений о функционировании своего организма. Средства физического воспитания: гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна), естественные силы природы (солнце, воздух, вода), физические упражнения.

Значение режима дня, особенности его построения в ДОУ и дома. Педагогические требования к построению режима: целесообразность, разумность, гибкость и др. Содержание культурно-гигиенических навыков, методика их формирования. Основы закаливания в период раннего и дошкольного возраста. Создания условий для развития двигательной активности.

Методы физического воспитания: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств и др.

Виды работы по физическому воспитанию и формы ее организации: учебная, физкультурно-оздоровительная работа, активный отдых, индивидуальная работа с детьми совместно с семьей и др. Исследование проблемы физического воспитания и развития дошкольников (С. А. Козлова, Л. Г. Нисканен, О. А. Князева и др.)

Умственное воспитание детей дошкольного возраста.Умственное воспитание в современном обществе. Значение умственного воспитания, возрастание его роли на современном этапе.

Факторы, определяющие умственное развитие. Современные исследования об особенностях умственного развития детей: быстрый темп развития, преобладание образных форм познания над рациональными.

Сущность и особенности системы умственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.).

Задачи умственного воспитания: формирование системы элементарных знаний в предметах и явлениях окружающего мира, развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, формирование познавательных интересов, любознательности и действенного отношения к миру предметов и явлений.

Содержание и своеобразный характер знаний детей в раннем и дошкольном детстве. Расширение, углубление и систематизация знаний.

Средства умственного воспитания: деятельность детей (бытовая, игровая, продуктивная, трудовая) и произведения духовной и материальной культуры (книги, живопись, декоративно-прикладное искусство и др.).

Сенсорное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Специфика задач, содержания, методов сенсорного воспитания.Значение сенсорной культуры для интеллектуального развития ребенка. Сенсорное воспитание в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори. Особенности системы сенсорного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др.).

Задачи сенсорного воспитания: формирование у детей перцептивных действий, системы сенсорных эталонов, умение их самостоятельно применять в познавательной деятельности, усвоение обобщенного способа восприятия различных видов объектов.

Содержание сенсорного воспитания на разных возрастных этапах развития ребенка. Этапы и методы сенсорного воспитания детей. Игры и игровые упражнения. Роль слова в сенсорном развитии детей, в приобщении их к сенсорной культуре.

Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.

Основные подходы к изучению умственной активности в психолого-педагогической литературе (Н. Н. Поддьяков, Е. И. Корзакова и др.). Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников (обучающее воздействие взрослых, организация познавательной и поисковой деятельности и др.). Основные методы и приемы формирования умственной активности у дошкольников (дидактические игры, игры-головоломки, моделирование, опыты, проблемные и поисковые ситуации и др.) Роль различных видов деятельности в формировании умственной активности у детей. Вопросы детей как показатель их умственной активности.

Дидактика как особая отрасль педагогической науки. Дидактика детского сада. Разработка вопросов теории дошкольного обучения в зарубежной и русской педагогике (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др.). Вклад Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и др. в разрботку теоретических основ дошкольного обучения. Современные проблемы дошкольного обучения (С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, Е. В. Субботский, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.).

Содержание современного дошкольного обучения. Целенаправленность обучения, его программность. Принципы построения современных программ обучения длядошкольников (энциклопедичность знаний, их ограничение как условие формирования представлений дошкольников об окружающем мире, экологизация, теоретизация, интеграция содержания обучения).

Сущность процесса обучения в условиях ДОУ. Сущность дошкольного обучения. Компоненты процесса обучения (деятельность педагога, деятельность ребенка, научение). Характеристика учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Особенности учебной деятельности дошкольника (А. П. Усова), педагогические условия ее формирования. Деятельность педагога в процессе обучения. Дидактические принципы обучения и специфика их использования в дошкольном обучении. Типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное, технология их осуществления. Методы и приемы обучения: наглядные (наблюдение, демонстрация, показ действий, показ образца и др.); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, вопросы, пояснения, указания, объяснение, педагогическая оценка); практические (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование); игровые (дидактическая игра, воображаемая ситуация, загадывание загадок, элементы соревнования и т. д.). Сочетание методов, их выборс учетом возрастных особенностей дошкольников и содержания образования.

Организация обучения в ДОУ. Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные. Занятие как форма обучения дошкольников. Структура занятия, особенности руководства каждой структурной частью занятия. Виды занятий в зависимости от дидактических задач, содержание. Сочетание разных типов занятий. Понятие о режиме занятий. Планирование занятий. Экскурсия как особая форма организации обучения, ее характеристика, воспитательно-образовательное значение. Структура экскурсий. Условия, обеспечивающие успешность экскурсий. Особенности подготовительной и послеэкскурсионной работы с детьми. Особенности содержания, организации и методики проведения занятий в группах детей раннего возраста. Прямое и опосредованное руководство познавательной деятельностью детей. Репродуктивные, продуктивные, поисковые и творческие задания, их сочетание.

Обучение детей вне занятий. Осуществление индивидуальной и дифференцированной образовательной работы с детьми. Современные поиски новых форм организации обучения на занятиях и вне их с целью максимального учета интересов, способностей и возможностей каждого ребенка.

Основные модели организации взаимодействия педагога и детей в образовательном процессе ДОУ.

Стили взаимодействия педагога и детей: авторитарный, демократический, либеральный, которые формируют модели процесса обучения (учебно-дисциплинарную и личностно-ориентировочную).

Гуманизация педагогического процесса в ДОУ: изменение форм общения; установление доверительных партнерских отношений взрослых и детей; изменение формы и содержания обучающих занятий; насыщение жизни детей лучшими произведениями классического и современного искусства; изменение организации предметной среды и жизненного пространства в ДОУ; обеспечение свободной самостоятельной деятельности и творчества детей. Модели построения педагогического процесса: учебная, комплексно-тематическая; предметно-средовая. Выделение структурных составляющих педагогического процесса на основе типов взаимодействия взрослого с детьми: 1) позиция «учителя» (постановка задач, определение способов и средств их решения, оценка действий); 2) позиция включенного в деятельность равного партнера (совместная взросло-детская деятельность); 3) позиция создателя окружающей развивающей среды предметного мира ребенка; свободная самостоятельная деятельность детей.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Современные требования к нему.

Теоретические основы нравственного воспитания. Нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности. Цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Механизм нравственного воспитания. Задачи нравственного воспитания: формирование механизма нравственного воспитания (представления, отношение, навыки, способы, поступки, поведение); формирование моральных ценностей, принятых в конкретном обществе и конкретном историческом периоде. Содержание нравственного воспитания: воспитание гуманизма, коллективизма, начал гражданственности и патриотизма, трудолюбия. Личностная ориентированность содержания нравственного воспитания.

Средства и методы нравственного воспитания. Использование средств народной педагогики. Ценность практических методов в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Принципы отбора методов, их соответствие цели и задачам воспитания.

Исследование проблемы нравственного воспитания дошкольников (С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, С. Г. Якобсон, Т. И. Пониманская, В. А. Елисеева и др.). Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Основные понятия: патриотизм, толерантность.

Воспитание у детей любви к родине. Своеобразие проявления чувства любви к Родине у дошкольников, его постепенное осознание и углубление. Задачи патриотического воспитания дошкольников: воспитание любви к матери, родным и близким, привязанности к родному дому, детскому саду, селу, городу, воспитание бережного отношения к родной природе, уважения к человеку-труженику, воинам-защитникам Родины, к государственной символике, любви к родному народу и толерантного отношения к людям других национальностей. Современные проблемы патриотического воспитания. Средства воспитания у детей любви к Родине: наблюдение позитивных явлений в окружающей действительности, участие детей в общенародных праздниках, устное народное творчество, художественная литература, искусство, музыка.

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного воспитания. Задачи трудового воспитания дошкольников: формирование предпосылок трудовой деятельности (практических умений и навыков, организация деятельности планирования, контроля, оценки, целеполагания); воспитание уважения к труду людей, результатам труда, человеку-труженику; воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, самостоятельности и др.; воспитание положительных взаимоотношений между детьми и т. д.

Виды труда дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, умственный труд. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда детей в разных возрастных группах. Методика руководства трудом детей в детском саду.

Средства трудового воспитания: собственная трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова), художественные средства.

Формы организации труда в ДОУ: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. Характеристика каждой формы трудовой деятельности. Своеобразие использования их в разных возрастных группах. Условия воспитания дошкольников в труде: создание эмоционально-положительной атмосферы, организация материальной среды и оборудования, соблюдение гигиенических требований к оборудованию и организации труда. Методы воспитания в труде самостоятельности, трудолюбия, коллективизма, ответственности, самоконтроля и самооценки. Современные исследования трудового воспитания (А. Д. Шатова, В. А. Петровский и др.). Предпосылки экономического воспитания: бережное отношение к результатам своего и чужого труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде и др.

Становление трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Своеобразие труда детей, его воспитательное значение. Средства трудового воспитания. Труд как деятельность. Компоненты трудовой деятельности (мотив, цель, процесс, трудовые действия, результат). Специфика труда дошкольников. Роль взрослого в становлении трудовой деятельности детей. Трудовая деятельность как одно из важных средств трудового воспитания. Формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых и возможностях дошкольников. Методы поддержания интереса к овладению трудовыми навыками. Развитие стремления к получению качественного результата. Трудовая деятельность как средство развития воли, творческого начала, ответственности и др. Индивидуальный подход к детям при организации трудовой деятельности, учет уровня развития трудовых навыков, интереса к разным видам труда, совместимости с партнерами по труду и др. Средства трудового воспитания. Трудовая деятельность и здоровье дошкольников.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Система эстетического воспитания в детском саду (В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова и др.); принципы эстетического воспитания; единство эстетического и этического; ведущая роль воспитания и обучения; комплексное использование разных видов деятельности; обеспечение эстетики быта и жизни; активное включение в творческую деятельность.

Задачи эстетического воспитания: развитие восприятия прекрасного, эстетических чувств и представлений; приобщение к художественной творческой деятельности; развитие творческих способностей. Средства эстетического воспитания детей: игра и игрушка, произведения музыкального и изобразительного искусства, фольклор, декоративно-прикладное искусство, природа, труд, самостоятельная художественная деятельность, праздники и др. Методы эстетического воспитания: слушание музыки, рассматривание картин, создание проблемных ситуаций, методы убеждения, упражнения и др. Комплексное использование разнообразных средств и методов эстетического воспитания. Виды детской художественной деятельности (слушание сказки, словотворчество, изобразительная, оформительская, музыкальнаядеятельность). Необходимость создания педагогических условий для свободных проявлений интересов детей.

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста и средство их всестороннего развития. Теория игры. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Значение игр для развития ребенка. Место ребенка в игре как творца и субъекта его собственной деятельности. Игра как средство формирования взаимоотношений детей. Игра – специфическая форма деятельности дошкольников. Происхождение игры в истории общества, связь ее с трудом и искусством (Г. В. Плеханов). Игра как способ отражения жизни (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др.) Игра как целенаправленная творческая деятельность, связанная с трудом (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др.) Условия для возникновения игровой деятельности. Общение со взрослым и действия с предметами, их пропедевтическая функция для появления игры. Исследование игры в современной педагогике (Л. В. Артемова, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко и др.) Народные игры как средство воспитания детей.

Многообразие детских игр, их классификация (Ф. Фребель, К. Гросс, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская и др.). Своеобразие использования каждого вида игр в педагогическом процессе ДОУ. Связь игры с другими видами деятельности. Структура игры: наличие цели, мотивов, средств реализации, действий, результата. Новая классификация детских игр (С. Л. Новоселова): игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры; обучающие и досуговые игры, народные.

Творческие игры дошкольников в системе игр. Специфика педагогического руководства творческими играми детей в различные возрастные периоды. Особенности творческой игры, ее разновидности (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная). Основные факторы возникновения творческих игр: стремление к активности, самостоятельности, подражание, удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений, свободному взаимодействию в детском коллективе. Возникновение и развитие игры в раннем и дошкольном возрасте. Прямые и косвенные методы и приемы руководства играми детей. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: тема, сюжет, роль, игровая ситуация, игровые действия. Мотивы выбора игры, их изменение с возрастом и развитием ребенка. Решение задач всестороннего развития личности. Игровые и реальные взаимоотношения детей в игре. Режиссерские, театрализованные игры: общее и различное. Важность для развития мышления, речи, нравственного, эстетического развития. Строительно-конструктвные игры: особенности и структура, содержание. (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева и др.) Пути обогащения творческих игр: наблюдение, чтение книги, показ картин, диафильмов и др.

Дидактическая игра как средство воспитания и форма обучения. Исследование дидактических игр в педагогике (Е. И. Тихеева, В. Н. Аванесова, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, А. К. Бондаренко и др.) Виды дидактических игр: в зависимости от задач воспитания (сенсорные, развитие движений и др.); от материала (игры с предметами, настолько печатные); словесные игры. Структура игр. Народные дидактические игры.

Методика организации и проведения дидактических игр. Приемы руководства.Создание интереса к задачам и правилам игры, четкое объяснение и контроль за выполнением.

Воспитание у ребенка в ходе игры интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств.

История игрушки как предмета искусства и средства воспитания. Отражение в игрушке жизни общества, целей воспитания. Народная игрушка, ее художественные и педагогические достоинства. Значение игрушки для удовлетворения потребности ребенка в игре, для осуществления замысла. Образовательная и воспитательная ценность игрушки (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Флерина).

Педагогический процесс в дошкольном учреждении. Организация целостного педагогического процесса в ДОУ. Планирование и учет педагогической работы. Понятие о педагогическом процессе. Принципы построения педагогическогопроцесса в дошкольном учреждении: единство решения воспитательных и образовательныхзадач; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; естественность, непринужденность, комфортность обстановки; взаимосвязь разных видов деятельности; сочетание различных форм организации детей. Роль взрослого в педагогическом процессе детского сада.

Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах. Зависимость характера организации педагогического процесса от вида дошкольного учреждения, ведущей программы. Обоснование необходимости планирования воспитательно-образовательной работы и анализа ее результатов. Тенденции в подходах и планированию на современном этапе. Формы планирования. Годовое планирование, его структура и содержание. Перспективное и календарное планирование.

Детский сад и школа. Преемственность в работе детского сада и школы как обеспечение непрерывности воспитательно-образовательного процесса, способствующего развитию личности ребенка. Линии преемственности: образовательные (содержание, методы, формы организации обучения); воспитательные (развитие эмоциональной сферы, развитие познавательных способностей, физическое, нравственное развитие). Роль детского сада как связующего звена между семьей и школой. Формы связи детского сада и школы. Цель, задачи и вариативные модели предшкольного образования.

Детский сад и семья. Современные тенденции во взаимодействии ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Взаимосвязь семьи и детского сада как условие поступательного развития ребенка.

Характеристика разных форм сотрудничества детского сада с семьей. Поиски новых форм сотрудничества.

Взаимодействие семьи и детского сада, культурно-просветительских учреждений как условие успешного развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

 



2015-12-13 2105 Обсуждений (0)
Раздел 2. Дошкольная педагогика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Дошкольная педагогика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2105)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)