Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения
Самостоятельная работа по дисциплине Теоретическая педагогика Тема 1. Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории 1. Почему, по мысли К.Д. Ушинского, «воспитание имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически»? 2. Если педагогика - это наука, почему нельзя выделить её законов, а только закономерности? 3. Только 30% понятий категориального аппарата педагогики являются её собственными, все остальные заимствованы у других наук. Значит,педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке должна стоять на последнем месте как абсолютно зависимая. Это так? Вы согласны с этим утверждением? 4. Влияет ли методология педагогической науки на практическую деятельность педагогов? Если да, то как? Приведите пример. 5. Есть такая отрасль педагогики – андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по Вашему мнению, принципиальное отличие в обучении и воспитании детей и взрослых? 6.Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния. 7. Как известно, педагогика как наука входит в систему антропологических наук. В связи с этим, она связана с такими науками, как: философия, психология, физиология, медицина, анатомия, политология, экономика, антропология, социология, биология и др. Проиллюстрируйте на конкретных примерах связь педагогики с этими науками. 8. Сформулируйте основную идею данного текста: «В принципе педагогика - это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку "поднять" его душу, чтобы человек "выпрямился". И пусть душа - это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке... то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия - "аура", "карма" и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало - мы в ответе за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой. В ВЕЛИКОдушного человека. (Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М., 1996. – С.8) 9. Постройте доказательства, подтверждающие / опровергающие высказывания: «Педагогика — это и наука, и искусство», «Педагогика — свод правил о воспитании». Помните, что в структуру доказательства входят следующие основные элементы: 1) тезис - доказываемое положение, 2) аргументы (основания) - утверждения, при помощи которых обосновывается истинность тезиса, 3) демонстрация (форма) - логическая связь тезиса с аргументами. 10. Молодой учитель пришел работать в школу. Его назначили классным руководителем 5 класса. Необходимо изучать детей. Учитель решил пойти с ребятами в воскресный день в семикилометровый поход в лес. Рюкзаки, ведра, кастрюли, палатки… Уставшие, но радостные возвратились ребята домой. Многое узнал о своих воспитанниках и молодой педагог. Какие методы педагогического исследования мог применить учитель? 11. В следующем определении допущено три ошибки. Найдите ёе и исправьте их. Обоснуйте свой ответ. «Образование - это результат усвоения учащимися системы профессиональных знаний, умений и навыков; условие подготовки человека к жизни, труду. Главный путь получения образования - самообразование».
Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения 1. Подумайте над следующими проблемными вопросами и дайте обоснованный ответ: а) Образование – это то, что остаётся, когда всё, чему учили, основательно забыто. А что остаётся? б) Что для вас гуманизация образования – человеческое отношение к ученику? Отказ от прямого воздействия на человека? Стимулирование собственной активности ученика? Или что-то другое? в) Вот уже десятки лет идут в разговоры о необходимости гуманизации образования, формулируются новые концепции обучения, разрабатываются новые образовательные технологии, но уровень жестокости в школе только растет. В чем причина этого? Каков выход из такой ситуации? Можно ли сказать, что в современных условиях школа не может создать гуманный процесс обучения? Есть ли вина учеников в этом? г) Можно ли говорить об образовании как ценности государственной, если учесть, что необразованным народом проще управлять? Почему образование ценно для государства? д) Подлинная ценность - это то, что важно для меня или то, что нужно всем? е) Процесс обучения – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» Но как быть, если цели учителя и учеников не совпадают? ж) Отразится ли на процессе и результате обучения, если для ученика образование не является ценностью? з) А для вас образование ценность? В чем лично для вас проявляется ценностное отношение к образованию? 2.Какова основная мысль автора текста? «Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается. Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений... Известны многочисленные факты значительной малоуспешности в школах выдающихся позднее деятелей в науке, искусстве и практической деятельности, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их выдающихся способностей. Следовательно, все школьное учение по своему влиянию на формировку таких личностей равнялась почти нулю, такие личности почти всем обязаны лишь себе, а не школе... Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С. 351-355. 3. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках различных видов обучения.
4. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу:
5. К какому виду обучения относятся слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»? 6. Говорят: «Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться». Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Что значит для ребенка – помочь ему научиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей – научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2495)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |