Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебник развивающего обучения: каков он?



2015-12-13 966 Обсуждений (0)
Учебник развивающего обучения: каков он? 0.00 из 5.00 0 оценок




Группа российских ученых под руководством Э.Г. Гельфман уже более 20 лет работает над созданием и внедрением в школьную практику образовательного про­екта "Математика. Психология. Интеллект" (МПИ). Цель, ради которой работают авто­ры проекта МПИ, развитие интеллектуаль­ных возможностей каждого ребенка, имен­ного каждого, конкретного, живого ребенка с его непредсказуемостью и уникальностью.

Разрабатывая пути достижения этой цели, авторы проекта строят свою психоло­гически ориентированную модель обога­щающую модель обучения. Она призвана дать ребенку не только право, но и возмож­ность полноценного человеческого развития в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психических ресурсов.

Основные идеи авторов проекта МПИ ре­ализованы в книгах по математике для де­тей 10-15 лет.

В МПИ-серию входит ряд книг: 1. Де­сятичные дроби в Муми-доме. 2. Натураль­ные числа и десятичные дроби. Практикум. 3. Положительные и отрицательные числа в театре Буратино. 4. Дело о делимости. 5. Про Ивана-Царевича, Елену Прекрасную и рациональные числа. 6. Знакомимся с ал­геброй. 7.Тождества сокращенного умноже­ния. 8. Алгебраические дроби. 9. Книга о кор­нях. 10. Квадратные уравнения. 11. Нера­венства. 12. Сказка о спящей красавице, или Функция. 13. Системы уравнений. 14. Квад­ратичная функция. 15. Последовательности. 16. Геометрия для младших школьников (в трех частях). 17. Психологические механиз­мы развития интеллекта. 18. Психологичес­кий практикум. 19. Дидактика математики.

Учителя оценивают серию книг МПИ по-разному: одниих с удовольствием прини­мают и с увлечением используют в своей работе, другие осторожно "поглядывают" на них "издали" и извлекают из них то одну, то другую учебную задачу, проблемную си­туацию и т.д., но использовать МПИ-учебники в полной мере не решаются, третьи с чрезмерной долей агрессии их отвергают, отмечая все-таки "некоторую привлекатель­ность комплексов-заданий". Единственной оценки, которой книги МПИ не получают ни­когда это оценки равнодушной. Что же отличает учебные книги серии МПИ от тра­диционных школьных учебников? Попробу­ем ответить на этот вопрос.

В традиционном обучении содержание школьного учебника выступает в качестве проекции содержания соответствующей на­уки в ее преломлении через доминирующие культурные Ценности. Сам учебник при та­ком подходе может быть сделан по типу справочника, сборника задач, хрестоматии по основам наук.

Авторы проекта МПИ разделяют точ­ку зрения тех ученых, которые считают, что нужны школьные учебники принци­пиально нового типа – нужны учебники, способные выполнять роль интеллекту­ального самоучителя.Но для этого необ­ходимо изменить принципы конструирова­ния учебного текста. В частности, подобно­го рода учебник по своему содержанию и форме должен быть проекцией уже не толь­ко научного знания, но и основных психоло­гических линий интеллектуального развития детей, в том числе линий, связанных с уче­том особенностей состава и строения мен­тального (умственного)опыта ребенка.

Перечислим общие требования к пси­хологической основе конструирования учебных текстов,которые в связи со ска­занным выше учитывались при создании се­рии "Математика. Психология. Интеллект":

1. Содержаниеучебного текста является психологически многоуровневым, поскольку отдельные его "дозы" обращены к разным компонентам ментального опыта ребенка. В частности, текст учебных пособий организо­ван так, что в нем представлены аналитико-логическая, визуальная, практическая, алго­ритмическая, "невозможная" линии ведения учебного материала, заложены основы для формирования основных компонентов метакогнитивного опыта, активизации интенционального опыта и т.д.

2. Учебный текстпредставлен либо в форме сюжетной исто­рии (5-6 классы), либо с использованием эле­ментов интеллектуальной игры в виде мыс­ленного эксперимента, самостоятельного ис­следования, моделирования и т.д. (7-9 клас­сы). Дело в том, что учебник сможет быть самоучителем при условии максимальной вовлеченности ребенка в работу с текстом.

3. Обучающие заданияхарактеризуются: наличиемопределенного психологического адресата (одни из них развивают компонен­ты понятийного мышления, другие – метакогнитивные навыки и т.д.); отсутствием жесткого давления условий и требований; многовариантностьюисходных данных и путей их рассмотрения; ориентациейребен­ка на анализ решений посредством уточня­ющих, проблемных вопросов; погружен­ностьюв реальные жизненные впечатления и т.д.

4. Основная частьучебных текстов организована в виде прямых и косвенных ди­алогов (общаются между собой герои книг, через текст идут постоянные обращения к ребенку-читателю и т.д.).

Более детальные изменения в конструк­ции учебного текста связаны с реализацией ряда дополнительных требований к органи­зации учебной информации, среди которых мы в качестве важнейших выделили бы сле­дующие:

I. Учет психологических особен­ностей процесса образования понятий.

II. Создание условий для становления ба­зовых интеллектуальных качеств личнос­ти.



2015-12-13 966 Обсуждений (0)
Учебник развивающего обучения: каков он? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебник развивающего обучения: каков он?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (966)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)