Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие основы педагогики



2015-12-13 432 Обсуждений (0)
Общие основы педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок




Название от педос – ребенок и ойгос – вести. Всякий человек приобретает определенные знания в педагогике. Народная педагогика возникла как ответ на социальную потребность в воспитании и не может заменить педагогику как науку. Основателем научно йпедагогики был К. Д. Ушинский, который заложил основу русской народной педагогики, и связал практику народной педагогики и теорию.

Сейчас педагогика – относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Объектом педагогики являются явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида, в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Таким образом, педагогика сегодня представляет собой науку, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации, формы и методы совершенствования педагогической деятельности.

 

Образование.

Под образованием мы понимаем единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированной на некоторые идеальные образы, исторически обусловленный и закрепленный в сознании социальный эталон. Советская школа старалась воспитать всесторонне и гармонически развитую личность.

Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями ,умениями ,навыками, нормами поведения, содержание которых определяется уровнем развития общества.

Основным законом в области образования является ФЗ «об образовании» принятый в 1992 году.

Система образования в РФ сложилась из следующих компонентов:

1) Образовательных программ

2) Образовательных учреждений

3) Органов управления в сфере образования

4) Общественных и государственно-общественных объединений и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области образования.

Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Программы бывают общеобразовательными (школьными) и профессиональными (начальными, средними и высшими). Все программы имеют основную и дополнительную части.

В РФ образовательные учреждения бывают:

1) Дошколные.

2) Начального общего, основного общего, среднего полного образования

3) Начального специального (училище), среднего (техникум), высшего (Университет) образования.

4) Послевузовского образования

5) Учреждения дополнительного образования взрослых и детей.

6) Учебные заведения для детей с отклонениями в развитии.

7) Учреждения для детей-сирот, детей без попечения родителей.

8) Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения делятся на бюджетные, автономные и казенные. Бюджетные учреждения финансируются на основе государственного задания в форме субсидий и могут заключать крупные сделки могут только с согласия учредителя – государства или региональных властей и не могут распоряжаться своим имуществом. Автономные учреждения, согласно закону, избавлены от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, и распоряжается всем своим имуществом, но и государство не несет за такое учреждение ответственности. Казенные учреждения - государственные или муниципальные учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы в бюджет (спецшколы и исправительные колонии).

Органы управления образованием – федеральные органы государственной власти (МинОбрНауки), органы государственной власти в субъектах РФ, органы местного самоуправления в муниципальных районах.

В 2003 году Россия присоединилась к болонской системе (бакалавр – 4 года, магистр – 6 лет, доктор – 8-9 лет обучения; система зачетных (кредитных) единиц; европейское приложение к диплому; транснациональное образование).

Педагогический процесс

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Целостный педагогический процесс – ЦПП – интеграция процесса обучения и процесса воспитания.

Цель образования должна учитывать потребности общества и потребности личности. Если они совпадают, то получается результат. Цель в педагогическом процессе разделяется на задачи – образовательную, воспитательную и развивающуюся.

Содержание образования – знания, умения и навыки по каждой учебной дисциплине.

Формы обучения –

Методы обучения – формы взаимодействия педагога и воспитанника. Может происходить в форме монолога, со стороны учителя или ученика, либо диалога.

Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. ПВ представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является обучение и воспитание. От них зависят внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в субъектах, коими являются педагоги и воспитанники. Отсюда воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации цели образования в условиях педагогического процесса. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Обучение является составной частью воспитания и отличается от воспитания степенью регламентированности педагогического процесса, нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического характера. Таким образом, процессы обучения и воспитания обуславливают качественную характеристику образования, то есть результаты педагогического процесса.

Закономерности и принципы педагогического процесса.

В закономерностях отражаются объективные, необходимые и повторяющиеся связи.

1) Эффективность педагогического процесса зависит от тех условий, в которых он протекает.

2) Содержание, формы и методы педагогического процесса должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников.

3) Содержание воспитательно-образовательного процесса обусловлено поставленными задачами.

И так далее.

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, в конечно итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

1) Принципы организации педагогического процесса (ПП)

a. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Этот принцип выражает необходимость сочетать цели общества и личности.

b. Принцип связи с жизнью и производственной практикой. Предполагается, что все содержание образования должно соотноситься с жизнью.

c. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Предполагается вовлечение воспитанников в посильную трудовую деятельность.

d. Принцип научности. Является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники.

e. Принцип ориентированности на формирование единства знаний и умений, сознания и поведения.

f. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Данный принцип также предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

g. Принцип преемственности, последовательности и систематичности. Принцип направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

h. Принцип наглядности. «Золотое правило дидактики» - к обучению необходимо привлекать все органы чувств (иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, использование ярких примеров из жизни).

i. Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего, обучения и воспитания. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений и своей деятельности.

2) Принципы руководства деятельностью воспитанников.

a. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Школьные и студенческие советы, клубы и так далее.

b. Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Принцип отражает активную роль воспитанников в педагогическом процессе.

c. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. В этом случае требовательность является своеобразной мерой уважения к личности.

d. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные его стороны.

e. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности.

f. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Этот принцип сформулировал Макаренко. Есть три уровня развития коллектива. Первый уровень – первые три месяца на 1 курсе, требования задает педагог. Второй уровень – параллельное действие старосты и преподавателя. Третий уровень – самоорганизация коллектива.

g. Принцип доступности и посильности в обучении и воспитании. При предъявлении недоступного в усвоении материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность и быстро наступает утомление. С другой стороны, чрезмерное упрощение материала также снижает интерес к учебе ,не способствует формированию учебных навыков и не содействует развитию учащихся.

h. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации деятельности.

i. Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Реализация этого принципа связывается с деятельностью памяти и прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

16.03.2012

Обучение

Предмет и объект изучения дидактики.
Современные дидактические концепции

Дидактика – термин был введен в 1613 году в Германии, означает «изучающий». Дидактика представляет собой искусство обучения и воспитания всех всему. Это искусство – необходимое условие «формирования нравов в направлении всесторонней моральности. Такая трактовка сохранялась до XIX столетия, Иоганн Гербард (1776-1841) разработал теоретические основы дидактики и выделил основную задачу дидактики как анализ действий учителя при ознакомлении учащихся с новым материалом. Джон Дьюи в своих работах критиковал теорию Гербарда и ставил основной задачей дидактики анализ действий не учителя, а ученика.

Отечественная дидактика в 20-е годы развивала идеи экспериментальной педагогики, что способствовало становлению педологии – науки о детях. Они предлагают такую организацию учебной деятельности, в центре которой находится ребенок и особенности его личности. В 1930 году научные разработки в этом направлении были прерваны, но в 50-х годах исследования были продолжены.

В настоящее время дидактика – наука об образовании и обучении, их закономерностях, принципах, формах и методах организации. Объектом дидактики становится целенаправленная деятельность учителя, ориентированная на развитие личности ученика в соответствии с социально принятыми нормами и идеалами. Предметом дидактики выдвигается преподавание со стороны преподавателя и учение со стороны ученика как планомерно организуемый систематический процесс, реализуемый как в учебном заведении, так и за его пределами.

Выделены четыре дидактические концепции:

1) Традиционная, ее основатель – Иоганн Гербард. Воспитание ведется для воспитания характера, для чего необходимо руководство учителя. Гербард вводит понятие «воспитывающее обучение». Именно оно передает учащимся знания, объединяет эти знания и связывает их с развитием чувств и воли. Одна из важнейших задач образования состоит в возбуждении многостороннего интереса путем изучения различных предметов. Особое внимание Гербард уделял истории, математику он считал «гимнастикой для ума». «То, что изучается с удовольствием – изучается скоро и основательно». Была разработана теория ступеней обучения – созданы 4 ступени обучения:

a. Ясность или углубления в состояние покоя. Изложение материала.

b. Ассоциация, когда новый материал вступает в связь с уже имеющимся. Беседа, построенная по методике вопрос-ответ.

c. Система или осознание в состоянии покоя. Формулировка вывода.

d. Сознание в состоянии движения, когда новые знания применяются на практике.

2) Прогрессивистская концепция, ее основатель – джон Дьюи.

  Традиционная концепция Прогрессивистская концепция.
Интересы школы Анализирует деятельность только учителя Самостоятельная работа учащихся
Объект Учитель Ученик
Методы обучения Книжная учеба Естественный метод, когда ученик непосредственно контактирует с изучаемым объектом.
Содержание материала Производится деление материала на предметы Целостное обучение с выделением научных областей или направлений

Учительская роль ограничивается обозначением практических заданий для ученика

3) Концепция развивающего обучения. В основе лежат разработки Л. С. Выгодского. Обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка. Развитие предполагает сотрудничество, то есть предполагается организация совместного поиска решений. В последствии эти наработки развивали Эльхонин и Давыдов. Ими был организован эксперимент – они организовывали дискуссионные формы работы, при этом учащиеся сами изучали предмет. В отличие от традиционной системы в основу изучения была положена система научных понятий. Л. В. Замков предложил целенаправленную работу на развитие личности, ума, воли и чувств. Он предложил ведущую роль отдать теоретическим знаниям, изучение должно происходить быстрым темпом на высоком уровне трудности.

4) Личностно ориентированное обучение. Эта концепция зародилась в 80-е – 90-е годы, ее представителем является И. С. Якиманская. Роль учителя не в передаче суммы знаний, а в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующие технологии обучения.

Понятие и сущность содержания образования

Существует два подхода к образованию – знание ориентированный и личностно ориентированный (смотри Википедию).

Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению, сохранению и развитию материальной и духовной культуры в обществе.

Содержание образования определяется целями и задачами образования.

Теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII-начале XIX века и получили названия

1) Материальная теория содержания образования (дидактический материализм, энциклопедизм). Цель образования – передача учащимся большого объема знаний из различных областей науки.

2) Формальная теория содержания образования (дидактический формализм). Цель образования – развитие способностей и познавательный интерес учащихся. При отборе содержания образования руководствуются развивающей ценностью учебных предметов – математика и языки, особенно классические. Эту теорию разделяли Бесталоцци и Джон Локк.

Обе эти теории были подвергнуты научной критике Ушинским. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человек, обогащать его знаниями и приучать пользоваться ими. Он заложил основы единства обоих теорий.

Существует также теория дидактического прагматизма, ее представителем был Дьюи. Источник содержания образования заключен в общественной и индивидуальной деятельности ученика.

Документы, регламентирующие содержание образования:

1) Стандарт образования. Под стандартом образования понимается система основных параметров, понимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающие общественный идеал и учитывающие возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В стандарте общего среднего образования выделяют три компонента:

a. Обязательный федеральный компонент.

b. Национально-региональный компонент.

c. Школьный компонент, отражающий специфику отдельно го учебного заведения.

Стандарт образования отражается в учебных планах. Нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, порядок и последовательность их изучения, недельное и годовое количество учебных часов, отводимых для изучения каждого предмета.

2) Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей, с указанием изучения последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

3) Учебная литература.

 

Основные модели организации обучения

В педагогике сложились три основных формы обучения:

1) Индивидуальное обучение. Это первая сложившаяся форма обучения. Ее главное достоинство – позволяет максимально индивидуализировать содержание, методы и темп учебной деятельности, контролировать усвоение ребенком учебного материала. В эпоху средневековья наиболее распространенной становится индивидуально-групповая форма обучения, в силу того, что уровень подготовки и способности у всех учеников были разными ,то педагог работал с каждым учеником отдельно. В XVI

2) Классно-урочная система – появляется в XVI веке, ее обосновал Ян Амос Каменский. Ее отличительные характеристики:

a. Учащиеся одного возраста и уровня подготовленности составляют единую группу (класс)

b. Класс работает по годовому плану и программе, занятия проводятся строго по расписанию, единицей занятий является урок, урок посвящен изучению только одного учебного предмета, работой на уроках руководит учитель.

Альтернативами ее были:

a. Сложившаяся в Англии Белль-Ланкастерская система. Ее сущность: учитель находился с учащимися разного возраста и уровня подготовки в одном зале – более 600 человек. У Учителя учились наиболее старшие, которые, в свою очередь, учили более младших.

b. В начале XX века в США была разработана система индивидуализированного обучения, названная Дальтон-Ламм. Учащиеся получали письменные задания и после консультации с учителем работали индивидуально.

c. В 20-е годы в СССР сложилась бригадно-лабораторная форма обучения, полностью вытеснившая уроки. Эта форма предполагала сочетание коллективной и бригадной работы. Учитель только давал задания.

Достоинства классно-урочной системы Недостатки классно-урочной системы.
Равномерное прохождение учебного материала. Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Четкая организация работы (связь учебной и внеучебной работы). Ориентация учителя на средний уровень подготовки ученика.
Планомерно осуществляется руководство учителя образованием, воспитанием и развитием всех учеников. Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения материала.
Производится чередование труда и отдыха. Усредненный темп работы.
Появляется взаимодействие учителя с учениками и ученика с коллективом.  

Урок – динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителе и учащихся с учетом особенностей каждого из школьников, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, систематически применяемая в одинаковые отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Сегодня есть уроки ознакомления с новым материалом, урок закрепления знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, обобщающий урок, контрольный урок, смешанные уроки (решается несколько задач).

Дополнительными формами обучения являются: школьная лекция, семинар, практикум ,экскурсия, консультация, домашние задания, учебные конференции.

Вспомогательные формы обучения: факультатив, кружок.

3) Лекционно-семинарская система. Она зародилась в университетах, в чистом варианте используется только при профессиональной подготовке.

Основные формы обучения – семинары, лекции, практикумы, лабораторные занятия.

В 60-е годы XX века профессор Ллойд Крамп пришел к выводу, что занятия с большой группой студентов – 100-150 человек должны занимать 40% времени, занятия с группой в 10-15 человек – 20% времени, индивидуальная работа студентов – 40% времени.

 

20.03.2012



2015-12-13 432 Обсуждений (0)
Общие основы педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие основы педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)