Общие основы педагогики
Название от педос – ребенок и ойгос – вести. Всякий человек приобретает определенные знания в педагогике. Народная педагогика возникла как ответ на социальную потребность в воспитании и не может заменить педагогику как науку. Основателем научно йпедагогики был К. Д. Ушинский, который заложил основу русской народной педагогики, и связал практику народной педагогики и теорию. Сейчас педагогика – относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Объектом педагогики являются явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида, в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Таким образом, педагогика сегодня представляет собой науку, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации, формы и методы совершенствования педагогической деятельности.
Образование. Под образованием мы понимаем единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированной на некоторые идеальные образы, исторически обусловленный и закрепленный в сознании социальный эталон. Советская школа старалась воспитать всесторонне и гармонически развитую личность. Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями ,умениями ,навыками, нормами поведения, содержание которых определяется уровнем развития общества. Основным законом в области образования является ФЗ «об образовании» принятый в 1992 году. Система образования в РФ сложилась из следующих компонентов: 1) Образовательных программ 2) Образовательных учреждений 3) Органов управления в сфере образования 4) Общественных и государственно-общественных объединений и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области образования. Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Программы бывают общеобразовательными (школьными) и профессиональными (начальными, средними и высшими). Все программы имеют основную и дополнительную части. В РФ образовательные учреждения бывают: 1) Дошколные. 2) Начального общего, основного общего, среднего полного образования 3) Начального специального (училище), среднего (техникум), высшего (Университет) образования. 4) Послевузовского образования 5) Учреждения дополнительного образования взрослых и детей. 6) Учебные заведения для детей с отклонениями в развитии. 7) Учреждения для детей-сирот, детей без попечения родителей. 8) Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Образовательные учреждения делятся на бюджетные, автономные и казенные. Бюджетные учреждения финансируются на основе государственного задания в форме субсидий и могут заключать крупные сделки могут только с согласия учредителя – государства или региональных властей и не могут распоряжаться своим имуществом. Автономные учреждения, согласно закону, избавлены от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, и распоряжается всем своим имуществом, но и государство не несет за такое учреждение ответственности. Казенные учреждения - государственные или муниципальные учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы в бюджет (спецшколы и исправительные колонии). Органы управления образованием – федеральные органы государственной власти (МинОбрНауки), органы государственной власти в субъектах РФ, органы местного самоуправления в муниципальных районах. В 2003 году Россия присоединилась к болонской системе (бакалавр – 4 года, магистр – 6 лет, доктор – 8-9 лет обучения; система зачетных (кредитных) единиц; европейское приложение к диплому; транснациональное образование). Педагогический процесс Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Целостный педагогический процесс – ЦПП – интеграция процесса обучения и процесса воспитания. Цель образования должна учитывать потребности общества и потребности личности. Если они совпадают, то получается результат. Цель в педагогическом процессе разделяется на задачи – образовательную, воспитательную и развивающуюся. Содержание образования – знания, умения и навыки по каждой учебной дисциплине. Формы обучения – Методы обучения – формы взаимодействия педагога и воспитанника. Может происходить в форме монолога, со стороны учителя или ученика, либо диалога. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. ПВ представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является обучение и воспитание. От них зависят внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в субъектах, коими являются педагоги и воспитанники. Отсюда воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации цели образования в условиях педагогического процесса. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Обучение является составной частью воспитания и отличается от воспитания степенью регламентированности педагогического процесса, нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического характера. Таким образом, процессы обучения и воспитания обуславливают качественную характеристику образования, то есть результаты педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. В закономерностях отражаются объективные, необходимые и повторяющиеся связи. 1) Эффективность педагогического процесса зависит от тех условий, в которых он протекает. 2) Содержание, формы и методы педагогического процесса должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников. 3) Содержание воспитательно-образовательного процесса обусловлено поставленными задачами. И так далее. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, в конечно итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. 1) Принципы организации педагогического процесса (ПП) a. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Этот принцип выражает необходимость сочетать цели общества и личности. b. Принцип связи с жизнью и производственной практикой. Предполагается, что все содержание образования должно соотноситься с жизнью. c. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Предполагается вовлечение воспитанников в посильную трудовую деятельность. d. Принцип научности. Является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники. e. Принцип ориентированности на формирование единства знаний и умений, сознания и поведения. f. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Данный принцип также предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. g. Принцип преемственности, последовательности и систематичности. Принцип направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. h. Принцип наглядности. «Золотое правило дидактики» - к обучению необходимо привлекать все органы чувств (иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, использование ярких примеров из жизни). i. Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего, обучения и воспитания. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений и своей деятельности. 2) Принципы руководства деятельностью воспитанников. a. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Школьные и студенческие советы, клубы и так далее. b. Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Принцип отражает активную роль воспитанников в педагогическом процессе. c. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. В этом случае требовательность является своеобразной мерой уважения к личности. d. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные его стороны. e. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности. f. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Этот принцип сформулировал Макаренко. Есть три уровня развития коллектива. Первый уровень – первые три месяца на 1 курсе, требования задает педагог. Второй уровень – параллельное действие старосты и преподавателя. Третий уровень – самоорганизация коллектива. g. Принцип доступности и посильности в обучении и воспитании. При предъявлении недоступного в усвоении материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность и быстро наступает утомление. С другой стороны, чрезмерное упрощение материала также снижает интерес к учебе ,не способствует формированию учебных навыков и не содействует развитию учащихся. h. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации деятельности. i. Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Реализация этого принципа связывается с деятельностью памяти и прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно. 16.03.2012 Обучение Предмет и объект изучения дидактики. Дидактика – термин был введен в 1613 году в Германии, означает «изучающий». Дидактика представляет собой искусство обучения и воспитания всех всему. Это искусство – необходимое условие «формирования нравов в направлении всесторонней моральности. Такая трактовка сохранялась до XIX столетия, Иоганн Гербард (1776-1841) разработал теоретические основы дидактики и выделил основную задачу дидактики как анализ действий учителя при ознакомлении учащихся с новым материалом. Джон Дьюи в своих работах критиковал теорию Гербарда и ставил основной задачей дидактики анализ действий не учителя, а ученика. Отечественная дидактика в 20-е годы развивала идеи экспериментальной педагогики, что способствовало становлению педологии – науки о детях. Они предлагают такую организацию учебной деятельности, в центре которой находится ребенок и особенности его личности. В 1930 году научные разработки в этом направлении были прерваны, но в 50-х годах исследования были продолжены. В настоящее время дидактика – наука об образовании и обучении, их закономерностях, принципах, формах и методах организации. Объектом дидактики становится целенаправленная деятельность учителя, ориентированная на развитие личности ученика в соответствии с социально принятыми нормами и идеалами. Предметом дидактики выдвигается преподавание со стороны преподавателя и учение со стороны ученика как планомерно организуемый систематический процесс, реализуемый как в учебном заведении, так и за его пределами. Выделены четыре дидактические концепции: 1) Традиционная, ее основатель – Иоганн Гербард. Воспитание ведется для воспитания характера, для чего необходимо руководство учителя. Гербард вводит понятие «воспитывающее обучение». Именно оно передает учащимся знания, объединяет эти знания и связывает их с развитием чувств и воли. Одна из важнейших задач образования состоит в возбуждении многостороннего интереса путем изучения различных предметов. Особое внимание Гербард уделял истории, математику он считал «гимнастикой для ума». «То, что изучается с удовольствием – изучается скоро и основательно». Была разработана теория ступеней обучения – созданы 4 ступени обучения: a. Ясность или углубления в состояние покоя. Изложение материала. b. Ассоциация, когда новый материал вступает в связь с уже имеющимся. Беседа, построенная по методике вопрос-ответ. c. Система или осознание в состоянии покоя. Формулировка вывода. d. Сознание в состоянии движения, когда новые знания применяются на практике. 2) Прогрессивистская концепция, ее основатель – джон Дьюи.
Учительская роль ограничивается обозначением практических заданий для ученика 3) Концепция развивающего обучения. В основе лежат разработки Л. С. Выгодского. Обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка. Развитие предполагает сотрудничество, то есть предполагается организация совместного поиска решений. В последствии эти наработки развивали Эльхонин и Давыдов. Ими был организован эксперимент – они организовывали дискуссионные формы работы, при этом учащиеся сами изучали предмет. В отличие от традиционной системы в основу изучения была положена система научных понятий. Л. В. Замков предложил целенаправленную работу на развитие личности, ума, воли и чувств. Он предложил ведущую роль отдать теоретическим знаниям, изучение должно происходить быстрым темпом на высоком уровне трудности. 4) Личностно ориентированное обучение. Эта концепция зародилась в 80-е – 90-е годы, ее представителем является И. С. Якиманская. Роль учителя не в передаче суммы знаний, а в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующие технологии обучения. Понятие и сущность содержания образования Существует два подхода к образованию – знание ориентированный и личностно ориентированный (смотри Википедию). Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению, сохранению и развитию материальной и духовной культуры в обществе. Содержание образования определяется целями и задачами образования. Теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII-начале XIX века и получили названия 1) Материальная теория содержания образования (дидактический материализм, энциклопедизм). Цель образования – передача учащимся большого объема знаний из различных областей науки. 2) Формальная теория содержания образования (дидактический формализм). Цель образования – развитие способностей и познавательный интерес учащихся. При отборе содержания образования руководствуются развивающей ценностью учебных предметов – математика и языки, особенно классические. Эту теорию разделяли Бесталоцци и Джон Локк. Обе эти теории были подвергнуты научной критике Ушинским. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человек, обогащать его знаниями и приучать пользоваться ими. Он заложил основы единства обоих теорий. Существует также теория дидактического прагматизма, ее представителем был Дьюи. Источник содержания образования заключен в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Документы, регламентирующие содержание образования: 1) Стандарт образования. Под стандартом образования понимается система основных параметров, понимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающие общественный идеал и учитывающие возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В стандарте общего среднего образования выделяют три компонента: a. Обязательный федеральный компонент. b. Национально-региональный компонент. c. Школьный компонент, отражающий специфику отдельно го учебного заведения. Стандарт образования отражается в учебных планах. Нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, порядок и последовательность их изучения, недельное и годовое количество учебных часов, отводимых для изучения каждого предмета. 2) Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей, с указанием изучения последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. 3) Учебная литература.
Основные модели организации обучения В педагогике сложились три основных формы обучения: 1) Индивидуальное обучение. Это первая сложившаяся форма обучения. Ее главное достоинство – позволяет максимально индивидуализировать содержание, методы и темп учебной деятельности, контролировать усвоение ребенком учебного материала. В эпоху средневековья наиболее распространенной становится индивидуально-групповая форма обучения, в силу того, что уровень подготовки и способности у всех учеников были разными ,то педагог работал с каждым учеником отдельно. В XVI 2) Классно-урочная система – появляется в XVI веке, ее обосновал Ян Амос Каменский. Ее отличительные характеристики: a. Учащиеся одного возраста и уровня подготовленности составляют единую группу (класс) b. Класс работает по годовому плану и программе, занятия проводятся строго по расписанию, единицей занятий является урок, урок посвящен изучению только одного учебного предмета, работой на уроках руководит учитель. Альтернативами ее были: a. Сложившаяся в Англии Белль-Ланкастерская система. Ее сущность: учитель находился с учащимися разного возраста и уровня подготовки в одном зале – более 600 человек. У Учителя учились наиболее старшие, которые, в свою очередь, учили более младших. b. В начале XX века в США была разработана система индивидуализированного обучения, названная Дальтон-Ламм. Учащиеся получали письменные задания и после консультации с учителем работали индивидуально. c. В 20-е годы в СССР сложилась бригадно-лабораторная форма обучения, полностью вытеснившая уроки. Эта форма предполагала сочетание коллективной и бригадной работы. Учитель только давал задания.
Урок – динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителе и учащихся с учетом особенностей каждого из школьников, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, систематически применяемая в одинаковые отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Сегодня есть уроки ознакомления с новым материалом, урок закрепления знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, обобщающий урок, контрольный урок, смешанные уроки (решается несколько задач). Дополнительными формами обучения являются: школьная лекция, семинар, практикум ,экскурсия, консультация, домашние задания, учебные конференции. Вспомогательные формы обучения: факультатив, кружок. 3) Лекционно-семинарская система. Она зародилась в университетах, в чистом варианте используется только при профессиональной подготовке. Основные формы обучения – семинары, лекции, практикумы, лабораторные занятия. В 60-е годы XX века профессор Ллойд Крамп пришел к выводу, что занятия с большой группой студентов – 100-150 человек должны занимать 40% времени, занятия с группой в 10-15 человек – 20% времени, индивидуальная работа студентов – 40% времени.
20.03.2012
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |