Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законы и закономерности педагогического процесса



2015-12-13 2288 Обсуждений (0)
Законы и закономерности педагогического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.

С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Прежде всего это обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности.

Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от действий субъективного фактора - руководителей органов образования. Объективной является зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается воспитанник. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних закономерных связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д.

Понятие о принципах педагогического процесса Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.

В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками.

Принципы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач гармоничного развития личности.

В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников.

К принципам организации педагогического процесса относятся:

- принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;

- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

- принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;

- принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

- принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогическогопроцесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

- принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

- принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.

К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:

- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;

- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;

- принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на него;

- принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, превращения их в субъектов воспитания личности;

- принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

 

Для осмысления сущности и путей осуществления воспитания как целостного педагогического процесса важное значение имеет уяснение тех специфических способов, с помощью которых человек овладевает различными компонентами ОО и формируется (воспитывается) как личность. В частности, очевидно, что для овладения первыми 3-мя компонентами ОО (общественный опыт: ЗУН (знания, умения и навыки) и способами творческой деятельности) необходимо организовать специальную учебно-познавательную деятельность илиобучение.

Иную специфику имеет овладение личностью четвертым компонентом ОО – социальными и духовными отношениями. Дело в том, что отношение – это психолого-педагогический феномен, имеющий сложную внутреннюю структуру и включает в себя помимо таких компонентов как знания, умения, и чувства, потребности, взгляды, убеждения и волевые проявления личности. Формирование этих компонентов требует проведения с растущей личностью специальной воспитательной работы, выходящей за рамки тривиального обучения.

Указанные особенности воспитательного процесса в целом влекут за собой выделение таких понятий как воспитание в широком смысле или образования, а также обучения и воспитания в узком смысле.

ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Воспитание в широком смысле (образование) – овладение личность всей совокупностью ОО в процессе учебно-воспитательной деятельности общества.

Обучение – овладение личностью 1), 2), 3) ОО, а также мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями в процессе учебно-познавательной деятельности

+

Воспитание в узком смысле – формирование у личности здоровых социальных и духовных отношений в процессе целенаправленной воспитательной работы.

= УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Главная особенность педагогического процесса – его целостность, которая понимается как единство обучения, воспитания и развития личности, как взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений в ней возникших и протекающих, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса с явлениями внешней среды.

Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: цель, содержание, закономерности, принципы, формы и методы взаимодействия педагогов и воспитуемых, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогических задач, методов и средств, деятельность ученика, результат совместной деятельности.

Общность и единство педагогического процесса обеспечивается подчинением всех составляющих его процессов единой цели.

Функции педагогического процесса: воспитательная, образовательная, развивающая, социальная, функция социализации.

 

 



2015-12-13 2288 Обсуждений (0)
Законы и закономерности педагогического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законы и закономерности педагогического процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)