Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации обучения



2015-12-13 709 Обсуждений (0)
Формы организации обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной учебной деятельности преподавателя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Формы организации обучения можно классифицировать, используя различные критерии:

по количеству учащихся формы организации обучения могут быть массовыми, коллективными, групповыми, микрогрупповыми и индивидуальными; по месту обучения выделяются аудиторные (урок, работа в мастерской) и внеаудиторные формы (экскурсия, домашняя самостоятельная работа); по длительности времени обучения формы организации обучения можно разделить на классический урок (40-45 минут), спаренное занятие (90-80 минут), урок произвольной длительности; в системе аудиторных форм организации обучения еще можно выделить практикумы и семинары, факультативы и дополнительные занятия, консультации, собеседования.

В методической теории и практике существует проблема разграничения понятий форма организации обучения и метод обучения, так как процесс образования целостный, а метод обучения имеет формальное выражение, и в то же время форма организации оказывает существенное влияние на выбор метода, то провести разделительную черту между данными понятиями не всегда легко.

В настоящее время урок остается ведущейформой организации обучения. Он возник в 17 веке и стал основой классно - урочной системы, которая широко используется и поныне.

Особенностями классно - урочной системы является: постоянный состав учащихся, обычно, одного возраста (класс), планирование обучения, учебный процесс строится из отдельных взаимосвязанных частей, которые следуют одна за другой (уроки), монизм (каждый урок посвящен одному предмету), расписание (постоянное чередование уроков), руководящая роль учителя, вариативность учебной деятельности (применение различных видов и форм познавательной деятельности).

Классно - урочная система обучения имеет свои преимущества и недостатки.

Её преимуществами являются:

1 возможность четко планировать и проводить учебный процесс, обучая всю группу (класс),

2 дает возможность применять разнообразные методы и приемы обучения,

3 позволяет преподавателя руководить учебным процессом, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся,

4 позволяет реализовать требования школьной гигиены.

Классно - урочная система имеет следующие недостатки:

1 ограничивает проявления свободы и творчества в образовании,

2 учебный процесс под влиянием классно - урочной системыстановится однообразным, рутинным, заформализованным,

3 учебный процесс подчиняется расписанию, а не естественному развитию ребенка и его познавательной деятельности. Урок - это организационная форма, при которой преподаватель в течение точно установленного времени руководит совместной коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы, средства работы, создающие благоприятные условия для овладения всеми учащимися основами изучаемого материала, для воспитания и развития их.

Структура урока - сочетание, взаимосвязь элементов и частей урока. Структура урока зависит от целей, содержания, методов, средств, уровня подготовки учащихся, их индивидуальных особенностей и места урока в общей системе учебных занятий.

В учебной практике сложилась тенденция к трафаретности, шаблонности урока. Показательным является пример структуры комбинированного урока: 1 организационный момент, 2 проверка домашнего задания, 3 опрос, 4 изложение нового материала, 5 закрепление нового материала, 6 задание на дом. Данная структура отражает внешнее проявление учебной деятельности.

Авторы программы “Живое Право” предлагают структуру учебного занятия, в центре которой находится применение интерактивных методов обучения:

1 мотивация. Цель - сфокусировать внимание учащихся на проблеме учебного занятия и вызвать интерес к ней (занимает 5 % учебного времени),

2 объявление прогнозируемых учебных результатов. Цель - обеспечение понимания учащимися смысла их деятельности (занимает 5 % учебного времени),

3 предоставление необходимой информации. Цель - дать учащимся необходимую информацию, для того чтобы затем на её основе выполнить практическое задание (занимает 10 % учебного времени),

4 интерактивное упражнение (центральная часть учебного занятия). Цель - практическое освоение учебного материала и достижение поставленных целей и задач (занимает 60 % учебного времени),

5 подведение итогов. Цель - обратная связь или рефлексия, осознание смысла учебной деятельности, достижения поставленных целей (занимает 20 % учебного времени).

 

12.модели образования в рамках Болонского процесса

Коренные преобразования в социально-экономической политике развитых стран вызывают необходимость изменений и в национальных системах образования. Современная политика относит образование к важнейшим источникам развития общества. Знаниями и образованием обеспечиваются от 40 до 70% прироста национального дохода развитого государства, поэтому в современных условиях приоритетным считается решение задач, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности образования.

Знаменательным событием в формировании новой модели образования стала состоявшаяся в 1988 г. в г. Болонье встреча ректоров европейских университетов по случаю 900-летия Болонского университета. На встрече была принята Всеобщая хартия университетов, с которой начался процесс качественного преобразования высшей школы Европы, получивший название Болонского.

Во Всеобщей хартии университетов отмечалось в частности, что университет должен быть морально и интеллектуально независим от политической и экономической власти, а учебный процесс в университете неотделим от исследовательской деятельности. Для обеспечения свободы исследований и преподавания всем членам университетского сообщества должны предоставляться необходимые средства достижения этой цели. Должны осуществляться взаимный обмен информацией и документами, увеличение числа совместных вузовских проектов.

Эти процессы закрепила встреча в Маастрихте в 1992 г., поставившая вопрос не только о создании единого политического, экономического и валютного союза государств, но и о формировании единого образовательного пространства.

В 1999 г. министрами образования 29 европейских государств было подписано совместное заявление — Болонская декларация. Согласно этому общеевропейскому документу, правительства Европейского союза объявили о своих намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования.

Болонская декларация является одним из определяющих документов одноименного процесса. В сентябре 2003 г. состоялась Берлинская конференция министров образования стран — участниц Болонского процесса. По итогам Конференции было принято коммюнике, в котором Россия провозглашалась полноправным членом Болонского процесса. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 40 стран.

Болонский процесс как движение к единому европейскому образовательному пространству — явление многогранное и во многом неоднозначное, не сводящееся только к Болонской декларации.

Болонский процесс предполагает следующее:

1. Создание единой структуры высшего образования, введение в масштабах всей Европы двухуровневой системы высшего образования: бакалавр и магистр Доступ ко второму уровню требует успешного завершения первого уровня обучения, продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая по окончании первого уровня, должна отвечать требованиям европейского рынка труда как квалификация соответствующего уровня. Второй уровень, продолжительностью пять лет, завершается получением магистерской степени. Однако такая модель в образовательном сообществе Европы не является общепризнанной. На одноуровневой системе высшее образование базируется в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Нидерландах и других странах.

Для России степени бакалавр и магистр не являются новыми. Степень бакалавра присваивалась еще в XVIII в. выпускникам учительского института при Московском университете. В соответствии с университетскими уставами разных лет лица, успешно окончившие полный курс российского университета, получали звание действительного студента, что давало им возможность при определенных условиях (окончание университета с отличными результатами и выполнение диссертации) претендовать на первую ученую степень — кандидата. Следующими степенями высшего образования были магистр и доктор.

Право присуждения ученой степени магистра было предусмотрено уставами первых трех российских университетов — Московского, Харьковского и Казанского. Эта ученая степень следовала за ученой степенью кандидата. Порядок получения ученой степени магистра был закреплен в специальном Положении о производстве в ученые степени, утвержденном в 1819 г., которым была введена также ученая степень доктора наук.

Кроме того, Болонский процесс предполагает: • обеспечение возможности студентам доступа к университетскому образованию на протяжении всей жизни, на любом этапе профессиональной карьеры и при любой подготовке создание во всех странах такой системы аттестации и контроля, которой бы доверяло европейское сообщество (разработка сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования);

обеспечение преподавателям, исследователям и административному персоналу признания и зачета периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе;

содействие мобильности студентов путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения;

обеспечение возможности студентам, получившим высшее образование (как неполное, так и полное) в течение хотя бы одного семестра обучаться в европейских университетах за пределами своей страны. Преподаватели и научно-исследовательский состав также должны иметь возможность работать за границей, в других европейских странах.

Вместе с тем в Болонском процессе есть ряд проблем, которые оказываются неразрешимыми в русле современной образовательной политики России. Прежде всего это заявленный участниками Болонского процесса подход к образованию как общественному благу. Это, по существу, означает отказ от подхода к образованию, к образовательным услугам как к товару. Россия же в настоящее время рассматривает образование как товар, предлагаемый для «продажи». Сегодня в России на платной основе обучаются уже более половины студентов высших учебных заведений.

Реформа отечественной образовательной сфере — насущная необходимость. Включение России в Болонский процесс помогает сосредоточить внимание на проблемах укрепления позиций российской системы образования в мире. Создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, позволяет выстроить в России более совершенную систему образования. Однако нельзя сводить все реформы в образовании только к Болонскому процессу. Россия должна иметь свою национальную образовательную политику и параллельно с участием в Болонском процессе формировать свою специфическую систему образования, исходя из внутренних потребностей и ориентируясь на мировые тенденции.

 

13. Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Тубельского - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с научно-исследовательской работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования, подготовкой и переподготовкой учителей российских школ к работе в инновационных учреждениях. Накопление опыта самоопределения, где создается своеобразно поле для сопоставления своих представлений с представлением других людей.
В начальной школе (трех-, четырех-, пяти- или шестилетней) идет апробация разных вариантов концепции; освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, смысла и хода выстраивать собственную деятельность.
В обстановку эксперимента дети попадают еще в детском саду, куда принимают в трехлетнем возрасте. Здесь не готовят к школе в общепринятом смысле, не учат чтению, счету и т. д. Здесь выращивают растения, занимаются ручным трудом, музыкой, физкультурой, учат взаимодействовать с другими людьми (именно поэтому обучение идет в разновозрастных группах, чтобы ребенок, приходя в школу, имел опыт общения и со сверстниками, и со старшими или младшими детьми). Составлять планы занятий с детьми педагоги отказываются принципиально. Воспитатели ориентируются на "сегодняшнюю потребность ребенка".
Принципиальным при этом является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности. Подготовка к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.
Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.
В разновозрастных группах вместе с воспитателями дети «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей среды, изобразительному творчеству, занятиям ручным трудом, музыкой, физкультурой.
Учебный год заканчивается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.
Учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней над одними или универсальными умениями.
Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Цель:
всестороннее развитие личности (саморазвитие), направленное на личностно-ориентированное содержание образования.
В конце учебного периода составляется качественно – содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связывается не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

 

17.Оценивание помогает сформулировать цели и задачи правового образования, диагностировать уровень знаний и умений учащихся, подобрать в соответствие с целями обучения и воспитания оптимальные методы, определить эффективность образовательных средств, прогнозировать учебные потребности учащихся, скорректировать содержание и структуру правового образования.

Средства оценивания разнообразны. Существует большое количество методов контроля, например, устный способ контроля - опрос, беседа, письменный - отзыв, реферат, научная работа, практический - опыт, лабораторная работа, графический- таблица, схема, программированный и метод наблюдения, а также видов контроля, например, текущий вид - в течение учебного занятия, тематический- по результатам системы уроков, периодический - более обобщенный, чем тематический, итоговый- по всему курсу, экзамен- особая форма итогового контроля.

Рекомендуется учитывать основные требования к контролю процесса обучения:

1 индивидуальный характер,

2 систематичность,

3 использование разнообразных методов, форм и видов контроля,

4 всесторонность контроля (теория, практика, знания, умения),

5 объективность,

6 дифференцированный подход (исходить от степени сложности задания, уровня подготовки и способностей учащихся),

7 единство требований всех преподавателей, работающих с одной группой учащихся.

Формой фиксации и выражения знания учащихся является оценка.

Оценка должна отражать: 1 обоснованность, 2 всесторонность, 3 значимость, 4 объективность, 5 взвешенность, 6 состояние уровня знаний и умений, 7 степень самостоятельности и творчества.

Оценивание тесно связано с подготовкой и планированием учебного занятия. Для того, чтобы создать адекватные и эффективные средства оценивания рекомендуется:

1 определить ожидаемые результаты учебного занятия,

2 сформулировать цель оценивания,

3 иметь соответствующие стандарты оценивания,

4выделить критерии оценивания ожидаемых результатов и соотнести их со стандартами оценок,

5 выбрать конкретные стратегии и способы оценивания,

6 определить способ ознакомления учащихся с ожиданиями преподавателя.

В основе оценивания лежит исследование качества образовательной деятельности, для чего следует знать и уметь использовать стратегии оценивания и способыпроверки знания. Для преподавателя важно уметь устанавливать устойчивую обратную связь между участниками образовательного процесса, создавать стандарты и критерии оценивания и применять их в течение всего обучения в соответствии с принятыми в системе образования оценками, при этом научить учащихся самооценке. Следует сделать оценивание открытой деятельностью, и тогда оценивание станет эффективным инструментом обучения, способствующим интеллектуальному и нравственному развитию учащихся.

 

18.Оценивание - один из ключевых компонентов педагогического процесса, в котором проявляется мастерство преподавателя и отражается уровень его понимания качества образовательной деятельности. Особую значимость оценивание приобретает в современных условиях коренной перестройки системы образования и поисков путей повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности. Закон РФ “Об Образовании” (1996 г.) предоставляет педагогу исключительные возможности. “При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора... методов оценки знания” (статья 55). Традиционно в отечественной педагогике оценивание или контроль над обучением понимается несколько узко и функционально, с одной стороны, как административно - формальная процедура проверки работы преподавателя и образовательного заведения в качестве функции управления, с другой стороны, имеет значение проверки и оценки знания учащихся преподавателем. Деятельность по оцениванию помогает в достижении следующих задач в образовании:

1 определение целей образования исходя из его результатов,

2 диагностика уровня знания учащихся и подбор в соответствии с ним оптимальных методов обучения и воспитания,

3 определение эффективности методов обучения и других средств образования, используемых в педагогическом процессе,

4 прогнозирование образовательных потребностей учащихся и преподавателей,

5 обеспечение специалистов образования необходимой информацией для корректировки старых и создания новых учебных материалов.

При оценивании следует учитывать следующие требования:

1 нацеленность оценивания на высокие учебные результаты,

2 практическая направленность оценивания, связь знания, полученного в процессе познавательной деятельности, с прикладными умениями и навыками, которые следует упражнять в учебных ситуациях близких к реальным,

3 оценивание должно быть направлено на развитие творческого, аналитического, критического мышления,

4 ценностная направленность оценивания, отслеживание развития у учащихся правовых и гражданских установок,

5 оценивание должно развивать у учащимся самостоятельность и независимость,

6 оценивание должно быть направлено на развитие социальных умений и навыков, которые укрепляют взаимодействие и содействуют взаимопониманию всех участников образовательного процесса,

7 оценивание должно обеспечивать право учащихся на свободу мнений и убеждений в конституционных рамках,

8 оценивание должно носить объективный характер и быть свободным от личных, национальных, религиозных, этнических, социальных, гендерных и других предпочтений.

Оценивание на учебном занятии проходит постоянно, в том числе и во время изучения нового материала. Однако оценивание учебной деятельности чаще всего происходит в конце учебного занятия, когда предполагается, что учащиеся изучили и закрепили новый материал. Для оценивания можно использовать сложные, комплексные виды учебной деятельности, такие как учебный суд, учебное сотрудничество, выполнение проектов, дискуссию и дебаты. Для оценивания знания (качества усвоения учебной информации) преподаватель применяет специальные опросы, как индивидуальные так и фронтальные, контрольные работы. Для оценивания учебной деятельности можно использовать специальные домашние задания, например написание доклада, реферата, эссе, анализ документа и так далее. В настоящее время на учебных занятиях преподаватели широко применяют такие методы оценивания как

1 тесты - задания, которые требуют выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов или другие виды заданий,

2 опросы - небольшие задания, которые требуют кратких письменных и устных ответов, например дайте определение, продолжи предложение, заполни таблицу, составь схему, нарисуй диаграмму и так далее,

3 творческие задания, которые требуют от учащихся не только вспомнить, проанализировать и оценить учебный материал, но и создать нечто новое, сформировать позицию по сложным проблемам, высказать собственное мнение, принять решение, создать проект,

4 наблюдение, с помощью которого можно отследить значимые показатели учебной деятельности, в соответствие с выделенными критериями, которые можно объединить и создать оценочные формы,

5 игровые методы оценивания,

6 самооценивание и/или рефлексия.

Рассматривая технологии оценивания в соответствии с методами в “пирамиде обучения”, то получается следующая система:

1 лекции соответствуют следующим методам оценивания опросу, зачету, экзамену,

2 чтению и работе с текстом - тесту, письменной работе,

3 демонстрации - представлению,

4 дискуссии и дебатам - организация и участие в дискуссии и дебатах,

5 применению знания - практическая учебная деятельность,

6 обучению других - обучение других.

 



2015-12-13 709 Обсуждений (0)
Формы организации обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы организации обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (709)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)