Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вильгельм Максимилиан Вундт (1832-1920)



2015-12-13 402 Обсуждений (0)
Вильгельм Максимилиан Вундт (1832-1920) 0.00 из 5.00 0 оценок




Германия, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты (работал там).

Вундт пытался понять человеческий разум. Работал с ученым по имени Эдвард Титченер. Он был студентом Вундта. Титченер создал концепцию структурализма в психологии. Другое направление развивал Уильям Джеймс – «Функционализм».

Вундт. «Метод интроспекции». И ещё очень интересный «Физиологический метод». И ещё какой то там эмпирический.

«Принципы физиологической психологи» - основная работа Вундта.

Вундт идеализировал психологию, изучал психологию народов, предпринял попытку свести развитие общества и культуры к психическим причинам и условиям. Считал психологию универсальной наукой. Создал «Психологию культуры», позднее эту идею позитивисты отвергли вроде.

Психология – это наука внутреннего опыта, здесь самонаблюдение играет огромную роль. В нём он выделял два основных этапа:

1. Метафизический

2. Эмпирический (познание)

Позднее эти идеи развили З. Фрейд, К.Г. Юнг, Б.К. Малиновский (функционализм)

 

Человек – биологическое, энергетическое, общественное существо.

Человек рождается на свет уже индивидом. Строение тела обуславливает возможность прямохождения. Структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение рук – перспектива использования орудий труда; всеми этими овзможностями он (человек) отличается от детеныша животного

Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Человек как субъект и объект трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформулировано. В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека. Индивид - человек как единичное природное существо , представитель вида homo sapiens, носитель индивидуальных черт. Наиболее общие характеристики:

А) целостность психофизической организации;

Б) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром;

В) активность.

Индивид – гипотетическое образование – набор наследственных черт.

Личность как социальное понятие раскрывает большое влияние среды. Личность – тот же человек, рассматриваемый как общественное существо.

Периоды изучения личности:

1. Философско-литературный. В этот период рассматриваются проблемы нравственности и социальной природы человека, его поступки и поведение, т.е. толкование понятия очень широкое.

2. Клинический (до начала XX века). Работа врачей, психиатров, упор делался на нездоровых людей. Представления о личности как об особом феномене значительно сужается – в центре внимания – особенности, обнаруженные у психически больных людей. Основные определения – интроверсия (замкнут в себя) и экстраверсия (направлен вовне) (К.Г. Юнг), акцентуированная личность - крайний вариант нормы психики людей.

3. Экспериментальный. Изучение личности ведут профессиональные психологи. В основе: математическая обработка данных, попытка создания теории развития личности. Понятие личности так же, как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Личность не состоит из кусочков, это не «полипняк», но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически, личностью становятся, а не рождаются.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, и невозможно сказать,

Формирование личности – процесс, названный «суегенерис» - процесс, прямо несовпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к окружающей среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многих других черт, которые в ходе онтогенетического развития частью развёртываются, а частью подавляются, - многообразно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из неё его сознаниеили его человеческие потребности (К. Маркс «Производство сознания, производство потребностей».)

Личность человека «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются. Они сохраняются, но именно как особенности индивида, т.е. индивид не может автоматически перейти в индивидуальность, а индивидуальность – в личность, и всёэто взаимосвязано и прогрессирует %))))))

Особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют её. Хотя функционирование нервной системы составляет необходимую предпосылку развития личности, но её тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она надстраивается. Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношения индивида с миром. Это определяет неоднозначность их роли в формировании личности. Личность как индивид есть продукт того особого образования, интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

Существуют фундаментальные отличия понятия личности. Они определяются природой самих порождающих его отношений – это специфические для человека взаимосвязи, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При всём многообразии её видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, т.е. наличие сознания. А на известных этапах развития также и самосознание субъекта. Объяснения психически явлений исходят из реального бытия существа, его взаимоотношениях с материальным миром. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Психологический эффект каждого внешнего, в том числе педагогического воздействия на личность, обусловлен историей её развития. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобще. Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, характеризующие его как личность. Основное место в них занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (те их действия, которые реализуют или выражают отношение человека к другим людям) и способности человека (свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам человеческой деятельности). Из представления о личности , заключенного в первоначальном значении этого слова, указывающем на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть всё же удержана одна существенная черта.

Личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Речь идет о реальной деятельности и реальной роли в реальной жизни. То есть, личность – реальный индивид, живой, действующий человек. Не существует никакой личности ни как психофизически «нейтрального», ни как чисто духовного образования, и никакой особой науки о так называемой «личности».

В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный их носитель. В этом заключается положительное ядро той точки зрения, что понятие личности есть не только психологическое, а и философская, педагогическая, социальная категория. Сама личность – это реальность, часть действительности, обладающая многообразными свойствами – и природными, а не только общественными. Она является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает её в своих специфических для неё связях и отношениях. В число этих наук входят психология и педагогика, потому что нет личности без психики, более того – без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей.

· Акцентуированная личность. В психиатрии у этого явления три стадии:

1. Шизофрения (олигофрения)

2. Дебилизм

3. Идиотия.



2015-12-13 402 Обсуждений (0)
Вильгельм Максимилиан Вундт (1832-1920) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вильгельм Максимилиан Вундт (1832-1920)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)