Тема 10. Виды обучения
Основные положения лекции Понятие вида как особенное, специфическое, характеризующееся своей системой и организацией. Понятие типа как образцовое, наиболее характерное для определенного вида. Характеристика типичных (устоявшихся) видов педагогических систем: - архаическая (первобытная); - древняя (шумерийская, египетская, китайская); - греческая (эллинская, римско-греческая, римская); - средневековая (догматическая, схоластическая), - новые (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютеризованного обучения); - новые зарубежные (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютерного обучения, дистанционного обучения с помощью Internet и т.п.). Используемые в современной школе три обособленных видов обучения: 1. объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, конвекционное); 2. проблемное; 3. программированное и компьютерное. Элементы средневековых видов обучения, используемых в современной школе, догматического и схоластического. Потребности населения к различным образовательным услугам. дополнительное образование, дифференцированное обучение, дистанционное обучение.
Вопросы для обсуждения 1. Преемственность дидактических систем – общая закономерность развития теории и практики обучения. 2. Характерные особенности различных видов обучения. 3. Сущность объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, компьютерного обучения. Темы индивидуальных творческих работ 1. Вальдорфская педагогика Р. Штейнера; 2. Система развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; 3. «Школа диалога культур» В.С. Библера, С.Ю. Курганова; 4. Школа свободного труда и мастерских С. Френе; 5. Технология саморазвития М. Монтессори; 6. «Педагогика сотрудничества».
Практикум Оформить педагогический процесс в школе в виде замкнутого цикла, показав учебный, воспитательный процесс, внешкольную работу в виде оболочек целостного, взаимоувязанного, непрерывного процесса с горизонтальными, вертикальными и диагональными связями. Все элементы педагогического процесса обозначить в виде сносок. Литература 1.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984. 2.Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. 3.Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 4.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. – М., 1981. 5.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988. 6.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981. 7.Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1986.
Тема 11. Цели обучения Основные положения лекции Цель как один из основных показателей учебного процесса. Два уровня анализа целей обучения: 1) на макроуровне, где цель обучения определяется общественно-историческими, экономическими условиями; конкретными возможностями учащегося; 2) на микроуровне, где цель должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-познавательной деятельности. Виды педагогических целей, глобальная (генеральная цель), как отражение заказа общества к уровню образования и воспитания учащегося. Предметные цели: общие, предметно-специфические и частные. Характеристика нормативных (государственных), общественных, инициативных целей обучения. Условия постановки организационных и методически целей.
Семинарское занятие №7. 1. Условия единства и совмещения общих и индивидуальных целей. 2. Цели образования и воспитания в современной российской школе. 3. Цели образования и воспитания в зарубежной педагогике. 4. Гармоничность воспитания и образования в единстве поставленных целей. 5. Идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости в произведениях детских писателей (по выбору). Темы индивидуальных творческих работ 1. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга № 109 Москва; 2. Школа самосовершенствования личности Г.К. Селевко; 3. Агрошкола А.А. Католикова; 4. Школа-интернат в г. Сыктывкар, Р. Коми; 5. Учебно-воспитательный комплекс «Веселый остров» на Сахалине и др. Практикум Разработайте свой проект содержания образования для средней общеобразовательной школы. Укажите, какие предметы и в каком объеме часов должны изучаться в каждом классе. Предусматриваете ли вы возможность дифференцированного изучения отдельных предметов? Если да, то каких именно, с какого класса и на каких условиях? Сравните преимущества и недостатки традиционной и рейтинговой системы оценки успеваемости учащихся. Какая из них, по вашему мнению, наиболее приемлема в вузе и почему? Подготовьтесь к проведению некоторых фрагментов занятия в реальном времени: мысленно «проиграйте» способы организации взаимодействия с аудиторией, ораторские приемы, средства привлечения и поддержания внимания, активизации мыслительной деятельности учащихся, решения воспитательных задач и т.п. Литература 1. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989. 2. Аванесов В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989. 3. Ильясов И.И. Структура процессов учения. – М., 1986. 4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990. 5. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980. 6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. 7. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983. 8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985. 9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1998. 11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. 12. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. 13. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984. 14. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. 15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.
Тема 12. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |