Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 18. Управление воспитательными и образовательными системами




Основные положения лекции

Управление образованием (УО) – как социальное явление. Первые научные трактаты по военному искусству и искусству управлением государством (задолго до н.э.). Конец XIX в. – начало XX в. – первые теории научного управления в промышленности, культуре, образовании. Современное состояние управления образованием. Основные условия перехода к профессиональному управлению образованием. Научно-обоснованные принципы управленческой деятельности. Функции управления: планирование, организация, контроль. Основные стили руководства – авторитарный, либеральный, демократический.

Управление школой, организация и руководство учебно-воспитательной работой. Лучшие директора школ (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, И.К. Новиков, В.А. Сухомлинский). Основы управления в вузе и в школе – принятие управленческих решений: организационно- административных, экономических, социально-психологических. Функциональная система управления в вузе (учебная часть, научная часть, хозяйственная часть).

Министерство образования и науки Российской Федерации, созданное от 09.03.2004 г. как федеральный орган исполнительной власти, его инфраструктура.

 

Вопросы для обсуждения

1. Главные составляющие инфраструктуры министерства образования и науки РФ.

2. Положительные тенденции развития в российской системе образования, двухуровневая система образования.

3. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности.

4. Деятельность ученического самоуправления и общественных организаций в школе.

Темы индивидуальных творческих работ

1. Развитие образования по типу открытой государственно-общественной системы.

2. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования.

3. «Педагогика для практика – глаза, позволяющие ему отчетливо видеть, что он делает» И.Ф. Гербарт.

 

Практикум

В исследуемой школе проанализируйте следующие вопросы и сделайте отчет:

а) какова структура управленческих органов в школе и какие принципы лежат в основе их руководства;

б) основные функции Совета школы и формы его деятельности;

в) функциональные обязанности директора школы и его заместителей;

г) содержание годового плана учебно-воспитательной работы школы.

 

Литература

1. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991.

2. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. – М., 1995.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2003.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Пед. общество России, 2002.

5. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах. – М.: Гардарика, 2001.

6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарика, 2003.

7. Щуркова Н.И. Педагогическая технология. Пед. общество России, 2002.

 

 

Приложение 1.

Виды педагогической литературы

 

1. Историко-педагогическая

Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. - М., 1994;

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995;

Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1990;

Как любить ребёнка. - М., 1990;

Пинский М.В. Пайдейя. - М., 1997;

От глиняной таблички до университета. - М., 1998.

 

2. Научно-педагогическая

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Анализ зарубежного опыта. - М., 1995;

Метафоры и модели. - М., 1997;

Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой. В 2-х книгах. - М., 1993.

 

3. Научно-популярная

Миронов В.Б. Пир мудрецов. - М.,1994;

Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. - М., 1991;

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989;

Ле Шанэ. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М., 1990;

Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя. - М., 1993.

 

4. Учебно-педагогическая

Подласый И.П. Педагогика. Педагогика. - М., 1995, 1996;

Лиханев Б.Г. Педагогика. - М., 1997;

Стефановская Т.А. Педагогика как наука и искусство. - М., 1998;

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.

 

 

5. Педагогическая публицистика

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1990;

Соловейчик С. Час ученичества. - М., 1972;

Вечная радость. - М., 1986;

Педагогика для всех. - М., 1987.

Васильцова З.Л. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1989;

Журналы: Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО; Педагогика; Мир образования; Народное образование; Профессионал; Вестник образования, Учитель, Открытая школа и др.

 

6. Документы. Справочно-энциклопедическая и справочно-терминологическая литература

Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993 т. 1;

Семейное воспитание. Краткий словарь. - М., 1990;

Конвенция о правах ребёнка. - СПб., 1994;

Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений. - М., 1995;

Инновационные учебные заведения в России. - М., 1991.

 

7. Художественно-педагогическая литература

Горланова Н., Букур В. Роман воспитания / Новый мир. 1995, №8, 9.

 

 

Приложение 2.

 

 


Приложение 3.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)