Тема 18. Управление воспитательными и образовательными системами
Основные положения лекции Управление образованием (УО) – как социальное явление. Первые научные трактаты по военному искусству и искусству управлением государством (задолго до н.э.). Конец XIX в. – начало XX в. – первые теории научного управления в промышленности, культуре, образовании. Современное состояние управления образованием. Основные условия перехода к профессиональному управлению образованием. Научно-обоснованные принципы управленческой деятельности. Функции управления: планирование, организация, контроль. Основные стили руководства – авторитарный, либеральный, демократический. Управление школой, организация и руководство учебно-воспитательной работой. Лучшие директора школ (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, И.К. Новиков, В.А. Сухомлинский). Основы управления в вузе и в школе – принятие управленческих решений: организационно- административных, экономических, социально-психологических. Функциональная система управления в вузе (учебная часть, научная часть, хозяйственная часть). Министерство образования и науки Российской Федерации, созданное от 09.03.2004 г. как федеральный орган исполнительной власти, его инфраструктура.
Вопросы для обсуждения 1. Главные составляющие инфраструктуры министерства образования и науки РФ. 2. Положительные тенденции развития в российской системе образования, двухуровневая система образования. 3. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности. 4. Деятельность ученического самоуправления и общественных организаций в школе. Темы индивидуальных творческих работ 1. Развитие образования по типу открытой государственно-общественной системы. 2. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования. 3. «Педагогика для практика – глаза, позволяющие ему отчетливо видеть, что он делает» И.Ф. Гербарт.
Практикум В исследуемой школе проанализируйте следующие вопросы и сделайте отчет: а) какова структура управленческих органов в школе и какие принципы лежат в основе их руководства; б) основные функции Совета школы и формы его деятельности; в) функциональные обязанности директора школы и его заместителей; г) содержание годового плана учебно-воспитательной работы школы.
Литература 1. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991. 2. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. – М., 1995. 3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2003. 4. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Пед. общество России, 2002. 5. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах. – М.: Гардарика, 2001. 6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарика, 2003. 7. Щуркова Н.И. Педагогическая технология. Пед. общество России, 2002.
Приложение 1. Виды педагогической литературы
1. Историко-педагогическая Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. - М., 1994; Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995; Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1990; Как любить ребёнка. - М., 1990; Пинский М.В. Пайдейя. - М., 1997; От глиняной таблички до университета. - М., 1998.
2. Научно-педагогическая Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Анализ зарубежного опыта. - М., 1995; Метафоры и модели. - М., 1997; Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой. В 2-х книгах. - М., 1993.
3. Научно-популярная Миронов В.Б. Пир мудрецов. - М.,1994; Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. - М., 1991; Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989; Ле Шанэ. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М., 1990; Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя. - М., 1993.
4. Учебно-педагогическая Подласый И.П. Педагогика. Педагогика. - М., 1995, 1996; Лиханев Б.Г. Педагогика. - М., 1997; Стефановская Т.А. Педагогика как наука и искусство. - М., 1998; Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.
5. Педагогическая публицистика Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1990; Соловейчик С. Час ученичества. - М., 1972; Вечная радость. - М., 1986; Педагогика для всех. - М., 1987. Васильцова З.Л. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1989; Журналы: Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО; Педагогика; Мир образования; Народное образование; Профессионал; Вестник образования, Учитель, Открытая школа и др.
6. Документы. Справочно-энциклопедическая и справочно-терминологическая литература Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993 т. 1; Семейное воспитание. Краткий словарь. - М., 1990; Конвенция о правах ребёнка. - СПб., 1994; Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений. - М., 1995; Инновационные учебные заведения в России. - М., 1991.
7. Художественно-педагогическая литература Горланова Н., Букур В. Роман воспитания / Новый мир. 1995, №8, 9.
Приложение 2.
Приложение 3.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |