Активные» методы производственного обучения
Подлинная активность в процессе выполнения учебно-производственных работ – это активность мыслительная, сознательная, творческая. Она проявляется в сознательном корректировании учащимися собственных действий в соответствии с показанным образцом, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, приводящих к положительным результатам, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок. Активность учащихся в производительном труде – это способность их по внешним признакам работы машины, агрегата, установки представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять в необходимых случаях целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных способов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях. Для того, чтобы сформировать и развить такие способности, мастера производственного обучения (зачастую совместно с преподавателями специальных предметов) используют «активные» методы обучения, т.е. методы, требующие активной мыслительной, продуктивной деятельности учащихся. К «активным» методам производственного обучения относится, прежде всего, решение производственно-технических задач, таких, как: - расчеты режимов обработки, наладки, регулировки; - разработка и отладка управляющих программ для автоматизированного оборудования с программным управлением; (например, станков с числовым программным управлением – ЧПУ, промышленных роботов, манипуляторов); нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах; - определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических и принципиальных схем машин, установок, агрегатов; - разработка монтажных схем; - самостоятельная разработка технологических процессов обработки, сборки, наладки и т.п. Более высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера, например: - конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда; - выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно-производственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных учащимися; - разработка предложений по экономии рабочего времени, материалов, энергии и т.п. Наиболее характерными производственно-техническими задачами, широко применяемыми в процессе производственного обучения, являются задачи по разработке технологии выполнения учебно-производственных работ. Такие задания учащиеся выполняют обычно в порядке домашней работы с последующим коллективным обсуждением на уроках. К формированию умений планировать технологический процесс нельзя подходить сугубо утилитарно. Учащиеся в процессе производственного обучения имеют дело с большим количеством самых разнообразных работ с характерными для них технологическими процессами. Научить разрабатывать технологические процессы для всех этих работ практически невозможно. Поэтому важной задачей мастеров и преподавателей является формирование у учащихся обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принципов) , используя которые учащийся сможет уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы. Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений необходимо проводить в определенной системе, опираясь на производственный опыт учащихся. Обучение наиболее целесообразно начинать с разбора технологических карт или алгоритмов вначале на простые, а затем более сложные работы. При разборе технологических карт особый упор делается на объяснение, почему работа должна выполняться в такой, а не иной последовательности. Следующим этапом обучения являются словесные или письменные описания учащимися процессов обработки изделий, изготовления, сборки, монтажа оборудования, выполняемых учащимися в ходе производственного обучения. Это способствует формированию у учащихся мысленных представлений о технологическом процессе в целом, умению расчленять его на отдельные элементы. Параллельно с изучением технологических карт и описанием процессов выполнения работ учащимся предлагаются задания по разработке технологических процессов на простые типичные работы, которые учащиеся будут выполнять на уроках производственного обучения. По мере накопления опыта у учащихся задания усложняются, объекты для разработки технологических процессов становятся более разнообразными. В ходе выполнения заданий внимание учащихся все больше обращается не столько на собственно технологию, сколько на общие вопросы, характерные для разработки технологических процессов. Это способствует формированию у учащихся обобщенных подходов к построению технологических процессов. Общая структура мыслительных действий при разработке технологических процессов едина для многих профессий, независимо от характера выполняемой работы. Ее можно свести к следующим этапам: первый этап – анализ исходных данных, так как от них во многом зависит последовательность обработки, сборки, ремонта, монтажа и т.п. На этом этапе изучаются технические требования к качеству выполнения работ, характер исходных материалов, организация производственного процесса (единичное, партиями, массовое, взаимозаменяемость, поузловая сборка или монтаж и т.п.), технологические возможности рабочего места (оборудование, оснастка, технические средства, механизация и автоматизация, контрольно-измерительные средства и т.п. ) ; второй этап – выбор способов выполнения технологического процесса: выбор баз – разметочных, установочных, измерительных и т.п.; определение способов закрепления, фиксации деталей и инструментов (механическая обработка; слесарно-сборочные, электромонтажные работы); определение способов введения исходных материалов или сырья (химические и другие аппаратурные процессы); определение способов текущего и итогового контроля и т.п. третий этап – собственно построение технологического процесса на основе данных, полученных на первом и втором этапах. Знание и применение общих принципов построения технологических процессов организует мыслительную деятельность учащихся, предупреждая обычное при решении технологических задач «блуждание» в поисках наилучшего варианта, формирует умение технологически мыслить. К «активным» методам производственного обучения относятся также специальные упражнения на принятие решений в различных производственных ситуациях. Такие упражнения подготавливают учащихся к действиям в подобных ситуациях, возникающих в реальных условиях. Для упражнений необходимо создать ситуации, имитирующие (моделирующие) в той или иной степени условия работы на установке, агрегате, а также основные нарушения технологического режима, возникающие на конкретном рабочем месте, в том числе и аварийные. Такие ситуации могут быть заданы в так называемых технологических задачах. Изучив данные задачи, учащийся должен определить способы обнаружения нарушения, возможные его причины, наметить решения и описать действия по устранению нарушения в каждом конкретном случае. Задачи могут предлагаться учащимся в двух вариантах: с ответом на поставленные вопросы и без ответов. В первом случае сущность упражнений – разбор конкретных ситуаций и изучение типовых технологических ситуаций. В таком варианте задачи применяются на первоначальном этапе обучения и являются хорошим дополнением к инструкции по обслуживанию аппарата, установки, агрегата. По мере накопления опыта необходимо привлекать учащихся к самостоятельному принятию решений вначале в простых, а затем и более сложных производственных ситуациях. Поэтому все большее применение находят задачи, составленные по второму варианту, т.е. без ответа. Как правило, рабочие получают сведения о ходе процессов в аппарате, установке, агрегате на основе показания приборов, датчиков. Поэтому наряду со словесным описанием определенных ситуаций в задаче могут быть представлены показания приборов – их рисунки или фотографии с соответствующими заданной ситуацией показаниями. Можно также изготовить щит с макетами приборов, на которых стрелки и указатели устанавливаются в любое положение, предусмотренное условием технологической задачи. Желательно, чтобы такие щиты были аналогичны действующим в производственных установках и одновременно отвечали дидактическим требованиям обучения. Для создания более полной картины производственной обстановки показания на щитах можно переснять на пленку и демонстрировать на экране при помощи проекционной аппаратуры. При работе с подобными моделями щитов (статических моделей) зрительную информацию (показания приборов) можно дополнять слуховой (воспроизведение звукозаписей). Наиболее эффективный способ выработки умений управлять технологическим процессом – проведение упражнений с применением тренажеров (динамических моделей). Тренажеры не только имитируют ход технологического процесса, но и «реагируют» на действия учащихся при регулировке аппарата, агрегата, установки, что значительно повышает эффективность обучения. Широкие перспективы проведения подобных упражнений по решению технологических задач открываются в связи с внедрением в учебный процесс персональных компьютеров. Обучение учащихся передовым высокопроизводительным приемам и способам работы. В практике производственного обучения сложились следующие наиболее эффективные способы обучения учащихся высокопроизводительным приемам и методам труда: - личный показ и пояснения мастером производственного обучения передовых приемов и способов труда; - организация специальных упражнений учащихся по отработке передовых приемов и методов труда на своих рабочих местах; - организация взаимообучения путем прикрепления учащихся, освоивших передовые приемы, к тем, кто их еще не освоил; - организация бесед высококвалифицированных рабочих с учащимися об особенностях организации и оснащения их рабочих мест, организации труда, особенностях приемов и способов труда, дающих высокие результаты; - привлечение квалифицированных рабочих предприятия, где учащиеся проходят практику, к показу передовых приемов и способов труда; - самостоятельные наблюдения учащихся за работой высококвалифицированных рабочих, специалистов; - широкое привлечение учащихся к рационализаторской деятельности, самостоятельному совершенствованию применяемых трудовых приемов и способов с коллективным обсуждением предложенных решений; - использование материалов школ передового опыта, школ передовых методов труда, действующих в цехе, на участке, на предприятии в целом; технологических карт, информационных бюллетеней, карт передовых методов труда, материалов научно-технической информации, должностных инструкций и др.; - использование цехового производственного инструктажа по освоению нового технологического оборудования и новых технологий.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2672)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |