Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доходы и расходы населения



2015-12-14 370 Обсуждений (0)
Доходы и расходы населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Политика регулирования уровня жизни населения в 1991-2000 гг. была одной из приоритетных целей в деятельности Правительства, Становление рыночных отношении в Республике Беларусь обнажило множество проблем в социально-трудовой сфере: ускорилось имущественное расслоение населения, особенно неработающих и нетрудоспособных граждан, ухудшилась структура денежных доходов населения (доля оплаты труда в денежных доходах населения снизилась е 73% в 1990 г. до 56% в 1999 г.), реальные доходы в 1 999 г. составили 90,2% уровня 1990 г.

Крайне низкий уровень заработной платы не обеспечивает мотивацию производительного труда, а сложившаяся система его оплаты не выполняет воспроизводственную, стимулирующую н социальную функции. Сформировался экономически не обоснованный, неоправданно высокий разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Средняя заработная плата незначительно превышает минимальный потребительский бюджет. Велика дифференциация в оплате труда как между сферами деятельности, так и между различными категориями работающих. Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется связь заработной платы с уровнем квалификации и образования работников, а также со сложностью выполняемой работы. Отсутствует должная увязка зарплаты с результатами хозяйственной деятельности. Имеет место разбалансированность структуры заработной платы (надтарифная часть зарплаты значительно превышает тарифную).

Падение уровня жизни населения, происходившее с 1991 г., было приостановлено начиная со второй половины 1996 г. В 1997 г. реальные денежные доходы населения возросли на 5%, реальная заработная плата -на 14,5%, в 1998 г. - на 19 и 1 7,8% соответственно. Вместе с тем августовский ( 1 998 г.) финансовый кризис в России оказал влияние на сложившуюся в республике тенденцию роста доходов населения. В 1 999 г. реальные доходы населения снизились на 2%, а реальная зарплата возросла лишь на 1.9%. В 2000 г. политика в сфере доходов сориентирована, с одной стороны, на повышение жизненного уровня всего населения республики," а с другой - на социальную поддержку беднейших категорий граждан.

Предполагается, что намеченные Правительством на 2000 г. меры по повышению оплаты труда позволят обеспечить выполнение в целом за период 1996-2000 гг. предусмотренных в Основных направлениях прогнозных параметров роста реальных доходов населения и несколько превысить их (106-106,5%).

Внесенные коррективы в нормативно-правовую базу, а также организационно-методические основы регулирования заработной платы и механизм формирования ее как в реальном, так и в бюджетном секторах расширяют границы сочетания государственного и договорного регулирования оплаты труда.Разработан и утвержден «Порядок повышения тарифной ставки I разряда в зависимости от роста объемов производства, реализации продукции и эффективности хозяйствования субъектами хозяйствования государственных форм собственности и субъектами с долей собственности государства в их имуществе», вступивший в силу в начале 1999 г.

В ближайшее время предстоит реализовать меры новой Концепции реформирования оплаты труда. Акценты смещены на повышение доли оплаты труда в ВВП, полное отражение зарплаты в затратах на производство продукции, совершенствование форм и методов оплаты труда, снижение необоснованной дифференциации заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам и доведение ее до уровня не менее 60% общего размера заработной платы работников.

В отраслях бюджетной сферы намечается поэтапно приближать тарифную ставку I разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету. Средняя зарплата работников бюджетной сферы будет поэтапно приближаться к заработной плате работников промышленности.

В принятом Трудовом кодексе Республики Беларусь системно представлены основные положения нормативно-правового регулирования оплаты труда.

Снижение покупательной способности населения привело к резкому сокращению среднегодового потребления на душу населения за 1991-1999 гг.: мяса и мясопродуктов (на 26,9 кг), молока и молочных продуктов (на 84,1 кг), яиц (на 134 шт.), рыбы и рыбопродуктов (на 10 кг), сахара (на 23,8 кг). Ниже рациональной нормы в 1999 г. население потребляло мяса и мясопродуктов (на 33,9 кг), молока и молочных продуктов (на 62,1 кг), яиц (на 112 шт.), рыбы и рыбопродуктов-(на 8,8 кг), овощей и бахчевых (на 45,9 кг). Существенно превышает нормы потребление хлеба и хлебопродуктов. Уменьшились объемы покупок непроизводственных товаров и товаров длительного пользования. Практически недоступным для населения, живущего за чертой бедности, оказалось потребление непродовольственных товаров длительного пользования из-за постоянного роста цен. Ниже минимальных нормативов для этой категории населения калорийность рациона питания. Глубокое неравенство в доходах и порождаемая им дифференциация социального положения ограничивают возможности радикальной трансформации сложившейся структуры потребления, обусловливают замедленное обновление «потребительской корзины».

Для преодоления этих трудностей повысилась трудовая активность населения. Более интенсивный характер приобрели такие экономические функции домашних хозяйств, как индивидуально-трудовая и предпринимательская деятельность, семейный бизнес, операции с ценными бумагами, так называемая «челночная торговля», интенсивная деятельность на индивидуальных, дачных земельных участках и в фермерских хозяйствах в целях повышения возможностей в самообеспечении продуктами питания. Доля потребления продуктов питания в 1999 г., произведенных в личном подсобном хозяйстве, в общем объеме потребления составляла: картофеля - более 80%, овощей и бахчевых - свыше 70, фруктов и ягод - более 50, мяса и мясопродуктов - 29,7, молока и молочных продуктов -около 30%. В семейном труде население, как правило, неуклонно стремится к минимизации материально-финансовых затрат, во многом за счет больших затрат живого труда. Это сопряжено с серьезной деформацией бюджета времени семьи и тем самым с ухудшением характеристик качества жизни населения.

В сфере формирования сбережений населения и привлечения их в организованные формы хранения в анализируемом периоде наблюдалось снижение реального содержания вкладов населения в коммерческих банках страны из-за высокого уровня инфляции. Низкие процентные ставки по депозитам населения на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 1995 г., не способствовали привлечению сбережений граждан в организованные формы хранения. Из-за несовершенного механизма индексации сбережений в связи с ростом инфляции не обеспечено восстановление реального уровня дореформенных вкладов и ценных бумаг граждан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О компенсации обесцененных вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг)». Население утратило доверие к финансово-банковской системе в результате имеющих место банкротств или неэффективной работы некоторых банковских учреждений и финансовых посреднических фирм, а также несовершенного механизма гарантирования сохранности и возврата вкладов и депозитов населения. В результате реальное содержание вкладов населения в банках страны в 1999 г. по отношению к 1998 г. составило только 30%, а норма накопления в этот же период снизилась с 10,9 до 4,3%.

В целях улучшения инвестиционного климата и активизации роста сбережений населения основные усилия политики в данной области в текущем году и ближайшей перспективе должны быть направлены на реализацию таких мероприятий, как восстановление обесцененных инфляцией дореформенных вкладов и ценных бумаг граждан; создание эффективного механизма гарантирования сохранности и возврата денежных средств; регулирование в нормативно-правовом порядке процентной политики по депозитам и кредитам населения на уровне, сопоставимом с ростом инфляции; создание системы правовых норм, регламентирующих деятельность коммерческих банков и небанковских учреждений по привлечению средств населения на более привлекательных условиях.

В 2001-2005г основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности.

Политика в области оплаты труда будет формироваться с учетом того, что з/п должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышению эффективности производства. В этой связи предусматривается к концу 2005г довести среднемесячную з/п работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл.США.

Содержание понятий природные ресурсы

Объекты и компоненты природной среды, которые используются либо могут быть ис­пользованы в будущем для удовлетворения разных потребностей людей, рбщественного производства, всего общества, называются природными ресурсами.

Совокупность всех природных ресурсов страны образует ее природное богатство.

Природные ресурсы условно делят на :

- неисчерпаемые (энергия Солнца, внут-мноетепло, атмосферные осадки -дождь, снег);

- почерпаемые возобновляемые (почвен­ные, растения, животные);

- невозобновляемые (полезные ископае­мые).

По принадлежности к компонентам при­родной среды природные ресурсы делят на биологические, геологические, климатические, водные, земельные, растительные, животные, лесные и другие.

По характеру использования природные ресурсы разделяют на: энергетические, топ­ливные, сельскохозяйственные, заповедные, лекарственные, рекреционные, строительные идругие.

Для самообеспечения Беларуси есть еще достаточное количество многих видов мине­рального сырья (калийные и каменные соли, глины, мел, песок, строительный камень), воды, сельскохозяйственных земель, зон отдыха и туризма. Некоторых видов природных ресурсов недостаточно для хозяйствования - это нефть, уголь, природный газ, металлы. Экономичес­кий рост страны требует разработки месторож­дений природных ресурсов, доставки в респуб­лику сырья из других государств. Эксплуатация природных ресурсов должна вестись в опреде­ленных пределах, которые не увеличивают на­грузку на окружающую среду, сохраняют эколо­гию Белоруссии.

 

30. Автомобильный транспорт.В народном хозяйстве Беларуси первые 20 автомобилей появились в 1920 г., а первые ав­тобусные маршруты, на которых работало 15 автомобилей, были открыты в г.Минске в 1924 г. В 1940 г. б1автомобильный парк республики насчитывал более 20 тыс, машин, в том числе 200 автобусов. В 1945 г. автомобильный парк рез­ко сократился, только автобусов на всю респуб­лику осталось 21 единица, а легковых такси 6 штук. Таков итог войны для автомобильного транспорта Беларуси.

В 1985 г. грузовой подвижной состав авто­мобилей общего пользования составил 34557 единиц, автобусов общего пользования -1 1946 единиц, легковых таксомоторов общего пользования 2728, а легковых служебных авто­мобилей - 17069 единиц. В личной собствен­ности граждан находилось 388,5 тыс. штук лег­ковых автомобилей.

Автомобильный парк республики увеличи­вается. Произошли изменения в подвижном составе по формам собственности. Процесс приватизации парка грузовых автомобилей и автобусов, как видно из приведен­ных данных, происходил довольно интенсивно. Значительно выросло число легковых автомо­билей в личной собственности. Работа автомобильного транспорта по пе­ревозке грузов не была столь успешной, как рост парка подвижного состава.

31. Связь.Связь общего пользования предназначе­на для удовлетворения потребностей населе­ния, органов государственной власти и управ­ления, предприятий, организаций, учреждений в услугах связи. Связь общего пользования от­крыта для пользования всеми физическими и юридическими лицами.

На территории Беларуси регулярная почто­вая связь бэта организована в 1667 году с на­чалом функционирования почтового маршрута Москва - Смоленск - Могилев - Минск - Вильна. Со второй половины 17 века развивается и внутренняя почта. Линия Петербург - Киев че­рез Витебск - Могилев - Гомель была в числе первых междугородних линий. В начале 50-х годов 19 века через Белоруссию проложены телеграфные линии Петербург - Варшава и Петербург - Киев. В 1859 году начала действо­вать телеграфная линия Минск - Бобруйск. В 1885 году созданы Минский, Витебский и Могилевский почтовые округа. В 1896 году пост­роена телеграфная станция на 100 номеров Минске, в 1904 году - на 50 номеров в Пинске. В 1910 году Минск имел телеграфную связь с Петербургом, Вильной, Белостоком, Брестом, Бобруйском, Гомелем, Гродно и др. городами Белоруссии. Почта в дореволюционной Бело­руссии обслуживала преимущественно города, уездные и волостные центры. В 1916 оду междугородние телефонные линии обслуживали около 40 населенных пунктов. В 1917 году в Минске работала телефонная станция на 1200 номеров.

В советское время предприятия связи и линейные сооружения восстановлены и расши­рены. В 1925 г. начали работать радиостанции в Гомеле и Минске. В 30-е годы началась теле­фонизация сельской местности, В 1932 году в Минске сдана в эксплуатацию первая в БССР автоматическая телефонная станция на 6000 номеров. В 1940 году все 195 городов и район­ных центров Белоруссии были телефонизиро­ваны, 188 населенных пунктов имел и телеграф­ную связь. Сельская телефонная связь охваты­вала 2208 сельских советов (почти 80%), 301 МТС, 65 совхозов и др. госхозов, 807 колхозов. Протяженность междугородних телефонных линий превысила 26 тыс. км, междугородняя телефонная связь предоставлялась населению в 653 пунктах. Во время Великой Отечествен­ной войны почти 80% линейного хозяйства свя­зи БССР было разрушено.

В 1945 году открыта постоянная радиоте­леграфная связь между Минском и Москвой. В конце 40-х и в начале 50-х гг. внедрены тональ­ная система телеграфирования, аппаратура прямых соединений и абонентского телеграфа, почтообрабатывающие машины. Построены почтамты в Минске (1954), Витебске (1960), Могилеве (1961), Гродно (1970), реконструирован почтамт в Бресте (1972). В 1956 г. начались регулярные телевизионные передачи.

Виды связи: почтовая, телеграфная, теле­фонная, радиорелейная, спутниковая.

Информационную деятельность осуществ­ляют: радиовещание, телевидение, Союзпе­чать - тесно связанные с техническими и орга­низационными системами связи.

Услуги связи выражает показатель отправ­лений (писем, посылок и т.д.), представленных междугородных телефонных разговоров, обес­печенность телефонными аппаратами и др.

Отправление в 1990-1995 гг. писем сокра­тилось с 302 млн. до 134, газет и журналов - с 2201 млн. до 568, посылок - с 8,2 млн. до 0,6, телеграмм - с 10,6 млн. до 2,4.

Число телефонных аппаратов сети обще­го пользования или имеющих на нее выход в

1990 году равнялось 1749,8 тыс. штук, а к 1995 г. увеличилось до 2159,6 тыс. штук. Обеспечен­ность населения домашними телефонными аппаратами сети общего пользования на 100 семей с 1990 по 1995 гг. увеличилось соответ­ственно с 37,2 до 49,1. Резко выросло число телефаксов, с 631 в 1991 г. до 8901 в 1995 г.

Число телерадиоприемных точек, начиная с 1992 года, имеет тенденцию к сокращению. Радиоприемников в 1992 г. было 3151 ив 1995 г. - 3031, телевизоров соответственно - 3582 и 3139.

 

32.Министерство экономики РБ (Минэко­номики). Минэкономики РБ является централь­ным органом управления и подчиняется Каби­нету министров РБ. Оно несет непосредствен­ную ответственность за выработку и реализа­цию экономической политики государства, организацию и проведение экономических ре­форм. Министерство экономики подготавливает:

• научно обоснованные государственные экономические программы;

• программы финансовой стабилизации на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

• ежегодные социально-экономические прогнозы по республике в целом по секторам экономики, отраслям и регионам и механизм их реализации;

• координирует деятельность в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и соци­альной политики;

• разрабатывает принципы функциониро­вания рыночной системы хозяйствования;

• осуществляет меры по сдерживанию ин­фляции;

• разрабатывает принципы и механизм инвестиционной политики государства;

• разрабатывает основные направления внешнеэкономической деятельности государ­ства;

• подготавливает предложения по эконо­мическим вопросам обороны;

• является головным органом по управле­нию социально-экономическими процессами в республике.

Министерство экономики РБ подготавли­вает и координирует многие другие экономи­ческие вопросы функционирования народного хозяйства.

Министерство финансов РБ (Минфин) -центральный орган управления, подчиняется кабинету Министров РБ. Основными задачами Министерства являются:

• обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

• разработка предложений по совершен­ствованию форм финансовых взаимоотноше­ний предприятий , учреждений, организаций и граждан с государством и по обеспечению ро­ста финансовых ресурсов;

• эффективное проведение бюджетной и налоговой политики;

• контроль за выполнением требований Закона Республики Беларусь «О ценных бума­гах и фондовых биржах», а также за соблюде­нием государственной финансовой и валютной дисциплины;

• разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного кон­троля в министерствах и других центральных органах управления;

• финансовое обеспечение подведом­ственных учреждений и организаций;

- участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;

- контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процесс интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

- осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей народ­ного хозяйства и регионов, разрабатывает предложения по совершенствованию финан­сово-кредитного механизма и увеличению до­ходов бюджета.

Министерство финансов разрабатывает бюджет - основной финансовый план форми­рования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государствен­ной власти.

33. Министерство статистики и анализа РБ (Минстат) - центральный орган управления, осуществляющий руководство государствен­ной статистикой. Основными задачами Мини­стерства являются:

- сбор, разработка, обобщение и анализ статистической информации о социальном и экономическом положении по республике в целом и отдельно по административно-терри­ториальным единицам и отраслям народного хозяйства;

- составление национальных счетов, обес­печение полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информа­ции;

- обеспечение функционирования Едино­го государственного регистра предприятий и организаций на основе учета всех юридичес­ких лиц на территории Республики Беларусь;

- участвует в составлении Национальным банком платежного баланса;

-обеспечивает подготовку статистической информации по основным социальным и эко­номическим показателям Республики Беларусь в сравнении с аналогичными показателями дру­гих государств.

Министерство по управлению государ­ственным имуществом и приватизации РБ (Мингосимущество)- центральный орган уп­равления.

На Мингосимущество возложена ответ­ственность за проведение государственной политики в вопросах управления и распоряже­ния государственным имуществом, относящим­ся к республиканской собственности. Основ­ными задачами Министерства являются:

- управление и распоряжение государ­ственным имуществом, относящимся к респуб­ликанской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов, а также иного имущества, определяемого зако­нодательством Республики Беларусь;

- анализ эффективности использования и сохранности имущества, находящегося в рес­публиканской собственности;

- выполнение функций держателя акций, принадлежащих государству, а также функций арендодателя при сдаче в аренду государ­ственных предприятий и их структурных под­разделений, относящихся к республиканской собственности, кроме случаев, когда эти функ­ции возложены на другие министерства и иные центральные органы управления республики Беларусь;

- организация и проведение совместно с министерствами и иными центральными орга­нами управления Республики Беларусь рабо­ты по разгосударствлению имущества, относя­щегося к республиканской собственности;

- представление интересов государства как собственника при разгосударствлении и приватизации имущества, находящегося в рес­публиканской собственности, защита прав и интересов Республики Беларусь как на ее тер­ритории. Так и за рубежом.

 

36. Национальный банк Республики Бела­русь (НР РБ) - является центральным банком Республики Беларусь, находится в собственно­сти республики и подотчетен Верховному Со­вету Республики Беларусь. Главной целью по­литики и деятельности НР РБ является обес­печение внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы, поддержа­ние стабильных цен, обеспечение ликвиднос­ти, кредитоспособности и надежности функци­онирования стабильной денежно-кредитной (банковской) системы, поддержка общей эко­номической политики Правительства Респуб­лики Беларусь.

Основными задачами НБ РБ являются:

- выработка и проведение денежно-кре­дитной политики Республики Беларусь;

- выдача лицензий и осуществление над­зора за юридическими лицами, занимающими­ся выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, по­лученных от физических и юридических лиц.

Национальный банк РБ выступает в роли банкира, экономического советника и финан­сового агента Правительства Республики Бе­ларусь; содействует нормальному функциони­рованию банков, обеспечивая создание им рав­ных условий для конкуренции и развития; осу­ществляет на взаимной основе координацию денежно-кредитной и нормативной политики с центральными банками других государств; ока­зывает банковские услуги иностранным прави­тельствам, зарубежным и центральным банкам и финансовым органам.

Основные функции НР РБ:

- проведение единой государственной де­нежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения и расчетов РБ с иност­ранными государствами;

- валютное регулирование;

- выполнение функций центрального депо­зитария;

- организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

- консультирование, кредитование и осу­ществление функций финансового агента пра­вительства и местных органов власти, органи­зация совместно с Минфином РБ исполнения республиканского и местных бюджетов;

- осуществление государственной регист­рации банков, кредитных, финансовых и иных учреждений, занимающихся банковскими опе­рациями;

- надзор за деятельностью банков по со­блюдению ими безопасного и ликвидного фун­кционирования;

- регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

- регулирование кредитного рынка;

- обеспечение единого порядка бухгалтер­ского учета и отчетности в банковской системе республики;

- определение и утверждение порядка, форм и правил организации безналичных рас­четов в народном хозяйстве РБ и ответствен­ность за их нарушение;

- разработка платежного баланса РБ;

- регистрация эмиссии ценных бумаг бан­ков в порядке, им установленном.

Национальный банк РБ пользуется моно­польным правом эмиссии банкнот и монеты на территории РБ в качестве официального пла­тежного средства. НБ РБ обладает исключи­тельным правом на выдачу лицензий на совер­шение банковских операций и правом надзора над банками и филиалами иностранных банков, получившими лицензию.

 

 

34. Концерны. Правительством Республики Беларусь мо­гут создаваться объединения предприятий и организаций (в том числе концерны), имуще­ство которых находится в собственности Рес­публики Беларусь, с передачей указанным объединениям функций по управлению объек­тами государственной собственности.

Правительству Республики Беларусь под­чинены следующие объединения:

• Белорусский государственный концерн по нефти и нефтепродуктам (концерн «Бел-нефтепродукт»)

. • Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»)

• Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народ­ного потребления (концерн «Белместп-ром»)

• Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевти­ческой и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм»)

• Белорусский государственный концерн по производству химической и нефтехими­ческой продукции (концерн «Белхимнеф-тепром»)

• Белорусский государственный научно-про­изводственный концерн порошковой ме­таллургии

• Белорусское государственное объедине­ние по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (государственное объединение «Белвтор-мет»)

• Белорусский государственный производ­ственно-торговый концерн по морскому рыболовству, завозу, переработке и реали­зации рыбы и рыбопродукции (концерн «Белморрыбпром»)

• Белорусская железная дорога

• Белорусский концерн по материальным ресурсам (концерн «Белресурсы»)

• Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленнос­ти (концерн Беллесбумпром»)

• Белорусский концерн по топливу и газифи­кации (концерн «Белтопгаз»)

• Белорусское государственное предприя­тие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз»

• Белорусский республиканский союз пред­приятий бытового обслуживания населе­ния (Белбытсоюз)

• Белорусский республиканский союз потре­бительских обществ (Белкоопсоюз)1 Концерны Республики Беларусь - органы государственного управления определенными сферами деятельности. В рыночной экономи­ке концерны выполняют иные функции. В на­стоящее время в России и Беларуси создают­ся финансово-промышленные группы, по сво­ей организационной и правовой сущности они должны стать органами, объединяющими фун­кции управления, финансирования и производ­ства крупными объединениями предприятий.

 

35. Экономическая политика переходного периода от плановой к рыночной экономи­ке (1990-1997 гг.). Основная особенность этого периода состоит в том, что экономичес­кую политику формулируют деятели и партии различных политических течений. Проводит экономическую политику в жизнь Президент и правительство, которые вынуждены учитывать экономическую политику оппозиции.

А.Лукашенко

Установление государственного контроля за ценообразованием, предоставление права контроля за ценами на потребительские това­ры и услуги общественным организациям.

Установление законодательных условий, когда рост производства продукции в натураль­ном или качественном выражении, а также сни­жение затрат станут единственно возможны­ми и законными факторами увеличения прибы­ли и заработной платы.

Процессы изменений отношений собствен­ности, реально протекающие в стране, долж­ны быть подкреплены соответствующим изме­нением системы управления экономикой. Для этого будет введен режим прямого управления государственными предприятиями; определен жесткий порядок назначения руководителей госпредприятий по принципу их профессиона­лизма и ответственности; четко разграничены полномочия местных и республиканских орга­нов власти и управления. Будут приняты меры для создания условий справедливой конкурен­ции; сохранения рынков сырья и сбыта в ближ­нем зарубежье, продвижения белорусских то­варопроизводителей на рынки Европы, Азии и других континентов. Государственная поддержка будет оказана высокоэффективным проектам структурной перестройки производства. Государственная поддержка оказывается предприятиям незави­симо от их формы собственности, а также не­спекулятивному предпринимательству. 1. «Программа перехода Белорусской ССР к рыночной экономике» была одобрена Верховным Советом республики в октябре 1990 г. К этому времени в Советском Союзе разработали программу перехода к рыночной экономике, получившую название «500 дней» - срок, в который намеревались начать и, в ос­новном, завершить рыночные реформы. В Бе­ларуси осознали, что переход к рыночной эко­номике необратим и что союзные программы неприемлемы для суверенного государства.

Основные разделы программы были сле­дующие:

1. Социально-экономическая ситуация в республике (признано наличие глубокого кри­зиса экономики, распад потребительского рын­ка, усиление инфляции, снижение уровня жиз­ни народа);

2. Необходимость перехода к рыночной экономике. Этапы перехода (отношения плано­мерности) должны включать механизмы саморегуляции, формирующие новую экономичес­кую среду, основанную на многообразии форм собственности, развитии предприниматель­ства и конкуренции, открытости и интеграции в общесоюзное и мировое хозяйство; необходи­мы чрезвычайные меры по стабилизации экономики. К таким мерам отнесены:

- оздоровление финансов,

- укрепление денежного обращения;

- поддержание сложившихся хозяйствен­ных связей

- недопущение спада производства;

- защита потребительского рынка респуб­лики (насыщение его товарами, временного нормирования их распределения).

В последующие годы названные меры по стабилизации экономики Беларуси, в основ­ном, оставались неизменными ибо экономи­ческая действительность требовала регулиро­вания процессов в этих сегментах народного I хозяйства.

 

37. Государственная программа Бело­русской ССР по стабилизации экономики и социальной защите населения (принята в июле 1991 г.). Эта программа строилась на ос­нове республиканской программы перехода к рынку. Стратегическим направлением призна­валось формирование эффективной социаль­но-ориентированной рыночной экономики. Ак­цент делается на стабилизацию экономики и социальную защиту населения.

Кратко остановимся на структуре програм­мы, ее основных разделах:

- экономическая ситуация в республике;

- первоочередные меры по ускорению пе­рехода к рыночным отношениям;

- неотложные меры по стабилизации эко­номики

- неотложные меры по социальной защи­те населения и совершенствованию трудовых отношений;

-стабилизационные меры в основных сек­торах экономики

Неотложными задачами в программе были названы:

1. Последовательное выполнение про­граммы перехода республики к рыночной эко­номике и развитию свободного предпринима­тельства. 2.Предотвращение разрушения экономи­ки республики, дальнейшего спада производ­ства в жизнеобеспечивающих отраслях. 3. Совместными усилиями республики и центра не допустить неуправляемой инфляции и развала денежного обращения.4. Остановить падение жизненного уров­ня народа, нормализовать снабжение населе­ния продовольствием, медикаментами, товара­ми первой необходимости.Перечисленные задачи, говорилось в про­грамме, «требуется решить в ближайший пери­од», продолжительность которого не была обо­значена. Актуальность задач не потеряла сво­его значения и в конце 90-х годов. Они оста­лись простой декларацией и являют собой при­мер того, как не следует формулировать нео­тложные задачи, не познав природу экономи­ческого явления или процесса.Центральное место в программе отведе­но проблеме стабилизации экономики, кото­рая рассматривалась в двух направлениях. Пер­вое направление - это неотложные меры по стабилизации финансово-кредитной системы, ценообразования и ресурсной базы. Экономи­ческий суверенитет республики настоятельно требовал решения именно этих проблем и они стали центральным звено в цепи рыночных ре­форм, каковыми продолжают оставаться и в настоящее время. Второе направление - ста­билизационные меры в основных секторах эко­номики. Здесь уклон, в значительной степени, был сделан на формирование внутреннего рын­ка Беларуси. В этом состоит положительное значение программы, хотя выполнить эти на­метки не удалось.В целом программа, особенно в части ста­билизационных мер в основных секторах эко­номики, строилась как план-прогноз на пред­стоящий год по методологии плановых постро­ений предшествующих лет. Правительство все еще находилось в плену старых плановых схем и организационных систем административно­го управления. В мае 1991 г. был опубликован проект государственной программы стабили­зации экономики и социальной защиты насе­ления республики, который, на наш взгляд, со­держал больше мероприятий рыночного харак­тера. Отдельными разделами были: развитие предпринимательства; разгосударствление и приватизация; демонополизация и создание конкурентной среды; развитие рыночной инфраструктуры. Эти разделы в программу не вош­ли, а были обозначены краткими, малознача­щими фразами. В разделе неотложных мер по стабилизации экономики проект программы содержал следующее положение: «Завершить до 1 июля текущего года разработку областных балансов производства и потребления, ввода и вывоза сырья, продукции и товаров как осно­вы для формирования планов на 1992 год. На основе указанных балансов пересмотреть структуру производства, имея в виду сократить выпуск продукции, подлежащей вывозу из рес­публики и увеличить производство недостаю­щей продукции. Разработать программу макси­мального самообеспечения республики». В программу этот тезис не вошел. Осуществить данную работу организационно и методологи­чески сложно, но тем не менее, ее необходи­мо сделать. Время составления таких балансов не упущено, они будут нужны для индикативно­го планирования как инструмент государствен­ного регулирования производства и реализа­ции продукции и сырья. Сама постановка про­блемы (разработки областных балансов) со­держала две важнейшие проблемы, которые актуальны в республике в настоящем и буду­щем - это, во-первых, создание внутреннего рынка и, во-вторых, реструктуризация народ­ного хозяйства Беларуси.

В августе 1991 г. политическая ситуация резко изменилась, а к концу года Советский Союз распался. Государственные программы в области экономики Беларуси перестали разра­батывать.

Значение рассматриваемой программы, на наш взгляд, состоит в осознании необходимо­сти стабилизации экономики и движения ее к рынку. Проблема стабилизации экономики Бе­ларуси не решена. Это комплексная, самосто­ятельная проблема и ее нельзя смешивать с другими социальными, политическими и эконо­мическими проблемами, как и нельзя рассмат­ривать изолированно от других проблем. Тем не менее, по-нашему мнению, Правительство в следующем (1992 г.) сузило проблему стаби­лизации экономики Беларуси. Рассмотрим сле­дующий документ экономической политики Правительства.

 

 



2015-12-14 370 Обсуждений (0)
Доходы и расходы населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доходы и расходы населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)