Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ




Понятие философии

Философия зародилась примерно в VII-VI в. до н.э в древних культурах Индии, Китая, Греции. Слово «философия», которое впервые ввел в речевой оборот, как полагают, Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.), происходит от греческих корней: phileo - люблю и sophia - мудрость ипереводится буквально как «любовь к мудрости».

Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мыслителей: они открыли силу разума, силу рационального мышления. Сущность этой силы - в логической необходимости, т. е. в том, что из признания истинности посылок с необхо-димостью вытекает истинность выводимых из них следствий. Это значит, что можно устанавливать и доказывать истину на основе логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, без обращения к непосредственной проверке ее в опыте. Философия в их понимании была искусством добывать истинное знание с помощью разума, логики, мысленных выкладок. Искусство такого рода древние греки называли теоретическим. Таким образом, философия явилась той культурной формой, в которой впервые стало развиваться теоретическое мышление.

С момента возникновения философии и до нашего времени прошло чуть менее трех тысячелетий. За это время возникло множество учений, авторы которых называли себя «философами», а свои идеи - «философскими». Разнообразие философских идей и учений настолько велико, что может казаться невозможным вообще найти что-либо общее, объединяющее их под знаком философии. Немецкий философ В. Виндельбанд по этому поводу писал: «С философами, по-видимому, дело обстоит приблизительно так, как с отдельными личностями, носящими имя Павла, по отношению к которым также никто бы не мог найти общего признака, на основании которого они носят это общее имя». Но, продолжал он, эта аналогия слишком рискованна: если ее принять, то «общая история философии была бы бессмыслицей. Она имела бы тогда ровно столько же смысла, как если бы кому-нибудь пришло в голову написать историю всех людей, называвшихся Павлами».

Какова же главная нить, связывающая в единое целое разнообразные исторические варианты философии? Вряд ли ее удастся представить в виде границы, очерчивающей содержание философии. Тематика философских размышлений не имеет границ. Различные вопросы то входят в поле зрения философов, то выходят из него: философия постоянно всматривается в общественную жизнь и откликается на нужды современности, зачастую ставя вопросы, которые затем получают решение в науке и практической деятельности людей.

Сущность и специфика философии, скорее всего, не столько в ее тематике, которая за исключением некоторых «вечных» проблем непостоянна, сколько в ее подходе к поднимаемым ею проблемам.

С древности и до наших дней предметом философских размышлений являются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней. По этому поводу английский философ XX века А. Уайтхед как-то заметил: «Истинный метод философского творчества состоит в том, чтобы выработать наилучшую (в пределах наших возможностей) схему общих идей и бесстрастно применять их к истолкованию опыта». Исходя из сказанного, можно дать краткое определение философии.

Ø Философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности.

Следует иметь в виду, что данное определение слишком кратко, чтобы дать достаточно ясное и полное представление о сущности философии. Философия очень сложна и разнообразна по своему содержанию и формам, так что кратко определить ее невозможно. Какого-то одного, общепринятого определения философии не существует.

3.2. Состав философского знания

В ходе развития философии в ней исторически складывались различные области исследований, каждая из которых охватывала определенную совокупность взаимосвязан-ных проблем. Со временем эти области исследований превратились в разделы философс-кого знания.

Классическими разделами философского знания считаются:

Онтология(греч. on, ontos - сущее+logos - учение) - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий наиболее общие (универсальные) принципы, законы и категории сущего (существующего). Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и не сводился бы к ним.

Гносеология(греч. gnosis - знание+logos - учение) – теория познания; раздел философии,исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания.

Эпистемология (греч. episteme – достоверное знание) - теория науки; раздел философии, изучающий методы и формы научного познания.

Логика(греч. logike – наука о правильном мышлении, «искусство рассуждения») - раздел философии, связанный с познанием форм, методов и законов мышления.Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждений, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, то логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.

Философская антропология(греч. anthropos - человек+logos - учение) - раздел философии, исследующий наиболее общие принципы и законы человеческого бытия.

Философия общества (философская социология) - раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов общественного бытия людей.

Аксиология(греч. axios – ценный + logos - учение) - теория ценностей; раздел философии, исследующий ценности как основания целеполагающей деятельности людей.

Этика (греч . ethika, от ethos - обычай, нрав) - учение о добре и зле; раздел философии, объектом исследования которого является мораль и нравственность.

Эстетика(греч . aisthetikos - чувствующий, чувственный) - учение о прекрасном и безобразном; раздел философии, изучающий сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, а также область художественной деятельности людей.

Состав философского знания, однако, этим не исчерпывается. Наряду с указанны-ми основными отраслями философского знания, где сосредоточены его наиболее фунда-ментальные проблемы, в различных областях человеческой деятельности также возника-ют вопросы, касающиеся их предельных оснований и потому имеющие философский характер. Поэтому в процессе развития культуры возникли и другие разделы философского знания: философия культуры, философия религии, философия права, философия искусства, философия техники, философия физики, философия биологии и т. п.

Важное место в составе философского знания занимает история философии. Мож-но даже сказать, что философия и история философии - это в некотором смысле одно и то же. Ибо история философии и есть философия, обрисованная в ее историческом развитии. Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории.

Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга непроходимыми границами. Есть немало философских проблем, которые, так или иначе, затрагиваются сразу несколькими дисциплинами. Например, вопрос о ценностях освещается в разных аспектах - не только в аксиологии, но и в философии культуры (культурные ценности), в этике (добро как ценность), в эстетике (красота как ценность).

Функции философии

Вопрос о функциях философии - это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское знание. К основным функциям философского знания относятся следующие:

Мировоззренческая функция. Философские размышления - это средство разработки мировоззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях в конечном счете выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах философов, получить признание и распространение в обществе. Таким образом,мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоззренческих вопросов.

Методологическая функция. Метод - это способ действий. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках - методологическими знаниями. Методологическая функция философии обусловлена тем, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности. Формулируемые в филосо-фии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.

Очень важна методологическая функция философии в научном познании. Она проявляется через многообразные механизмы влияния философии на развитие науки. К философии приходится обращаться при решении вопросов о том, что такое истина и по каким признакам ее можно отличить от заблуждения, что такое научный факт и научный закон, каким критериям должны соответствовать научные гипотезы, при каких условиях можно считать теорию подтвержденной, а при каких - опровергнутой, и т. д. Все это - общеметодологические вопросы научного познания.

Особенно велика роль философских идей в революционные периоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий. Философские идеи при этом выполняют эвристическую (от др.-греч. - heuristiko, лат. Evrica - «отыскиваю», «открываю») функцию, выступая в качестве методологических средств для определения и оценки путей и перспектив дальнейшего развития научного знания. Они выполняют селективную функцию при выборе (селекции) исходных принципов научной теории, на основе которых формулируются другие ее законы. Им свойственна также конструктивная функция: с их помощью строится интерпретация «физического смысла» новых теорий и объяснение их места и роли во всей системе научных знаний. Таким образом, союз науки с философией является необходимым условием прогресса научного познания.

Критическая функция. Важной задачей философской мысли в каждом обществе является анализ и критика существующей социальной действительности. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.Особенностью философской критики выступает то, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а направляет главный удар против укоренившихся догм, стандартов мышления, «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами, подобно шорам мешают им увидеть действительность в истинном свете и понять, что нужно делать для ее улучшения.

Интегративная функция. Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию. Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.

Аксиологическая функция. Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к мирупредставляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности,в роли которых выступают эти принципы. Оценочная дея-тельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии способ-на выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

Прогностическая функция. Философское мышление необходимо для прогнозиро-вания изменений социальной действительности. В философии рассматриваются и обсуж-даются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосно-вываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. На-мечаемые сначала в сфере философии пути и принципы совершенствования общества за-тем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ его развития.

Идеологическая функция. В социально неоднородном обществе интересы и стрем-ления различных классов и социальных групп сталкиваются, вступают в противоречие друг с другом. Следствием этого является формирование идеологии, т.е. системы концеп-туально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к дей-ствительности и друг к другу, а также оцениваются существующие в обществе формы господства и власти. В философских учениях развивается и теоретически обосновывается идеология определенных классов и социальных групп. В этом заключается идеологичес-кая функция философии.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)