Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ



2015-12-14 668 Обсуждений (0)
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




(07.06.2015)

 

ESSE EST PERCIPI [лат. существовать - значит быть воспринимаемым] – центральный принцип онтологии Д. Беркли, согласно которому вещь существует ровно настолько, насколько существует ее образ в сознании индивидуального субъекта. Данный принцип основывается на утверж-дении Д. Беркли, что единственно достоверным знанием субъекта является знание об идеях, находя-щихся в его сознании. Утверждать, что за пределами сознания существуют объекты, инициирующие появление идей в сознании, означает выход за пределы достоверного знания. Таким образом, Д. Беркли формулирует радикальную доктрину субъективного идеализма, последовательное развитие которой неизбежно ведет к солипсизму.

LAISSEZ-FAIRE [франц. позвольте делать) - экономическая доктрина, отстаивающая принципы невмешательства государства в экономику. Впервые обоснована в работах экономистов классической школы, в частности, в труде А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

POST HOC, ERGO PROPTER HOC [лат. после этого, следовательно, вследствие этого] - формула неправильного умозаключения, принимающего смежность по времени за причинную связь.

VANITAS VANITATUM ET OMNIA VANITAS (лат. суета сует, всё – суета) - латинское крылатое выражение применяющееся для описания чего-либо мелкого, ничтожного, не имеющего истинной ценности. Впервые выражение встречается в латинском переводе Библии Вульгате в «Книге Екклесиаста» (1:2-9): «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

АБСОЛЮТИЗМ - в политическом смысле есть форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII столетий господствующею государственною формою, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем свое знаменитое «L'Etat c'est moi» («Государство - это я»).

АВТАРКИЯ [греч. autarkeia – довольство самим собой, самостоятельность, от autos - сам, и arkein - быть вольным] – состояние независимости от внешнего мира, в том числе и от других людей. Термин употреблялся Платоном и Аристотелем; киники, киренаики и стоики считали А. жизненным идеалом: «мудрецу достаточно самого себя».

АГНОСТИЦИЗМ [греч. а - отрицательная приставка + gnosis – знание, agnostos - недоступный познанию] - философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Термин «А. » был введен в 1869 англ. естествоиспытателем Т. Гексли, однако сомнения в способности человека познать окружающие его вещи были выражены уже античными софистами и скептиками. Крупнейшими представителями А. в философии Нового времени считаются Д. Юм и И. Кант. Кант признает, что вне и независимо от нас существует внешний мир, который, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения. Этот мир Кант называет «вещью в себе». «Вещь в себе» - источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения упорядочиваются и составляют с помощью категорий рассудка те или иные представления о предметах - «вещи для нас», как называет их Кант. Но вопрос о том, похожи «вещи для нас» на «вещь-в-себе», или, иначе говоря, наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы ощущаем алый цвет вишни, ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все это наши субъективные переживания, которые наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть «мир сам по себе» по себе, он видит его только через призму своей чувственности. Грубо говоря, решить этот вопрос мог бы лишь наблюдатель, способный видеть образы вещей в нашем сознании и сами вещи. Но человек не является таким наблюдателем, поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. Это рассуждение Канта подвергалось критике многими философами. В частности, К. Маркс указал на то, что сравнение нашего представления о мире с самим миром осуществляется в практической деятельности и успех нашей практики как раз и свидетельствует о том, что мы, в общем, имеем правильное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Вместе с тем А. Юма и Канта оказал громадное влияние на философию 19—20 столетий. После Канта каждый уже четко проводит грань между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Как филос. учение А. внутренне противоречив и непоследователен, однако его важная заслуга перед философией состоит в том, что он нанес сокрушительный удар по «наивному реализму» — вере в то, что внешний мир таков, каким мы его себе представляем.

АКЦИДЕНЦИЯ [лат. accidentia - случай, случайность] - философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, атрибутивного, которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Физике", затем — Порфирием, разделившим А. на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые" (цвет кожи у человека).

АНАЛОГИЯ [греч. analogos - соответствие, сходство] - сходство объектов в каких-то признаках. Умозаключение по А. - рассуждение, в котором сравниваются два объекта и на основании сходства ряда признаков этих объектов делается заключение о сходстве и других признаков. Сравниваться могут как отдельные предметы, так и системы и неупорядоченные множества предметов, как реально существующие явления, так и мыслимые предметы, свойства и отношения.

АНАМНЕСИС [греч. anamnesis - припоминание] – термин философии Платона, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей то, что она в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к припоминанию.

АНИМИЗМ [лат. anima, animus - душа, дух] – система представлений об особой силе, существующей в теле человека и животного, (иногда и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. С этими представлениями связано учение о реинкарнации (переселении душ), а также существование души в загробном мире.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА – в «Критике чистого разума» И. Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. В своем учении о разуме как высшей познавательной способности Кант вводит понятие «идей разума». Разум, создавая идеи, «доводит синтез до степени, превышающей всякий возможный опыт. Кант говорит, что существуют три «трансцендентные идеи» разума: космологическая (мир как целое), психологическая (душа как безусловное единство всех душевных явлений и процессов) и теологическая (идея о Боге как о безусловной причине всего сущего и мыслимого вообще). Когда разум ставит вопрос о мире в целом, возникают антиномии (см. АНТИНОМИЯ). В случае с космологической идеей одинаково может быть доказано, что мир вечен или что он имеет начало; что мир бесконечен или что он заключен в определенные границы и т.д. Поскольку данные идеи не опираются на опыт, найти единственно правильный ответ невозможно.

АНТИНОМИЯ [греч. antinomia - противоречие закона самому себе] - логически невозможное соединение двух противоречащих друг другу высказываний относительно одного и того же предмета мысли. Примером может служить вариант А., предложенный английским философом Б. Расселом. Представим, что совет какой-то деревни так определил обязанности парикмахера: брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами, и только этих мужчин. Должен ли он брить самого себя? Если да, то он будет относиться к тем, кто бреется сам, а тех, кто бреется сам, он не должен брить. Если нет, он будет принадлежать к тем, кто не бреется сам, и, значит, он должен будет брить себя. Т.о., этот парикмахер бреет себя в том и только том случае, когда он не бреет себя. Это, разумеется, невозможно.

АНТРОПОМОРФИЗМ[см. СОЦИОАНТРОПОМОРФИЗМ]

АПО́КРИФЫ (от др.-греч. apokryphos - скрытый, сокровенный, тайный) – произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесён к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон. Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные.

АПОРИ́Я [греч. aporia - безысходность, безвыходное положение] – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и их мысленным анализом.

АПРИОРИ [лат. a priori, букв. - из предшествующего] - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Во введении к "Критике чистого разума", говоря о происхождении наших знаний, Кант писал: «...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта». Кант считал, что возбуждая чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание «складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой...». Кант различал априорные формы чувственности - пространство и время, и априорные формы рассудка - чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения. Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств.

АРМАГЕДДО́Н [ивр. хар Мегиддо - «гора Мегиддо», название холма в 10 км от г. Афула на севере Израиля] - в христианстве место последней битвы Добра со Злом в конце времен. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что цари всей земли будут собраны на войну, которая произойдёт в великий день Всемогущего Бога. Это сражение и ознаменует собою конец света, который описывается в Апокалипсисе.

АРТЕФИЦИАЛИЗМ [лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный] - вера в возникновение предметов и явлений природы искусственным путем. Земля и солнце, свет и ветер, сам человек и происходящие с ним события трактуются как результаты чьей-то деятельности. Характерна как для архаичного мышления, так и для детей младшего возраста.

АССОЦИАЦИЯ [лат. associatio – соединение] - связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, представлениями, чувствами, идеями и т.д.), состоящая в том, что одно из психических явлений влечет за собой другое.

АТАРАКСИЯ [от греч. ataraxia - невозмутимость, хладнокровие, спокойствие] – термин, используемый в философии скептицизма и эпикуреизма для обозначения состояния душевного спокойствия, невозмутимость, безмятежность, которого способен достигнуть мудрец.

АТРИБУТ [лат. attribuo - придаю, наделяю] - неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Еще Аристотель отличал постоянный А. от случайных, преходящих состояний, так называемых акциденций. Декарт рассматривал А. как основное свойство субстанции. Важнейшим А. телесной субстанции в учении Декарта является протяженность, а А. духовной субстанции является мышление. Философы - материалисты 18 в. важнейшими А. материи считали протяженность и движение. А. материи в диалектико-материалистической философии признаются движение, пространство, время, а также системность и отражение. Термин А. употребляется и в современной философии (философская антропология, неотомизм, персонализм и др.).

БЛАГОДАТЬ (харизма) [греч. charisma, лат.gratia] - нетварная Божественная сила, в которой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. Б. – это дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения. Проявлением такой благодати является прощение грехов для верующих в Иисуса Христа. Иногда под благодатью подразумевается также действие Бога, изменяющее сердце человека.

БОГОСЛОВИЕ (см. ТЕОЛОГИЯ)

БОГОСЛО́ВИЕ АПОФАТИ́ЧЕСКОЕ [греч. αποφατικος - отрицающий], или негативная теология – богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых ему, познании Бога через понимание того, чем Он не является. В противоположность положительным определениям утверждаются отрицательные: начиная, например, с «безгрешный», «бесконечный», «бессмертный» и заканчивая «ничто».

БОГОСЛОВИЕ КАТАФАТИЧЕСКОЕ [греч. καταφατικός - утверждающий] или позитивная теология – богословский метод, постулирующая познание Бога через понимание того, чем, или вернее, кем Он является.

БЫТИЕ – онтологическая понятие (категория),служащая для обозначения полноты и единства всех сторон реальности. В этом значении оно частично совпадает с понятием «универсум», т.е. связанного «единства многого». Бытие, как предельно общая абстракция, объединяет по признаку существования самые различные вещи и явления: как материальные (предметы и процессы природы), так и идеальные (содержание и состояния человеческой психики), поэтому может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее». Бытие как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому небытию (ничто). Современная философия рассматривает бытие как единую систему. Вместе с тем бытие может быть разделено на виды (слои, сферы) реальности. Выделение видов бытия зависит от того, к какому философскому направлению принадлежит тот или иной философ. Представители объективного идеализма выделяют: объективно-идеальное бытие (Бог, Абсолютный Дух), объективно-материальное бытие (природа, материя); субъективно-идеальное бытие (сознание единичного человеческого индивида). Представители материализма выделяют: объективно-материальное бытие (природа, материя), субъективно-идеальное бытие (сознание единичного человеческого индивида). Представители субъективного идеализма выделяют: субъективно-идеальное бытие (сознание единичного человеческого индивида). Как самостоятельное понятие, Б. возникает в ранней древнегреческой философии, в учении элеатов (Парменид). Проблемы Б. изучает философская дисциплина «онтология».

БЮРОКРАТИЯ [фр. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – господство, власть] - под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым). Также под бюрократией подразумевают класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти.

ВОСПРИЯТИЕ — одна из форм индивидуального чувственного познания человека, сущность которой состоит в воссоздании целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает как результат синтеза и интерпретации всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта. Единство процесса В. и фиксации его результата определяются устройством объекта как целостной системы, разрешающими возможностями органов чувств, способностью мозга к интерпретационному синтезу и практическим опытом человека. В практической жизни часто встречаются объекты В., которые локализуются в сознании очень быстро, для более редких случаев нужно более продолжительное время для узнавания и сравнения с известными моделями. Новые объекты требуют для создания в психике новых моделей, и их В. в качестве новых объектов увеличивает эмпирический опыт. Человеческое В. неизмеримо богаче ощущений. Оно способно создавать целостный образ объекта, пропуская поток ощущений через врожденные познавательные структуры и, тем самым, упорядочивая его. В. относится к уровню индивидуальной психики, являясь сложной системой, в которой происходит взаимодействие врожденных познавательных способностей с окружающей средой в процессе становления, воспитания, социализации личности. Прямолинейный эмпиризм, отрицающий врожденность некоторых познаватель-ных способностей, опровергается достижениями современной науки.

ВРЕМЯ (см. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ)

ГЕДОНИЗМ [греч. hedone - наслаждение] – этическое учение, согласно которому наслаждение является высшим благом и целью человеческой жизни. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в нем от природы и, в конечном счете, предопределяющее все его действия. Родоначальником античного Г. считается представитель киренской школы Аристипп. Является разновидностью такого этического течения как ЭВДЕМОНИЗМ (см.).

ГИЛОЗОИЗМ [греч. hyle - вещество, материя и zoe – жизнь] - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм. Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало. Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робине, Кабанис). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические представления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. Г. в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ [от греч. hypostasis - сущность, субстанция] - логическая (семантическая) ошибка, заключающаяся в опредмечивании абстрактных понятий, в приписывании им реального, объектного существования. Эту ошибку допускает, например, тот, кто считает, что наряду со здоровыми и больными людьми в реальном мире есть еще такие отдельные «существа», как «здоровье» и «болезнь». Нередко в этом же значении употребляются понятия «реификация» и «объективация».

ДЕДУКЦИЯ (см. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ)

ДЕИЗМ [лат. Deus - бог] - религиозно-философское учение, распространенное в 17-18 вв., признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества.

ДИА́СПОРА[греч. diaspora - рассеяние] - часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности. Диаспоры возникали в результате вынужденной или добровольной эмиграции групп населения. Первоначально этот термин использовался для обозначения еврейских общин, проживавших вне территории Палестины. В настоящее время термин Д. используется для обозначения такого рода проживания других этносов (русская Д., чеченская Д., армянская Д. и т.д.).

ДИЛЕ́ММА [греч. dilemma – двойная лемма, где di – дважды + lemma - посылка] - полемический довод с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего. Ошибочно считать дилемму проблемой.

ДОГМА [греч. dogma – мнение, учение, решение] - основное положение какого-либо учения, принимаемое в рамках данного учения истинным без требования доказательства.

ДОГМАТ религиозный [от греч. dogma, dogmatos] - основное положение в религиозном вероучении, принимаемое на веру и не подлежащее критике. Догматы в значении непреложной вероучтельной истины существуют во многих религиях (иудаизме, христианстве, исламе). Так, в христианстве, к числу догматов относится догмат о пресвятой Троице, догмат о грехопадении, догмат об искуплении человечества от греха, догмат о втором пришествии Иисуса Христа и Страшном суде и т.д.

ДОГМАТ ГРЕХОПАДЕНИЯ (ДОГМАТ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА) - в христианстве это наследственная порча природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение - канал, по которому передается прародительская порча. Причина этой порчи - в нарушении Адамом и Евой запрета Бога вкушать плоды с древа познания добра и зла. Освобождение от П.Г. достигается посредством таинства крещения.

ДОГМАТ ТРОИЦЫ - центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве «нераздельных и неслиянных». Три лика Троицы в ценностном отношении равны, однако функционально дифференцируются: так, Бог-Отец наделяет мир бытием, Бог-Сын - наделяет мир разумностью и смыслом (отсюда трактовка Христа как Логоса), Бог-Дух Святой наделяет мир жизнью и целостностью.

ДОГМАТИЗМ – в широком смысле способ мышления, оперирующий догмами и опирающийся на них. Для Д. характерны некритичность по отношению к догмам и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты. В философии Д. называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Происхождение философского термина «Д.» связано с древнегреческой школой скептицизма (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик).

ДОКСОГРА́ФИЯ [греч. doxa - мнение + graphō – пишу; «записывание, изложение»] - изложение мнений и воззрений древних философов и учёных в работах позднейших авторов. Из-за того, что многие работы древних учёных были утеряны, их доксографии являются единственным источником знаний о воззрениях этих авторов.

ЕВГЕМЕРИЗМ - учение о происхождении религии из почитания и обожествления древнейших царей. Е. называют также объяснение мифов и верований как проекции в мир богов и героев реальных исторических событий. В соответствии с этим учением боги и другие мифические персонажи - это фантастические трансформации реальных личностей, а мифы - искажённые исторические повествования. Свое название Е. получил по имени Евгемера из Мессены (ок. 340 - ок. 260 гг. до н. э.), греческого философа, автора книги «Священная запись», в которой он изложил основные положения своего учения.

ЕРЕСЬ религиозная [от греч. hairesis - выбор] - сознательный отклонение от церковного догмата веры (полное неприятие или иная трактовка).

ЗАВЕТ -в богословско-религиозном словоупотреблении - договор, заключенный обычно между Богом и человеком (человечеством). В иудаизме с помощью этого понятия описываются взаимоотношения между Богом и избранным народом или избранными людьми: Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем, Иисусом Навином и др. Обрядом, подтверждающим верность договору, является обрезание лиц мужского пола: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, <…> и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Бытие 17:10-14).

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – один из основных законов диалектики в онтологии и гносеологии Г. Гегеля и диалектического материализма, выражающий источник самодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности, а также выступающий и как всеобщий закон познания. Суть этого закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество.

ЗАКОН ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО (лат. «tertium non datur», то есть «третьего не дано») - закон формальной логики, состоящий в том, что из двух высказываний — «А» или «не-А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными (либо истинными), одно из них необходимо истинно (либо ложно). Впервые закон исключенного третьего был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «Равным образом не может быть ничего посредине между двумя противоречащими друг другу суждениями, но об одном одно необходимо либо утверждать, либо отрицать».

ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯ (ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ) - закон формальной логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих либо противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере, одно из них необходимо ложно. Впервые закон непротиворечия был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе (совместно, одновременно) было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле» ("Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же»).

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из основных законов диалектики в онтологии и гносеологии Г. Гегеля и диалектического материализма, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового и относительное повторение некоторых моментов старого. Согласно З. о.о. развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта; его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность. Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали, где развитие, как бы повторяет уже пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высоком уровне. При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов.

ЗАКОН ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ (ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО) - один из основных законов диалектики в онтологии и гносеологии диалектического материализма, раскрывающий один из наиболее общих механизмов развития в природе, обществе и познании. Этот закон был сформулирован Ф. Энгельсом в результате интерпретации логики Г. Гегеля и философских работ К. Маркса. Согласно этому закону, изменение качества (специфики, природы) данной вещи или явления, т.е. переход от старого качества к новому совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной величины, или границы меры. Формой этого перехода является скачок, содержанием которого является сложное переплетение двух процессов - исчезновение (уничтожение) старого качества и возникновение нового, а также установление существенно нового единства качественных и количественных характеристик изменяющегося объекта.

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА - закон формальной логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Впервые закон тождества был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение - значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности - и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно».

ЗНАНИЕ ВРОЖДЕННОЕ – представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, моральные ценности).

ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ - система познавательных ценностей и норм и основанных на них требований, предъявляемых к результатам научно-познавательной деятельности. При всем разнообразии подходов к определению классического И.н. важнейшие формы его выражения сочетаются с некоторыми конкретными образцами науки. Реально в истории в качестве важнейших форм воплощения принципов научности выступали математика, естествознание (преимущественно физика), гуманитарные науки. Соответственно, основными формами выражения классического И.н. являлись: математический И.н., физический И.н., гуманитарный И.н. Каждый из выделенных И.н. имеет в своей основе базисную познавательную ориентацию, определяющую характер задаваемых бытию вопросов, особую комбинацию методов, приемов и процедур для получения ответов на эти вопросы.

ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ (гуманитарный) – одна из форм классического И.н. В центре внимания сторонников гуманитарного И.н. - активная роль субъекта в познавательном процессе и оценке его результатов. Сторонники гуманитарного И.н. настаивают на более широкой трактовке самого субъекта познания. Под субъектом познания они понимают не только «носителя разума», но человека во всем богатстве его способностей и возможностей, со всеми его чувствами, желаниями и интересами. Роль субъекта, согласно взглядам сторонников гуманитарного И.н., не сводится только к участию в познавательном процессе как таковом, но распространяется также на оценку познавательных результатов. Другими словами, такие субъективные факторы, как интересы, потребности, цели входят в определенной степени в сами стандарты оценки научности гуманитарного знания.

ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ (математический) – одна из форм классического И.н. В математическом И.н. на передний план выдвигаются такие познавательные ценности как логическая ясность, строго дедуктивный характер, возможность получения непротиворечивых результатов путем логического вывода из основных посылок, выраженных в аксиомах.

ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ (физический) – одна из форм классического И.н. В физическом И.н. центральная роль отводится эмпирическому базису. По сравнению с математическим типом знания, где допустимы любые логически возможные аксиомы, физическая аксиоматика имеет эмпирический характер. Физическое знание рассматривается как гипотетикое и имеющее вероятностный характер. Ценность, научность гипотезы определяется здесь прежде всего плодотворностью ее прогностической силы, открываемыми ею возможностями предвидения новых фактов и явлений.

ИНДУКЦИЯ (см. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ)

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ [лат. indulgentia - милость, прощение] - в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов. В качестве теоретического обоснования права церкви на индульгенцию служило учение о «сокровищнице церкви», согласно которому «сверхдолжные заслуги» Иисуса Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемый запас божественной благодати, которым распоряжается церковь для раздачи её достойным. («Кто убил свою жену с целью жениться на другой, может получить отпущение, уплатив восемь турских ливров и два дуката»).

ИНТУИЦИЯ [лат. intuitio – созерцание]. В истории философии можно выделить следующие основные трактовки И.: 1) И. как интеллигибельное явление, внечувственное восприятие особой (не тождественной эмпирической) действительности (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Николай Кузанский); 2) И. как высший вид интеллектуального познания, достижения нового знания непосредственным усмотрением ума, не опирающимся на доказательство (Декарт, Спиноза, Лейбниц); 3) И. как непосредственное чувственное восприятие мира (Кант); 4) И. как мистическая целостность проникновения в глубины индивидуального сознания, постижение сущности «Я», воли, жизни, экзистенции и т.п. (Фихте, Шеллинг, Бергсон, Гуссерль, Лосский, представители экзистенциализма, неотомизма, реализма, прагматизма). Современные исследователи проблемы И., независимо от их мировоззренческой ориентации, едины в том, что И. возможна на основе бессознательного и может получить рациональное объяснение в рамках теории бессознательного. И. понимается в широком и узком смысле слова. В широком смысле И. - связующее звено между бессознательным и сознанием, тот момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, хотя сам и не осознается, приводит к переходу тех или иных элементов из области бессознательного психического в область сознания. В таком понимании И. - не дар, присущий отдельным индивидам. Она свойственна каждому человеку, но в зависимости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей, которые ставит перед собой человек, задач, которые он решает, и условий, в которых находится, проявляется по-разному. У одних И. проявляется при решении повседневных быт



2015-12-14 668 Обсуждений (0)
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (668)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)