Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Е НЄМ ПрекрАСНЫЙ АЛМАЗ, БЄЗ СОМНЄНИЯ, — МЫ



2015-12-14 455 Обсуждений (0)
Е НЄМ ПрекрАСНЫЙ АЛМАЗ, БЄЗ СОМНЄНИЯ, — МЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Омдр ХАЙЯМ

Еоспитаниє может все! Гельвеций


ІІїнгтиі_______ <5JCegагогика 6схемах

Уважаемые читатели!

Педагогика — чрезвычайно сложная отрасль знаний, исследующая очень сложные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем специфических понятий и тер­минов, связанные в силу своей специфики со многими областями знаний. Сложность предмета педагогики состоит в том, что она имеет дело (единственная из наук) с живым человеком, с которым она призвана что-то делать в процессе образовательного и воспитательного взаимодей­ствия, а человек сложен и многогранен, импуль­сивен и непредсказуем, в человеке — вся исто­рия его жизни (маленькой или большой), и со всем этим имеет дело учитель, воспитатель и обязан это учитывать в процессе воздействия на ребенка. Особенность деятельности учителя, вос­питателя состоит в том, что у них нет (и не мо­жет быть) опыта воспитания конкретного ребен­ка — каждый раз приходится начинать заново, ибо воспитанники все разные и каждому нужен свой подход, свое содержание, свои методы воз­действия.

Значит, путь здесь может быть только один: исходя из интересов и истории самой личности, реализовать главную педагогическую задачу — создать условия для саморазвития личности, ведя ее к самоактуализации, самореализации, самоосу­ществлению.

На основе опыта многолетней работы предпри­нята попытка разработать учебно-методическое пособие нового поколения по курсу «Педагоги­ка», особенность которого в том, что в больший-


стве своем теоретический материал дан в удоб­ных для изучения и анализа структурно-логичес­ких схемах. Данное пособие — первый вариант в форме опорных конспектов-схем и освещает ак­туальные вопросы по различным проблемам об­разования.

Предлагаемые опорные структурно-логические схемы по курсу «Педагогика» преследуют не­сколько целей:

• в концентрированной форме раскрыть сущ­ность, структуру, взаимосвязь компонентов про­цесса воспитания;

• учесть современные реалии педагогической науки и практики;

• оказать практическую помощь при подго­товке к экзаменам и зачетам и в процессе изуче­ния обозначенного курса.

Форма учебного пособия — структурно-логи­ческие схемы — имеет ряд преимуществ по срав­нению с текстовым изложением материала. Прежде всего, при текстовой подаче материала зачастую трудно бывает определить структуру изучаемого явления, существенные связи меж­ду компонентами системы, явления, процесса, что затрудняет понимание и осмысление изуча­емых явлений. Эти затруднения во многом сни­маются при схематической подаче материала, где связи и взаимозависимости обозначены и про­сматриваются более отчетливо.

Структурно-логические схемы активизиру­ют мышление обучающихся, заставляя видеть и находить эти существенные связи между яв­лениями, компонентами внутри явления, сис­темы, процесса.


Ведущее звено мыслительной деятельности — особая форма анализа: анализ через синтез, со­ставляющая основу более глубокого усвоения и понимания учебной информации через ее знако-во-схематическое моделирование и подачу.

Представление информации именно таким спо­собом — это хорошо известный в науке способ схе­матической визуализации, когда явление, про­цесс, система, объект предстают в схематическом виде как наглядный образ, хорошо «просматри­ваемый» со всех сторон.

В ряде психологических исследований выяв­лено, что структурирование и схематизация тек­стовой информации является важнейшим компо­нентом мнемических действия, которые состав­ляют основу процесса запоминания: образная схе­ма запоминается прочнее, нежели текст.

Опыт показывает, 'что подача материала та­ким образом способствует активизации мысли­тельной деятельности, самостоятельной работы, творческому подходу к педагогическим явлени­ям, как попытка изучать их таким образом; кро­ме того, такой способ подачи материала и работы с фактами и явлениями помогает быстрее форми­ровать целостное представление об изучаемом явлении, процессе, факте, формируя целостную картину мира.

Конечно, любая схематизация — это некото­рое упрощение, однако, если мы помним об этом, то при изучении любого явления мы, обрисовав главное, существенное, не будем забывать и о второстепенном, вторичном.

Одна из центральных идей современной тео­рии и практики воспитания и обучения заключа-

 


ется в идее гуманизации, центрации на личнос­ти, ненасильственная педагогика.

Эта идея является стержневой во всех темах теории воспитания и обучения.

Кроме того, весь материал пособия просмат­ривается через идеи личностно ориентированно­го подхода (о котором впервые заговорил К. Роджерс — «обучение, центрированное на клиенте»), основанного на принципе гуманиза­ции воспитания и понимаемого как опора на лич­ностные качества: его направленность, ценност­ные ориентации, жизненные планы, сформиро­вавшиеся установки, доминирующие мотивы де­ятельности и т.д., иначе говоря — центрация на потребностях, способностях, возможностях и пер­спективах личности.

Системный подход к рассматриваемым явле­ниям заставляет посмотреть на воспитание и обу­чение как многоуровневую, иерархическую, ди­намическую, самоорганизующуюся и развиваю­щуюся систему, т.е. целостность, единство. Сис­темный подход означает осмысление процессов воспитания и обучения как состоящих из слож­ных элементов, взаимосвязь которых обуславли­вает целостные свойства этого множества на ос­нове сложных взаимоотношений и взаимозависи­мостей. Следовательно, это все необходимо учи­тывать при организации образовательного и вос­питательного процесса, состоящего, как минимум, из четырех сложных и взаимодействующих сис­тем, как педагогический процесс, личность вос­питателя, личность воспитанника, среда.

Деятельностный подход к рассмотрению и анализу педагогических реалий означает, что ак-


тивность личности побуждается потребностью, ко­торая в деятельности закрепляется и в ней же обнаруживаются новые.

Предлагаемые в пособии схемы, таблицы не надо рассматривать как догмы. Они — вариант подобных таблиц, схем, поэтому пользоваться ими надо творчески, сопоставляя их с собственными знаниями, опытом, мыслями. Кроме того, мы не стремились представить исчерпывающие ответы (а они возможны?) на вопросы, а ограничились более скромной задачей — дать наметку общей ориентировки по конкретным педагогическим проблемам. Схемы и таблицы, отражая существен­ные связи педагогических явлений, ориентиро­ваны на формирование диалектического и педа­гогического мышления, помогут, хочется верить, увидеть всю проблему целиком, обеспечат воспри­ятие и осмысление, закрепят полученные знания. Схемы могут помочь правильно ориентироваться в учебном материале, логично и последовательно излагать его при ответах.

Надеемся, что данное пособие окажет вам не­обходимую помощь при подготовке к семинарс­ким занятиям, экзаменам и в самостоятельной работе.

Успехов Вам!

 


(Теоретическая педагогика



1. Педагогика в системе гуманитарных

знаний и наук о человеке.

2. Методология педагогической

науки и деятельности.

3. Структура педагогической науки.

4. Категориально-понятийный аппарат со-

временной педагогики.

5. Методы педагогических исследований.

6. Педагогический процесс как основная

категория педагогики.

7. Теория целостного педагогического

процесса.

8. Современные концепции образования

личности.

9. Различные подходы к конструированию

содержания образования.

10. Теория обучения и воспитания.

11. Многообразие образовательных программ

12. Теория педагогической деятельности




 



 



ч®

 



 



 



 


 



 



 



 



 



 


Иначе говоря, педагогика — единственная наука и практическая деятельность, имеющая дело с живым чело­веком и именно поэтому объективно носит интегрирован­ный характер, так как должна учитывать данные всех наук, занимающихся человеком (в абстракции), чтобы с учетом накопленных результатов исследований сделать процесс развития личности (через обучение и воспитание) продук­тивным, эффективным и результативным, ведя личность к самоактуализации.

Характер взаимосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике и содер­жанием того, что изучает конкретная отрасль знаний.



 



 



 



 



 



 


(Sffieopemunecftasi педагогика

Периодизация развития

В процессе развития ребенок проходит две стадии:

биологическую (в течение 9-месячного развития в утробе матери)

и социально-духовную в течение 17-18 лет (базовые основы)

и на протяжении всей последующей жизни



 



 



 



 



 


Основу педагогической возрастной периодизации составляют, с одной стороны, стадии физического и психического развития, а с другой — условия, в кото­рых протекает воспитание. Возрастная периодизация необходима, потому что возрастные различия доста­точно ощутимы, а для адекватного развития на каж­дом возрастном этапе необходимо свое содержание, формы, методы воспитания и обучения.



 




2015-12-14 455 Обсуждений (0)
Е НЄМ ПрекрАСНЫЙ АЛМАЗ, БЄЗ СОМНЄНИЯ, — МЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Е НЄМ ПрекрАСНЫЙ АЛМАЗ, БЄЗ СОМНЄНИЯ, — МЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)