Индивидуальные особенности и их учет в образовании и воспитании личности
В любом человеке есть общее, то, что свойственно всем людям, и особенное, что присуще только конкретному человеку. Особенное, ярко выраженное в человеке — это его индивидуальность. Каждый человек — неповторим и уникален, как говорил Н. Бердяев, «...единожды приходящий в этот мир и никогда не повторяющийся». Каждый человек проходит свой путь развития, приобретая в нем те или иные типологические особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальность человека выражается в его индивидуальных особенностях: Индивидуальные особенности в значительной степени обуславливают формирование всех качеств личности. Поэтому неучет их в воспитательном и образовательном процессе лишает его эффективности, адекватности, продуктивности и результативности.
Следствия (по В.И. Слуцкому): • чтобы сделать человека таким-то, нужно обращаться с ним так, как будто он уже такой; • надо уметь выбирать и играть жизненные роли; • мудрость в общении заключается в том, чтобы относиться к людям так, как будто они хорошие и добрые; • умение смягчать контрасты; • для того чтобы добиться выполнения ваших просьб и требований, нужно иметь вид и тон полной уверенности, что не может и быть такого, чтобы требование не было выполнено, что оно несомненно, обязательно будет выполнено; • для того чтобы побудить человека чем-то заниматься, нужно обращаться с ним так, как будто он действительно хочет этим заниматься; • для того чтобы человек слабый стал сильнее, ему нужно как можно больше общаться с еще более слабыми, чем он сам, т.е. с теми, по отношению к которым он будет играть роль сильного; • к больному нужно относиться так, как будто он здоров, тем самым вы поможете ему выздороветь. Главный терапевтический принцип Развитие человека происходит не тогда, когда он пытается быть похожим на других, а когда он становится самим собой (Вспомним основной принцип вальдорфской педагогики: «Помоги мне самому сделать это»). Единство ориентиров бытия индивида • единство человечества; • свобода выбора; • потребность как идеальная основа процесса жизнедеятельности. Векторы поведения • осознание другого как коренного и необходимого условия существования каждого; • категорический нравственный императив; • непрерывное совершенствование и самосовершенствование. П— П— Д: потребность — переживание — действие — формирование устойчивых потребностей как единственного и универсального стимула человеческой жизнедеятельности; — актуализируемых как переживания индивида (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, духовные); — непосредственно влияющие на все действия,то есть уни Необходимо научение образованию, как овладение рефлексией: способность сосредотачиваться на самом себе, способность не просто познавать, а познавать самого себя, способность не просто знать, а знать, что ты знаешь.
Необходимо делать то, что объективно нужно для счастья и духовного здоровья ребенка: не то, что хочет педагог, не то, что хочет воспитанник; кнут и пряник — несовершенные средства воспитания. Главное орудие — человеческие отношения и условия жизни: они не находятся в руках педагога, не им выдуманы, а существуют объективно.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |