Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменение парадигмы образования в гуманистической педагогике



2015-12-14 1128 Обсуждений (0)
Изменение парадигмы образования в гуманистической педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

параметры Парадигма обучения
Традиционная (знаниевая) гуманистическая
Цель Передача ЗУНов, вооружение ЗУНами, упор на приобретение «правильных» знаний, раз и навсегда заданных; подготовка к жизни, социальной роли Развитие способностей, «научить учиться» образование на протяжении всей жизни
Интегративная характеристика Школа памяти Школа мышления
Девиз «Делай, как я», «Я - над Вами» «Не навреди», «Я - вместе с Вами»
Учение Результат, продукт Процесс, езда в незнаемое
Характер и стиль взаимодействия Субъект-объектный: авторитарность, закрытость, монологичность, отсутствие рефлективности Субъект-субъектный: демократичность, открытость, диалогичность, рефлексия
Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные, индивидуальные
Методы обучения Информационные, репродуктивные Проблемные, рефлексивные, эвристические
«Формула» обучения Знания - деятельность репродуктивная Деятельность, поисковая деятельность, общение
Способы усвоения Репродуктивные, заучивание, репродукция Создание ситуации успеха, поиска, творчества
Функция носителя Носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества, консультант, помощник, наставник, друг, управленец
Позиция ученика Пассивность, слабая стимуляция развития интереса Активность, наличие четкой мотивации и интереса
Ведущий принцип «продавливание» «выращивание»
Ориентация На внешний мир На внутренний опыт
Интуиция Пресекаются попытки интуитивного мышления Интуитивность поощряется (часть творческого процесса)
Мышление Ассиметричное, формально­логическое, дискретное, «левополушарное» Развитие творческого мышления (обеих полушарий)
Знание Абстрактное, «книжное» Экспериментально-опытное
Позиция субъекта Учитель сообщает знания  

Считается, что философия влияет и в значительной степени определяет решения, выборы и альтернативы, с которыми приходится сталкиваться в области образования. Без нее невозможно решать вопросы цели, содержания предметов и их организации, методов и др. В обучении подчеркивается равенство, культурный плюрализм, международные аспекты образования, футуризм. В США, например, 4 философских подхода: перенниализм, эссенциализм, прогрессивизм, реконструкционизм.

Основные дихотомии формулируются следующим образом:

 

  Традиционные подходы Современные подходы
Философия образования перенниализм, эссенциализм прогрессивизм, реконструкционизм
Направленность во времени Сохранение прошлого Образование как рост, преобразование наличного опыта; изменение общества; забота о будущем и его подготовка
Ценности Фиксированные, абсолютные, объективные, и/или универсальные Изменчивые, субъективные, и/или относительные
Образовательный процесс Обучение как получение инструкций; мышление как дисциплина и наполненность знаниями Обучение рассматривается как творческое самообразование, активный процесс, в котором обучающийся реконструирует знание
Интеллектуальные цели Тренировка ума, акцент на содержании предметов Умение участвовать в решении проблем и социальной деятельности; учет интересов и потребностей учащихся
Значение преподаваемых предметов Предметы ценны сами по себе; некоторые их них более ценны, чем другие, для тренировки ума Предметы как посредники для тренировки способностей, умений и интеллекта; все предметы имеют одинаковую ценность с точки зрения деятельности, направленной на решение проблем
Преподавание Акцент на когнитивное обучение; обучение понимается как приобретение знаний и/или компетентность в тех или иных дисциплинах Акцент на ценность личности ребенка; обучение как придание смысла опыту и/или активная включенность в реформы
Подбор учащихся Гомогенные группы и обучение по способностям Гетерогенные группы и объединение учащихся различных способностей

  Традиционные подходы Современные подходы
Учитель Учитель - авторитет в своей области, планирует деятельность, «поставляет» знания, говорит, доминирует на уроке; сократический метод Учитель - гид в исследовании, планирует деятельность совместно с учащимися, учащиеся обучаются также самостоятельности, от них исходит инициатива в дискуссиях с преподавателем
Социальные роли Обучение предполагает руководство, контроль и сдерживание; коллективы всегда важнее Обучение предполагает возможность индивидуального самовыражения; индивид важнее всего
Воспитание гражданственности Когнитивное развитие - главное условие воспитания хорошего гражданина Хороший гражданин - плод морального и социального развития
Свобода и демократия Принятие собственной судьбы, конформность и согласие с властью, знания и дисциплина готовят учащихся к свободе Акцент на творчество, неконформность и самореализацию; непосредственный опыт демократизации жизни и политического/социальною действия готовит учащихся к свободе
Отбор или равенство Отбор при обучении, обучение в той степени, в которой позволяют способности, академические успехи и работа, основанная на заслугах Равенство в образовании; обучение, дающее более чем один шанс и больше чем равные шансы ущемленным фуппам; образование и рынок труда учитывает неравные способности и накладывает определенные ограничения на индивидуальные достижения таким образом, чтобы мягчить неравенство
Общество Акцент на групповые ценности, принятие норм ролей в обществе; кооперативное и конформное поведение; важность общества; индивид подчинен обычаям и традициям общества Акцент на личностном росте и развитии; вера в способности индивида изменить, перестроить социальное окружение; независимость и самореализация; важность личности, полное раскрытие потенциала личности

Необходима в философии воспитания и обучения золотая середина. Однобокость может стать источником конфликта. Никакое общество не может полностью предаться какому-либо «изму» или политическому взгляду и остаться демократическим.



 


Модели образования

Сегодня выбор модели образования осуще­ствляется внутри самой системы путем попы­ток, перебора возможностей и доминирующих тенденций. При всем многообразии моделей поиск развивается в пределах четырех основ­ных тенденций.

®

Сохранение структурных качеств со­ветской единой государственной школы и системы,работающей по единым про­граммам, имеющей установленный набор дисцип­лин, фиксированные нормы оценок и ответов.

«Рыночный» тип образовательной си­стемы,построенной как спектр образова­тельных услуг для удовлетворения потреб­ностей заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей.

Это ориентация на западную «свободную» школу. Такая школа строит свои образователь­ные программы по «принципу супермаркета», в идеологии свободного выбора и здоровой конку­ренции.

Но Россия не имеет двухвекового опыта капиталистического хозяйства, «капитали­стического менталитета», напротив, ее сис­тема образования никогда не была сферой про­изводства профессий, но всегда традиционно определялась идеей духовного воспитания, будь то допетровская школа, или просвети­тельская система XVIII века, или советская школа XX века.


Культурологическая модель школы.

Она развивается в русле процессов гума­низации сознания и практики, актуальных для современного мира, грядущего постиндуст­риального общества с новым уровнем сознания и понимания мира. Оно описывается сегодня в терминах надежды, как гуманный социум, спо­собный гармонизировать отношения личности и государства, оправдать само пребывание челове­ка в природе и культуре, снять экологический кризис, преодолеть опасное отставание духовно-нравственного развития человечества от его тех­нического прогресса.

®

Культуротворческая модель. Рожда­ется в поиске принципов построения це­лостного образовательного пространства школы, ориентированной на становление лич­ности ребенка. Освоение опыта мировой куль­туры строится здесь не в логике предмета, а в гуманистической направленности образования, в процессе культурного самосознания, в пря­мом соответствии с возрастными характеристи­ками психофизических и интеллектуальных воз­можностей и способностей ребенка. Исходный принцип — целостность «картины мира» и че­ловека в нем, образовательное пространство школы есть модель культуры.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


После длительного пребывания в режиме принуждения, без инициативы, творчества, сплошной репродуктивной деятельности возродить самостоятельность в человеке нелегко. Здесь может быть полезной когнитивная коррекционная программа «скил - терапия», которую разработал Д. Мейкенбаум на основе общей теории деятельности. Она может быть легко применима в учебном процессе, организованном на основе деятельностно-практического подхода в обучении.




2015-12-14 1128 Обсуждений (0)
Изменение парадигмы образования в гуманистической педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменение парадигмы образования в гуманистической педагогике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)