Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности



2015-12-14 651 Обсуждений (0)
Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок





Вероятностные педагогические задачи Возможные способы и приемы решения педагогических задач
Управление вниманием учащихся: привлечение непроизвольного внимания большинства учащихся, поддержание его в течение необходимого времени; переключение внимания с одного вида деятельности на другой; поддержание внимания при различных сочетаниях форм обучения; мобилизация и поддержание произвольного внимания; организация деятельности, развивающей способности самостоятельно контролировать свое внимание. Выделение объекта внимания: предъявление конкретных заданий, постановка вопросов, характерных для установления деловых отношений сотрудничества; применение аудиовизуальных средств и т.д. Использование новизны объекта внимания: ориентирование в предстоящей деятельности, постановка новых целей, сообщение новых фактов. Выработка динамических стереотипов - соблюдение постоянного стиля работы с учащимися; неизменность деловых отношений. Стимулирование целеустремленности, настойчивости, постановка заданий, предъявление требований к выполнению работы и критериев ее оценки и т.д.
Разъяснение смысла предстоящей деятельности: разъяснить научную значимость знаний и способов действий; показать их практическое значение; подчеркнуть их социальную и мировоззренческую значимость; формировать умение самостоятельно оценивать значимость знаний и выполняемой деятельности. Показ места знаний в общей их структуре: раскрытие связи общеобразовательного предмета с техникой, производством;показ достижений современной науки и культуры; показ необходимости знаний для общего развития, для овладения профессией; прием апперцепции;создание проблемных ситуаций, подчеркивающих необходимость знаний и умений в общественной и производственной деятельности; нацеливание учащихся на самовоспитание, на осознание ими ценности знаний.

£а

Вероятностные педагогические задачи Возможные способы и приемы решения педагогических задач
Управление вниманием учащихся: привлечение непроизвольного внимания большинства учащихся, поддержание его в течение необходимого времени; переключение внимания с одного вида деятельности на другой; поддержание внимания при различных сочетаниях форм обучения; мобилизация и поддержание произвольного внимания; организация деятельности, развивающей способности самостоятельно контролировать свое внимание. Выделение объекта внимания: предъявление конкретных заданий, постановка вопросов, характерных для установления деловых отношений сотрудничества; применение аудиовизуальных средств и т.д. Использование новизны объекта внимания: ориентирование в предстоящей деятельности, постановка новых целей, сообщение новых фактов. Выработка динамических стереотипов - соблюдение постоянного стиля работы с учащимися; неизменность деловых отношений. Стимулирование целеустремленности, настойчивости, постановка заданий, предъявление требований к выполнению работы и критериев ее оценки и т.д.
Разъяснение смысла предстоящей деятельности: разъяснить научную значимость знаний и способов действий; показать их практическое значение; подчеркнуть их социальную и мировоззренческую значимость; формировать умение самостоятельно оценивать значимость знаний и выполняемой деятельности. Показ места знаний в общей их структуре: раскрытие связи общеобразовательного предмета с техникой, производством; показ достижений современной науки и культуры; показ необходимости знаний для общего развития, для овладения профессией; прием апперцепции; создание проблемных ситуаций, подчеркивающих необходимость знаний и умений в общественной и производственной деятельности; нацеливание учащихся на самовоспитание, на осознание ими ценности знаний.


 


Педагогические ситуации

К ситуациям, имеющим педагогическое значение, относят следующие ситуации: стимулирования; выбора; успеха;

конфликтные ситуации; проблемные учебные ситуации, решения;

проблемных учебных задач; риска;

помощи и взаимопомощи; угрозы наказания; самооценки; общения; подчинения; убеждения;

обвинений и выдержки; быстрого переключения в деятельности и общении; соревнования и соперничества; сопереживания; проявления невнимания; и ограничения; игровые ситуации; ответственных решений; освоения новых способов деятельности; выражения веры и доверия; предъявления требований; тренинговые ситуации; расхолаживания дисциплины и дезорганизации; психологической поддержки; ненасильственного взаимодействия (ненасильственная педагогика) и т.д.


Активизирующие методы

Выбора и решения

Педагогических задач

Методы психологической активизации:

Метод конференции идей

Он основан на процессе стимулирования идей на уровне сознания. Правила для использования данно­го метода:

• исключение всякой критики, насмешек над выдвигаемыми предложениями;

• число участников 5—10 человек;

• формулируются несколько зависимых друг от друга решений;

• время обсуждения — 30—40 минут;

• ведется запись всех предложений, включая и абсурдные.

Метод мозговой атаки (мозговой штурм)

В основе данного метода, широко практикуемого на Западе и в США, лежит стимулирование мышления на уровне подсознания, которое считается неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.

г

Метод вопросов и ответов .,

Основанный на предварительном наборе вопросов, ответы на которые могут подвести к решению задачи, новому подходу, выходу из ситуации, например:

• можно ли получить тот же результат другим спо­собом (методом, формой, приемом, технологией и т.д.)?

• можно ли достичь тех же результатов, не де­лая этого?


• можно ли достичь высоких результатов, сде­лав это?

• можно ли сократить время на это?

• можно ли это сделать более щадящим (твор­ческим, поисковым и т.д.)?

• можно ли это сделать более эффективным?

• можно ли и как привлечь к этой деятельности общественность (общественные организации, какие-либо учреждения культуры, родителей и т.д.)?

• можно ли этого добиться имеющимися сред­ствами и т.д.?

Теоретико-игровой метод

Применяется при большом объеме информации и трудности его обработки или недостатке времени. Это модифицированная форма совещаний, педагогичес­ких советов, малых педсоветов. Педагогическая си­туация, педагогическая задача в данном случае «ра­зыгрывается» участниками, где каждый выполняет какую-то роль (учителя, педагога, и т.д.). Коллек­тивный поиск ответа здесь происходит в наглядной форме на основе прогнозирования действий субъек­тов педагогической ситуации или задачи (ситуация гипотетического поиска).

Экспертные методы

Данные методы основаны на совокупном мнении специалистов в пересекающихся областях деятельно­сти (педагогика — социология — психология — ме­дицина и т.д.), которые анализируют задачу, ситуа­цию со своих профессиональных позиций и дают свое заключение о предполагаемом результате. Таких не­зависимых экспертиз может и должно быть несколь­ко. Все решения затем сводятся в одно и принимается то или иное решение исходя из более оптимального варианта решения, который может быть совокупным.


Эвристические методы

Они основаны на логике, здравом смысле и опыте. Они используют метод Сократа — извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводя­щих вопросов. Основа метода — метод индукции, пе­реход от частного к общему. При этом проблема разде­ляется на несколько относительно простых проблем.

Метод сценариев

Представляет собой набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, возмож­ным положительным или отрицательным последстви­ям. Схема рассмотрения педагогической ситуации, задачи может быть следующей:

• история развития объекта (ситуации, системы, задачи);

• текущая ситуация (которая привела к необхо­димости ее разрешения, исторические параллели ре­шения подобных задач, ситуаций);

• цель развития объекта (системы, ситуации, за­дачи), которая вытекает из ситуации;

• действующие лица, охваченные проблемой;

• проблема, исходящая из социально-психологи­ческого конфликта между участниками внешней и внутренней среды и ее анализ;

• набор мероприятий (технологий, средств, спо­собов и т.д.) по каждой проблеме;

• предполагаемый результат.

Метод достаточно эффективен для педагогической проблематики, так как относится к комплексным ме­тодам разработки, выбора и принятия решений.

Метод дерева решений

Метод аналогичен методу сценариев, но отличие его состоит в том, что он предполагает аналитический



 



агот

жесткая лимитированность, спрессованность во времени (педагог

не может ждать, когда его осенит, он должен найти оптимальное

решение в кратчайшие сроки, ибо педагогическая ситуация, задача

требуют немедленного анализа и мгновенного действия);

оно всегда должно быть нацелено на положительные результаты,

ибо ошибки обходятся слишком дорого, они допустимы лишь

в мысленных прикидках в процессе мысленного анализа ситуации;

сотворчество (это особенность педагогического творчества, так

индивидуальное творчество тесно связано с творчеством всего

педагогического коллектива и с творческой деятельностью каждого

учащегося);

динамичность как постоянное развитие всех элементов

педагогической системы: целей, содержания, средств, методов, форм

(педагогическое средство, действенное сегодня, завтра может

оказаться бесполезным или даже вредным);

значительная часть педагогического творчества осуществляется

на людях, то есть в обстановке публичной деятельности.


9. В. И. Волынкин



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


«Не унижать, не выбивать из-под ног уверенности, не глушить плохой оценкой стремление овладеть знаниями»

М.И. Яновская

В нынешней теории нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и др., нередко они смешиваются. Общим родовым понятием является «контроль», означающий выявление, измерение, оценивание знаний и умений обучаемых.

Выявление и измерение и называют проверкой.

- определение не только уровня и качества обученности, но и объема учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки, фиксируемые в виде отметки по пятибалльной системе.

- единственное (формальное) в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность, при этом считается, что именно под влиянием оценки школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

Заметим, что у каждого из нас есть внутренний локус оценивания (К. Роджерс), который не нуждается во внешней оценке.

констатация уровня обученности;

средство развития мотивации;

развитие адекватной самооценки;

стимулирование положительного отношения к учению

на основе овладения способами деятельности.

объективность (адекватность установленным критериям оценивания); систематичность (диагностика не всех этапах дидактического и воспитательного процесса; мониторинг);

наглядность (гласности), открытость испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям;

гуманистичность.

Для продуктивной системы оценивания надо создавать адекватные условия:

» оценивается не личность и ее деятельность, а определяется уровень

и объем ее достижений; » оценка - это констатация наличествующего уровня знаний,

т.е. она может (и должна) меняться;

• философия оценки - это философия достижения, успеха, а не ярлыка;

• система оценивания не самостоятельный, а служебный процесс, выполняющий строго определенные функциональные обязанности.

 




 



 



 



 



 


Правила рефлексии возникающих ассоциаций);

\ • самоуглубленность (никто и ничто не \ должно отвлекать от процесса размышления) • акцент на свои действия и эмоции (обязательный компонент рефлексии).

Например, учитель с высоким уровнем профессионального развития:

• понимает и поощряет индивидуальные различия;

• ежедневно развивает и поощряет успешность всех учеников;

• основывает свою работу на теории обучения и воспитания и новейших научных исследованиях;

• в ходе работы группирует учеников и дает им задания, соответствующие стилю их обучения, темпу продвижения, интересам, уровню знаний, способностям

и возможностям и т.д.;

• постоянно развивает свои знания об индивидуальных особенностях людей;

• постоянно ищет и пробует новые технологии, формы, приемы и способы профессиональной деятельности) дидактической, воспитательной, коммуникативной, когнитивной и т.д.;

• знает сильные и слабые стороны своих учеников и свои собственные и эффективно использует это в своей работе;

• эффективно работает с другими учителями.


«Управлять» - значит не только контролировать, но и уметь вовремя «снимать» накопившиеся эмоциональное напряжение, усталость, нервное напряжение и приводить свое состояние в порядок. В этом смысле необходимо владеть приемами, навыками и способами адаптации к изменяющимся обстоятельствам и ситуациям. Хотя не надо особенно и бояться стресса, который и является механизмом адаптации, приспособления к происходящему. Надо уметь проанализировать его и выйти из него.


 

Способы повышения стрессоустойчивости

Развитие способности переключаться через со­здание для этого специальных условий (яркое представле­ние о каком-либо объекте, ситуации, эпизоде способны выз­вать соответствующие ощущения и состояния организма, ко­торые заменят возникшую негативную эмоцию. Например, волнение или злость можно «снять», представив себя в при­ятном месте (морской пляж, солнышко ласкает тело, тепло, уютно... и т.д.).

Умение расслаблять мышцы. Нервное напряжение всегда сопровождается мышечным. Механизм прост: в ситу­ации опасности в мышцы поступают нервные импульсы, активизирующие их и побуждающие готовиться к нападе­нию или отражению, но когда ситуация опасности заканчи­вается, мышцы автоматически не расслабляются, а продол­жают оставаться в напряжении.

Изменение отношения к миру как механизм пе­реключения.

Г. Селье советует:

— развивайте в себе положительные чувства —любовь
в самом широком смысле, включающая в себе благодарность,
уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством,
— все эти чувства усиливают дружеское расположение и доб­
рожелательность;

— старайтесь возбудить к себе такую любовь других людей;

— старайтесь избегать даже самых мягких форм бес­смысленного мщения, контролируйте свои отрицательные чувства: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, рев­ность, ибо они вызывают только ответную жестокость;

— изберите себе такое окружение (супругу, супруга, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найдите работу, которую вы можете любить;

— постарайтесь придать своей жизни определенную на­
правленность и смысл, сформулировав для себя возвышенную
цель. Она должна непременно иметь две черты: требовать упор­
ного труда, но плоды этого труда не должны быть мимолетны­
ми, а непременно накапливаться в течение жизни.



 



 


 



Волынкин

Валерий

Иванович,

доктор педагогических наук.


Автор более 70 научных работ, в том числе: «Ху­дожественная потребность и пути ее воспитания», «Основы саморазвития личности (методологический ас­пект). Часть 1. К истокам человека и личности», «Эт­ническая педагогика» (хрестоматия) и другие.

Область научных интересов — художественное и эстетическое воспитание, школа в современном мире, культура и образование, духовность и духовное вос­питание, проблемы образования и воспитания в но­вой эпохе.


Серия «Высшее образование»



2015-12-14 651 Обсуждений (0)
Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Само решение задач рассматривается на примере общей ориентировочной основы действий учителя по формированию мотивационной основы учебной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)