Требования к экзамену по разделу «История образования и педагогической мысли»
1. На экзамене студенты должны показать знание и понимание основных путей и этапов развития теории и организации педагогической деятельности в различных исторических условиях, основных педагогических систем, концепций, взглядов. 2. Необходимо изучить содержание источников, указанных в списке литературы к экзамену. 3. Отвечая на вопросы, студенты в полной мере должны использовать аналитические, оценочные и другие педагогические умения, умения различать, выделять в какой-либо педагогической системе (педагогической теории) основные положения, главные педагогические категории, понятия, отличительные черты, особенности взглядов тех или иных педагогов определенного этапа развития педагогической науки и школы; умения синтезировать, обобщить информацию, полученную из разных источников (педагогических и философских, религиозных и художественно-педагогических, отечественных и зарубежных и т.д.); умения находить связь, устанавливать и объяснять сходство и различия в педагогических взглядах различных авторов в разные исторические периоды; умения сопоставлять и интерпретировать различные подходы к определениям основных педагогических положений, категорий (цель, задачи воспитания и обучения, основные направления воспитания и т.п.); умения оценить истинность, ценность, значимость педагогических суждений, точек зрения, концептуальных подходов различных авторов в различные исторические периоды, исходя из фундаментальных положений и наиболее распространенных, характерных для того времени педагогических теорий; определять их значимость для реализации учебно-воспитательного процесса в современной школе. Обязательно наличие конспектов по основным работам, которые изучались на семинарских занятиях. 4. К экзамену следует изучить материал по истории образования и педагогической мысли в Тульском крае. Оценка «отлично» (81 – 100 баллов) выставляется экзаменатором в том случае, когда ответ студента соответствует всем требованиям. Оценка «хорошо» (61 – 80 баллов) - в случае, когда хотя бы один пункт реализован не в полной мере. Оценка «удовлетворительно» (41 – 60 баллов)- - если ответ студента соответствует двум пунктам требований в полной мере, а двум недостаточно или слабо. Оценка «неудовлетворительно» (0 – 40 баллов) выставляется экзаменатором в случае несоответствия вышеуказанным требованиям в трех или четырех пунктах. Вопросы к экзамену по разделу «История образования и педагогической мысли» 1. Становление и развитие истории образования и педагогической мысли как отрасли научного знания. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Основные подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса. 2. Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. 3. Развитие педагогической мысли в Древней Греции и Риме. Спартанская и афинская системы воспитания. 4. Развитие образования и педагогические идеалы средневековой Западной Европы. 5. Зарождение педагогики как науки. В. Ратке, Я.А. Коменский. 6. Педагогическое учение Я.А. Коменского. «Великая дидактика». 7. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж.Локка. «Мысли о воспитании». 8. Педагогические идеалы французских просветителей. Концепция естественного свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Роман «Эмиль, или о воспитании». 9. Педагогическое творчество И.Песталоцци. «Теория элементарного образования» как всеобщий метод воспитания. 10. Разработка научных основ педагогики. И.Ф. Гербартом. 11. Педагогическая теория А. Дистервега. «Руководство к образованию немецких учителей» 12. Идеи филантропизма и зарождение социальной педагогики. Социально- педагогические опыты Р. Оуэна. 13. Революционно-демократическое направление в истории Западноевропейского образования. 14. Сущность реформаторской педагогики и ее основные представители в странах Западной Европы и США (кон. XIX - нач. XX вв.). 15. Инновационные процессы в современной зарубежной школе. 16. Воспитательная практика у славян. Становление педагогических традиций России как локальной цивилизации. 17. Развитие школы и педагогической мысли Руси XIII - XVII вв. Духовно-религиозная основа древнерусской педагогики. 18. М. В. Ломоносов и развитие просвещения в России в XVIII веке. 19. Образование и общественно-педагогическая мысль России первой половины XIX в. 20. Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века в России. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова. 21. Школьные реформы 60-70 годов XIX века в России. 22. К. Д. Ушинский - основоположник русской школы научной педагогики. Статья «О пользе педагогической литературы». 23. К. Д. Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Статья «О народности в общественном воспитании». 24. К. Д. Ушинский о роли труда в развитии личности. «Труд в его психическом и воспитательном значении». 25. К.Д. Ушинский о проблемах дидактики. 26. Проблема школьного воспитания и обучения в наследии П. Ф. Каптерева. 27. Педагогика ненасилия и концепции свободного воспитания (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель). 28. Реализация идеи свободного воспитания в школьной практике. Яснополянская школа Толстого и ее современные традиции. 29. Педагогика как прикладная философия С. И. Гессена. 30. Политико-идеологическая направленность реформ образования в России после 1917 года. Концепция единой трудовой школы (1918 год). 31. Особенности содержания, организации и методов школьного обучения в 20-30е годы в России. 32. Педагогические дискуссии 20-х годов XX в. в России. 33. С. Т. Шацкий и его концепция школы как центра воспитания в социальной среде. 34. Педагогические взгляды и деятельность П. П. Блонского. 35. Учение А. С. Макаренко о воспитании как педагогической системе. Полемика вокруг наследия Макаренко. 36. Вопросы семейного воспитания в истории отечественной педагогической мысли (Л.Н. Толстой, П.Ф.Лесгафт А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский). 37. Проблема личности учителя, его подготовки в трудах зарубежных педагогов: Я.А. Коменского, И.Г.Песталоцци, А. Дистервега. 38. Проблема личности учителя и его подготовки в трудах отечественных педагогов: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко. 39. Развитие системы образования в России во второй половине ХХ века. 40. Основные направления в развитии отечественной педагогической науки после Великой Отечественной Войны до начала 90-х годов ХХ века. 41. Российская система образования и школа в условиях гуманизации и демократизации общества начала 90-х годов XX в. Закон РФ «Об образовании». 42. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. 43. Основные направления развития школы и педагогики в нач. ХХI в. Национальная доктрина образования, Федеральная программа развития образования (2000), Типовое положение об общеобразовательном учреждении(2001), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 44. Развитие образования и педагогической мысли в Тульском регионе (XIX – XX вв.)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |