Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА



2015-12-14 672 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Курс лекций

 

 

Учебное пособие

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

УДК 94(470+571)(075.8)

ББК 63.3(2)я73

И-82

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _____________ 2015 г.

 

Рецензент

Ф.Н. Поносов – доктор философских наук, профессор

 

Под редакцией С.Н. Уварова

 

Авторы:

Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров –

Доценты кафедры отечественной истории, социологии

И политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

И-82 История: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / Е.Н. Дербин [и др.]; под редакцией С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 216 с.  

Учебное пособие по истории подготовлено преподавателями кафедры отечественной истории, социологии и политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА. В него включены материалы, которые помогут студентам при изучении курса «История».

Адресовано студентам высших учебных заведений всех направлений и специальностей.

 

 

УДК 94(470+571)(075.8)

ББК 63.3(2)я73

© Дербин Е.Н. [и др.], 2015

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015


СОдержание

Введение ……………………………………………………………..….. ….…4
Тема 1. История как наука …………………………………………… ….…6
Тема 2. Российские историки и основные этапы отечественной историографии …………………………………………………….….…   …..13
Тема 3. Место и роль России в мире …………………………….….... .….19
Тема 4. Киевская Русь (IX-XI вв.) ……………………………………. ...…23
Тема 5. Период раздробленности (XII-XV вв.) …………………..….. …...33
Тема 6. Московская Русь (XVI-XVII вв.) ……………………….…… .…..46
Тема 7. Российская империя в XVIII веке ..…………………..…….... …...62
Тема 8. Российская империя в первой половине XIX века ………..… .…..76
Тема 9. Российская империя во второй половине XIX века…..…….. …...91
Тема 10. Россия в начале ХХ века……………………..……………… ….106
Тема 11. Формирование и сущность советского строя ………..….…. .…122
Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны … .…145
Тема 13. СССР в условиях «холодной войны» ………………..….….. .…162
Тема 14. Россия в 1990-е гг. ……………………………………..….…. .…182
Тема 15. Россия в начале XXI века….……………………..…………. ….193
Даты ….………………………………………………………………..... Список рекомендуемой литературы …………………………………... .…199 ….215

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя, – утверждал известнейший русский историк В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». Другими словами, история служит важным средством познания окружающего мира, нельзя понять настоящее, не зная прошлого.

Изучение прошлого необходимо для формирования целостной системы представлений, развития личности, способности к компетентному суждению и самостоятельным выводам. Историческая наука развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее.

История как обществоведческая дисциплина, дополняя профессиональное образование, помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо для студентов ВУЗа. Высокий уровень специальной подготовки очень важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – специфический и сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо специализированным образованием.

Являясь важнейшим способом коллективной самоидентификации, история играет огромную роль в период крупномасштабных социальных изменений. Знание отечественной истории помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – то главное, что по-прежнему объединяет нас в один народ: не совместное проживание и единый язык, а пока еще общая память. Как только мы забудем нашу историю – исчезнем и как одно целое.

Известному российскому реформатору П.А. Столыпину принадлежит фраза: «Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы». Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все – из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.

Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными государственными задачами. История в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории своего Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается учебное пособие по истории. Хронологически он охватывает период с этногенеза восточных славян и до начала ХХI века. Особое место в учебном пособии уделяется выяснению места и роли России в истории человечества. Авторы постарались сделать историю более понятной и доступной для студентов. Поэтому главным образом речь пойдет об основных тенденциях развития в истории Отечества, о тех факторах, переменах, которые определяли «лицо» эпохи. В основу изложения положен хронологически-проблемный принцип. Имена правителей и термины, знание которых обязательно, выделены в тексте жирным курсивом и подчеркиванием. После каждой темы указаны контрольные вопросы для самопроверки и список дополнительной литературы, которая в основном сосредоточена читальном зале учебного корпуса №1.

Задачикурса: дать представления об этапах исторического развития России; выделить основные закономерности исторического процесса; показать место и роль России в истории человечества и в современном мире; научить анализировать происходившие процессы и аргументировано излагать свою точку зрения.

Изучение истории позволит сформировать следующие общекультурные компетенции:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

- способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- способность к самоорганизации и самообразованию.


ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

1.1 Понятие, объект и предмет истории.

1.2 Исторические источники и факты.

1.3 Методы и принципы исторического исследования.

1.4 Функции истории.

1.5 Подходы к изучению истории.

 



2015-12-14 672 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (672)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)