Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Ведущие тенденции развития мирового воспитательного и образовательного процессов в конце XX – начале XXI вв



2015-12-14 1320 Обсуждений (0)
Тема: Ведущие тенденции развития мирового воспитательного и образовательного процессов в конце XX – начале XXI вв 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Концепции развития современной зарубежной литературы.

2. Различные подходы к трактовке целей педагогического процесса. Парадигмы воспитания и обучения.

3. Реформы в системах образования стран Запада. Этапы реформирования.

 

1. Современная зарубежная педагогика развивается в русле многообразных концепций. Наиболее значимые – традиционалистическая, рационалистическая и феноменологическая концепции. Традиционалистическая концепция предполагает сохранение за образованием роли ретранслятора культурных ценностей. Исходя из этого, будущее – за систематическим академическим образованием.

Рационалистическая концепция концентрирует усилия на проблеме усвоения знаний и практической адаптации школьников к существующему обществу через образование. Согласно данной концепции, любая образовательная программа может быть переведена в поведенческий репертуар знаний, умений, навыков, которыми следует овладеть в процессе образования.

Феноменологическая концепция основывается на гуманистической направленности образования и на персональном подходе к каждому ученику.

2. В современной зарубежной педагогике существуют различные подходы к трактовке целей обучения и воспитания в школе. Различие подходов объясняется наличием парадигм. Традиционалистическая парадигма главную цель обучения и воспитания видит в том, чтобы дать учащемуся прочные академические знания. Технопрактическая прагматическая парадигма главную цель педагогического процесса сводит к освоению учащимися практических знаний, которые пригодятся им в жизни и профессиональной деятельности.

С точки зрения поведенческой парадигмы главная цель обучения и воспитания – сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения ими социальных ролей, соблюдения норм морали и поведения в обществе.

Гуманистическая парадигма видит цель педагогического процесса в развитии способностей личности, ее духовном росте, самосовершенствовании и самореализации. Ученик может чего-то не знать, важнее, чтобы он состоялся как личность.

Теологическая парадигма – цель обучения и воспитания в развитии религиозных чувств и нравственных основ человека.

Эзотерическая парадигма цель образования трактует как познание человеком истины, приобщения к тайнам существования.

II половина XX в. – это период крупномасштабных реформ в образовании. I этап реформирования систем образования развитых стран Запада начался в 1960-70-е годы. Его общая целевая установка – продлить сроки обязательного обучения, сделать среднее образование массовым и далее всеобщим, провести структурные преобразования – диктовалась потребностью кардинально изменившихся под воздействием научно-технического прогресса отраслевых структур. В ходе реформ 1960-70-х годов был расширен контингент обучаемых в начальной, средней и высшей школах, многотиповые структуры средних школ преобразованы в единую («всеохватывающую») общую школу. Ассигнования на образование росли в 1,5-2 раза быстрее национального дохода и превратились в крупнейшие статьи государственного бюджета. Однако в конце 70-х годов стало ясно, что качество образования не повышается, у основной массы учащихся снизился уровень базовых знаний и умений. Данная ситуация вызвала обоснованную тревогу и послужили импульсом для принятия крупномасштабных мер, направленных на повышение качества образования. В начале 1980-х гг. этому вопросу был посвящен ряд международных и национальных конференций. Многие страны разработали специальные правительственные документы, раскрывающие глубину проблемы. Так, в США был опубликован доклад «Нация в опасности», правительство Англии представило парламенту доклад «Лучшие школы», Министерство образования Швеции подготовило документ «Качество в образовании». Все эти документы требовали давать такие знания, которые соответствовали бы планируемому уровню научно-технического развития.

II этап реформирования (1970-80-е гг.) был направлен на совершенствование образовательных систем. К основным тенденциям совершенствования можно отнести:

· повышение роли и значения образования в жизни общества, превращение его в реальную производительную силу;

· формирование целостной гибкой системы обучения и воспитания, начиная с семьи и детского сада и заканчивая университетом и послевузовским образованием;

· модернизация учебно-материальной базы, обновление содержания образования;

· массовая профессионализация на базе достаточно высокого уровня общеобразовательной подготовки;

· демократизация и гуманизация организации и управления образованием;

· повышение фундаментальности и логизации содержания образования; становление нового педагогического мышления, построение отношений учитель-ученик на основе педагогики сотрудничества;

· активизация работы учебных заведений в качестве социокультурных центров, развитие в них самоуправленческих начал.

По оценкам специалистов ЮНЕСКО последовательное проведение в жизнь отмеченных тенденций в развитии образования обеспечит его выход на качественно новую ступень. Процесс реформирования средней школы протекает в странах Запада неравномерно. В одних он сводится к постепенному обновлению содержания учебных курсов, в других – проводятся более радикальные реформы. Общая позиция, характерная для большинства развитых стран, состоит в увеличении числа обязательных предметов, изучаемых всеми учащимися средних школ. Модернизация содержания образования осуществляется прежде всего в области естественно-математических наук, ибо ранее им уделялось мало внимания.

Тенденции обновления содержания образования в современной европейской школе.

Содержание образования Новые подходы Способы
естественно-математическое образование обязательное изучение естественных наук всеми учащимися. Осуществление структурной перестройки в преподавании естественно-научного цикла. Увеличение учебного времени на изучение предметов естественно-научного цикла. Выделение основных понятий в естественных науках. Практическое использование знаний.
экологическое образование Формирование экологической грамотности и навыков охраны окружающей среды. Воспитание граждан ответственности по отношению к живой и неживой природе. Включение материалов по экологии в курсы химии, биологии, естествознание, создание спецкурсов.
Естественно-техническое образование Ознакомление с устройством компьютеров, способами их использования в жизни. Развитие навыков работы на вычислительной технике. Введение предмета «Технология», курсов по информатике.
Гуманитарное образование Пересмотр содержания исторических и обществ. дисциплин. Повышение внимания и изучение иностранных языков. Усиление роли религиозного воспитания. Создание новых учебников по истории и обществоведению. Введение новых дисциплин (социология, психология, педагогика и др.), курсов по семейному и половому воспитанию. Увеличение числа часов, отводимых на изучение иностранных языков.

Структура школьной системы в европейских странах: начальная школа – неполная средняя школа – полная средняя школа. По завершении начальной и неполной средней школы учащиеся распределяются по 3-м основным учебным потокам:

· полная общеобразовательная школа академического уровня, которая ориентирует на поступление в университет;

· средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе;

· профессиональные учебные заведения.

 

 


 

 

Вопросы по истории педагогики для филологического факультета

1. История педагогики как учебный предмет и ее значение.

2. Деление истории педагогики на периоды.

3. Воспитание детей и юношества в архаической Греции IX – VIII вв. до н.э.

4. Воспитание в Древней Греции в VI – IV вв. до н.э.

5. Особенности женского воспитания в Древней Греции.

6. Воспитание и образование в Древнем Риме.

7. Развитие церковной культуры.

8. Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

9. Реформация и ее политика в области образования и воспитания.

10. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

11. Деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского.

12. Концепция воспитания и образования Д.Локка.

13. .Жизнь и педагогическая деятельность Ж.Ж.Руссо

14. Начало развития светской государственной школы.

15. Теоретическая педагогика XVIII века.

16. Деятели просвещения XVIII века.

17. Простонародное воспитание и народная школа.

18. Первые государственные воспитательно–образовательные учреждения.

19. Вопросы начального и среднего образования в указанный период.

20. Развитие школы и педагогики в 20-30–е годы.

21. Педагогические идеи П.Блонского и С.Шацкого.

22. Течение «новых школ».

23. Педагогика «гражданского воспитания» и трудовых школ.

24. Прагматическая педагогика.

25. Экспериментальная педагогика.

26. Экзистенциализм и педагогика.

27. Неотомизм и педагогика.

28. Реформаторская педагогика как прогрессивное направление в развитии педагогической теории и практики.

29. Жизненный путь К.Ушинского. (1824–1870)

30. Идея народности как основа педагогической системы Ушинского.

31. Дидактические взгляды К.Ушинского.

32. Ушинский о программе подготовки учителя.

33. Идея свободного воспитания и ее реализация в яснополянской школе.

34. Дидактические взгляды Толстого.

35. Воспитательные взгляды Толстого.

36. Развитие школы в XIX в.

37. История жизни и педагогические эксперименты И.Г.Песталоцци.

38. Дидактические взгляды Гербарта.

39. Педагогические взгляды А.Ф.Дистервега.

40. Школьные реформы I половины XIX века.

41. Революционно-демократическая педагогика 30-40 гг. XIX века.

42. Общественное движение 50-60 –х годов и педагогическая мысль.

43. Проблема демократизации школы. Два подхода к пониманию демократизации образования.

44. Основные современные теоретические парадигмы воспитания.

45. Дифференциация обучения как средство демократизации школы.

46. Развивающее обучение.

47. Педагогическое сотрудничество как путь совершенствования педагогического процесса.

48. Специфические особенности развития древнерусского образования и воспитания в X – XIV веках.

49. Образование в Русском государстве XIV – XVII вв.

50. Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.

51. Педагогическая система А.С.Макаренко

52. Педагогическое сотрудничество как путь совершенствования педагогического процесса.

 

 



2015-12-14 1320 Обсуждений (0)
Тема: Ведущие тенденции развития мирового воспитательного и образовательного процессов в конце XX – начале XXI вв 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Ведущие тенденции развития мирового воспитательного и образовательного процессов в конце XX – начале XXI вв

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)