Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Павел I и Наполеон. Русско-французский союз




Павел I, расценивший поведение английских и австрийских союзников как предстельство, отозвал русскую армию в Россию. Вскоре (уже после того, как Наполеон Бонапарт, вернувшийся из египетского похода, совершил государственный переворот и провозгласил себя первым консулом) Павел разорвал союз с Англией и Австрией и заключил союз с Францией. Первый консул увлек российского императора перспективой совместного похода в Индию. Однако союз с Францией был крайне непопулярен в России, поскольку дворянство видело в Наполеоне наследника революции и узурпатора трона Бурбонов. Резкий поворот внешнеполитического курса стал одной из причин свержения и убийства Павла I в результате дворцового переворота 11-12 марта 1801 г. Новый царь Александр I разорвал союз с Францией.

На что следует обратить внимание при ответе:

В ходе ответа следует продемонстрировать тесную связь южного и западного направлений внешней политики России.

Говоря о победах русского оружия и их значении для освоения Новороссии и выхода России к морским путям, следует все же не забывать о завоевательном, имперском характере внешней политики Екатерины II.

Ответ требует постоянной внимательной работы с картой, на которой следует показывать все называемые территории и места сражений.

1 Буквальный перевод - свободное запрещение.

2 На южных рубежах Россия еще не имела флота: его невозможно было создать на мелководном Азовском море, а берега Черного моря принадлежали Турции.

3 Целью этого союза было осуществление так называемого "греческого проекта" - расчленение Турции и создание на принадлежавших ей территориях с православным населением "Греческой империи" во главе с представителем династии Романовых.

4 В ходе разделов Польши Россия присоединила территории с преимущественно украинским и белорусским населением, в большинстве своем православным. Однако это не может служить оправданием раздела суверенного государства, в котором украинцы и белорусы жили столетиями. К тому же в состав Российской империи вошли и земли, населенные католиками: поляками и литовцами, и лютеранами - латышами. Впоследствии, после разгрома Наполеона, Россия добилась передачи ей значительной части польских земель, отошедших ранее к Пруссии. В обмен на это Россия поддержала Пруссию, стремившуюся присоединить к себе как можно больше территорий других германских государств.

5 Северная Италия была завоевана генералом Бонапартом (будущим Первым консулом и императором Наполеоном I) в 1797 г. во время так называемого "Первого Итальянского похода".

 

 

ТЕМА 42. КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ И II ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Особенности развития культуры в XVIII веке

Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли ка бы две культуры: господствующая, тесно сбизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.

Быт

В XVIII в. большинство крестьян по-прежнему жило в избах, топившихся по-черному. Правда, конструкция избы изменилась: появились деревянный пол и потолок. В избе зимой вместе с людьми держали молодняк скота. Скученность и отсутствие гигиены приводили к высокой смертности, особенно детской.

Подавляющее большинство крепостных крестьян было неграмотно. В государтвенной деревне доля грамотных была несколько выше, доходя до 20-25%.

Досуг, который обычно появлялся лишь в зимнее время, после завершения сельскохозяйственных работ, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками, катанием с ледяных горок. Традиционными оставались и семейные отношения. Как и прежде, вопреки указу Петра I, решение о браке принимали не столько молодые, сколько старшие члены семьи, а иногда - и барин.

Ничего общего с деревенским не имел быт богатого помещика. Костюм, интерьер жилища, ежедневный стол помещика отличались от крестьянских не только богатством, как в XVI-XVII в., но самим типом. Помещик носил мундир, камзол, а позднее - фрак, держал повара, который готовил изыысканные блюда (богатые дворяне выписывали поваров из-за границы). В богатых усадьбах имелась многочисленная дворня, включавшая не только лакеев и кучеров, но собственных сапожников, портных и даже музыкантов. Однако это относится к богатой и знатной верхушке дворянства. У мелкопоместных дворян и возможности, и запросы были значительно скромнее.

Даже в конце XVIII в. лишь немногие дворяне были хорошо образованы. И все же именно усадебный быт, свобода от материальной нужды и служебных обязанностей (после Манифеста "О вольности дворянства") обеспечили расцвет культуры второй половины XVIII и XIX вв.

Просвещение

В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью основанные при Петре I школы стали дворянскими и выходцы из других сословий не могли обучаться в них.

В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и при поддержке И.И. Шувалова был создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). В отличие от многих российских учебных заведений университет был открыт для выходцев из непривилегированных сословий. Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Здесь не было непременного для Западной Европы богословского факультета.

Во второй половине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширяться. В середине 80-х гг. в губернских городах были созданы четырехклассные, а в уездных городах - двухклассные народные училища. В первых двух классах учили чтению, письму, счету, закону Божьему. В старших классах изучали историю, геоографию, геометрию, физику и др. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.

Выросло и число дворянских учебных заведений. К концу XVIII в. в России было 5 кадетских корпусов. Появились созданые И.И. Бецким благородные пансионы. Бецкой в духе идей Просвещения считал основой человеческой природы воспитание. Он рассчитывал дать воспитанникам, которые должны были находиться в пансионе с 5-6 до 18 лет, идеальное воспитание, чтобы впоследствии они также воспитывали своих детей. Таким образом дожна была появиться новая "порода людей". Намерения Бецкого не ограничивались только дворянством, но касались и других сословий. Бецкой впервые обратил внимание также на женское образование. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц, в котором имелось отделение для девушек недворянского происхождения.

Наука и техника

Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли.

Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки.

В 1741 г. экспедиция во главе с В. Берингом обследовали северо-западное побережье Америки.

Среди русских ученых выдающееся место принадлежит крестьянскому сыну М.В. Ломоносову. Он поступил в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую Академию откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 г. он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Ломоносов был ученым-энциклопедистом, достиг больших успехов в столь разных областях знания как математика, физика, химия, астрономия, языкознание, история и философия. А.С. Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом". Ломоносовым был открыт закон сохранения материи и движения, сконструированы многочисленные оптические приборы. Ломоносов написал Древнюю Российскую историю", в которой спорил с норманнской теорией возникновения государства у славян, выпустил "Российскую грамматику".

Во второй половине XVIII в. продолжалось изучение природных ресурсов страны. С этой целью в различные районы России было направлено 5 экспедиций, которые собрали богатый материал о животном и растительном мире, реках, составили описания городов и предприятий.

Определенные сдвиги наметились в медицине. В частности, было введены прививки от оспы. Первой сделала себе прививку Екатерина II.

Вторая половина XVIII в. богата достижениями в области техники. Знаменитым изобретателем-самоучкой был И.П. Кулибин. Он сделал проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву.

И.И. Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Если машина Ньюкомена могла только откачивать воду из шахт, то машина Ползунова была способна приводить в действие любые механизмы. (Подобная машина была создана в Англии Дж. Уаттом лишь через 20 лет). Но изобретение Ползунова не нашло применения в крепостной России. Его машина была уничтожена.

В XVIII в. достигла значительных успехов историческая наука. Ее основоположником в России считается В.Н. Татищев. Ему принадлежит первый обощающий труд по отечественной истории - "История Российская" в пяти томах. Благодаря труду Татищева, собравшего уникальную коллекцию древних рукописей (впоследствии погибшую), до историков дошли летописные известия из источников, не сохранившихся до наших дней. В то же время Татищев еще не был историком-профессионалом, иногда он позволял себе "дописывать" летописи, поэтому некоторые его сообщения вызывают сомнения у специалистов.

Князь М.М. Щербатов написал "Историю Российскую от древнгейших времен", доведя ее до воцарения Романовых. Он же опубликовал открытую Татищевым "Русскую правду".

Литература

Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII в. был классицизм. Особенностями этого стиля являются гражданская тематика, апология просвещенного абсолютизма, преклонение перед человеческим разумом. Герой классицизма, как правило, не столько наделен индивидуальными чертами, сколько выражает то или иное качество. Для русского классицизма характерно использование не античных, а отечественных сюжетов. Важнейшими жанрами классических произведений были поэтические оды и сатиры, драматические трагедии и комедии. Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии А. Кантемира, В.К. Тредиаковского и особенно М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова.

Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII в., писавшим в стиле классицизма, стал Г.Р. Державин, особенно прославившийся адресованной Екатерине II одой "Фелица".

Внешне к классицизму относятся и комедии Д.И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль". Их композиция соответствует требования драматургии классицизма о соблюдении единства места и времени. Фамилии героев характеризуют их личные качества. Но в то же время герои Фонвизина - живые люди, наделенные не только пороками или добродетелями, но индивидуальными характерами.

Во второй половине XVIII в. складывается стиль сентиментализма. Для этого литературного направления характерно внимание к внутренним переживаниям "маленького человека". Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. Наиболее известным произведением русской литературы, созданным в стиле сентиментализма, является повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".

Общественная мысль

Общественная мысль XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения. Всем идеологам Просвещения свойственно предпочтение медленного эволюционного развития, стремление с помощью новых законов сформировать новое гуманное общество.

Интересным мыслителем был приближенный Елизаветы Петровны И.И. Шувалов. Он предлагал ввести "непременные законы", направленные на поддержание "общего блага". Отчасти эта мысль опиралась на идеи Петра I о "службе" монарха. Но главный источник шуваловских проектов - взгляды французского философа-просветителя Монтескье, который считал, что монархия отличается от деспотии, что покоится на "основных законах", обязательных и для самого монарха.

По предложению Шувалова императрица должна была присягнуть в том, что будет соблюдать "непременные законы", а подданные - в том, что они будут наблюдать за тем, как монарх их соблюдает. Хотя подданными здесь именовались дворяне, это было бы значительным шагом к внедрению договорных отношений между властью и населением. Правительство даже в более поздние годы не решилось на обсуждение проекта Шувалова.

Значительное влияние на развитие общественной мысли оказал "Наказ" Екатерины II Уложенной комиссии, провозгласивший важнейшие просветительские идеалы: гарантии свободы, частной собственности, защиты от судебного произвола. Екатерина II утвердила в России идеал просвещенной монархии.

Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н.И. Новиков. Новиков выступал против крепостнического гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Но одновременно стремился противостоять упрощенному пониманию французского Просвещения (вольтерианства), считая необходимым сочетать образованность с развитием нравственного чувства.

Новиков издавал журналы "Трутень", Живописец". В его типографии печатались учебники, словари, граммтики. Одним из важнейших изданий Новикова была "Древняя российская вифлиофика" - собрание источников по древнерусской истории. Издания Новикова способствовали формированию в России не только образованности, но и общественного мнения.

Иная, радикальная форма просветительской идеологии была представлена в творчестве А.Н. Радищева, в особенности в "Путешествии из Петербурга в Москву" и оде "Вольность". Радищев не просто именовал помещиков "пиявицами ненасытными", он призывал к расправе с ними, к цареубийству и свержению монархического правления. Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".

Во второй половине XVIII в. в России существовало и иное, консервативное направление общественной мысли. Оно было представлено трудами М.М. Щербатова. Его памфлет "О повреждении нравов в России" представил взгляды своеобразной оппозиции Екатерине справа. Щербатов отстаивал необходимость сохранить крепостное право и укрепить дворянские привилегии. Он требовал запретить предоставление дворянских званий купцам и другим представителям непривилегированных сословий, которые, по его мнению, лишены дворянской чести и лишь компрометируют высшее сословие. Екатерину Щербатов критиковал за безнравственность и деспотизм, который проявлялся, с его точки зрения, в ущемлении дворянских привилегий и предоставлении чрезмерных прав государственным чиновникам в ущерб дворянским корпорациям. Сочинения Щербатова, несмоненно, выражали точку зрения значительной части российскорго дворянства.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)