Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ординалистская функция полезности



2015-12-14 934 Обсуждений (0)
Ординалистская функция полезности 0.00 из 5.00 0 оценок




Ординалистская функция полезности основывается на следующих предположениях.

1. Выбирая, потребитель оценивает полезность не отдельных благ, а потребительских наборов.

2. Предположение о сравнимости. Потребитель способен сравнивать два любых набора товаров и в результате прийти к одному из выводов: набор Х предпочтительнее набора У; набор Х менее предпочтителен набора У; потребитель безразличен в выборе между Х и У.

3. Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия. Если потребитель предпочитает набор Х набору У, а набор У набору Z, то он предпочитает также набор X набору Z.

4. Предположение о ненасыщаемости. Потребитель всегда предпочитает большее количество любого товара меньшему, а полное насыщение исключено.

Согласно данному подходу, потребитель с учетом своих вкусов может составить разные наборы товаров и услуг и установить порядок предпочтения одних наборов по сравнению с другими.

Ординалистской является такая функция полезности, которая описывает, в каком порядке потребитель предпочитает ранжировать потребительские наборы.

Ординалистская функция полезности изображается семейством кривых, называемых кривыми безразличия. Каждая кривая безразличия представляет собой геометрическое место наборов товаров с одинаковой полезностью для потребителя. Когда набор состоит из двух товаров (Х и У), семейство кривых безразличия можно изобразить на плоскости (рис. 8), где Х, У – количество двух благ, образующих потребительский набор. Кривые 1, 2, 3 – кривые безразличия. Если взять любую кривую безразличия, например 3, каждая ее точка отразит определенный потребительский набор.

Товар Y
 

 

 

 
 

 

 


Рис. 8. Кривые безразличия.

Совокупность кривых безразличия образует карту безразличия. Карта безразличия обладает следующими свойствами.

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные наборы или большую полезность для потребителя.

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Этот фактор может быть аргументирован следующим образом: чтобы сохранить тот же уровень полезности набора при уменьшении потребления первого товара, потребитель должен компенсировать это уменьшение увеличением потребления второго товара.

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются, так как один и тот же набор товаров не может характеризоваться двумя разными уровнями полезности.

4. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это свойство имеет место благодаря уменьшению предельной нормы замещения при движении вдоль по кривой безразличия.

Предельная норма замещения товара У товаром Х показывает, какое количество товара Х необходимо, чтобы компенсировать потребителю утрату единицы товара У:

MRSух = ½¶Y / ¶X½=MUx / MUy, U = const.

Предельная норма замещения описывает первую производную кардиналистской функции полезности, представляющей данную кривую безразличия, и является касательной к кривой безразличия в данной точке.

MRS отрицательна, так как изменение количеств двух товаров происходит в противоположных направлениях.

Значение показателя MRS.

1. MRS Характеризует все возможные варианты замены одного товара другим, следовательно, кривая безразличия по-существу является кривой взаимозамещения благ.

2. MRS позволяет определить степень значимости для потребителя одного товара относительно другого, определить насколько потребитель готов отказаться от потребления одного товара ради увеличения потребления другого.

Таким образом, карта безразличия каждого потребителя индивидуальна, учитывает его вкусы и предпочтения. Но независимо от различий вкусов все потребители стремятся к более высокой кривой безразличия, так как она предлагает наборы товаров и услуг более высокой полезности.

Характеристика MRS завершает анализ системы предпочтений потребителя. Однако сравнительная предпочтительность не может полностью объяснить поведение потребителя. На его индивидуальный выбор также влияет бюджетное ограничение. Его определяют доход и цены на товары и услуги.

Бюджетное ограничение – геометрическое место наборов товаров и услуг, стоимость которых равна доходу потребителя.

Уравнение бюджетного ограничения потребителя.

I = Px*X + Py*Y,

где I – доход потребителя, Px, Py – цены на товары X и Y, X – количество товара X, Y – количества товараY.

Y
Графически бюджетное ограничение иллюстрирует бюджетная линия (рис. 9).

 
 

 


Х
М

I / Px

Рис. 9. Бюджетное ограничение и бюджетная линия

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. На их покупку потребитель расходует весь свой доход. Все наборы, расположенные выше бюджетной линии (точка К), недоступны для потребителя. Если же потребитель выбирает набор, расположенный ниже бюджетной линии (точка М), часть его дохода остается нерастраченной.

Свойства бюджетной линии.

1. Расположение бюджетной линии зависит от величины потребительского дохода. Его увеличение приводит к параллельному сдвигу линии право, а его уменьшение перемещает линию влево.

2. Пропорциональное изменение цен товаров также приводит к параллельному смещению бюджетной линии.

3. Изменение цены на один из товаров при фиксированном доходе ведет к повороту бюджетной линии, так как меняется соотношение цен на товары.



2015-12-14 934 Обсуждений (0)
Ординалистская функция полезности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ординалистская функция полезности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (934)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)